В 30-х годах ХХ века человечество переживало очередной технологический бум. Некоторые идеи показали свою значимость и нужность, они и поныне являются важными инструментами технологического прогресса, некоторые оказались тупиковыми ветвями развития техники. В этой статье мы расскажем и о тех, и о других.
РУС-2 «Редут»
Период между двумя мировыми войнами был периодом бурного расцвета радиосвязи и зарождения радиолокации. К 1939 году радиолокационные станции стояли на вооружении США, Великобритании и СССР. Во время войны к ним прибавились Германия и Япония. В СССР проблемой радиолокации для противовоздушной обороны занимались давно и много. Вначале пошли по тупиковому пути.
Впрочем, по этому пути прошли все страны. Суть идеи была проста. Самолеты в воздухе шумят двигателями. Следовательно, задача состояла в том, чтобы определить направление шума от двигателей, передать координаты на прожектора, осветить цель, и дать возможность зенитным орудиям сбить её.
Так, в СССР появились системы «Прожзвук». Выглядели они фантастично, но их боевая эффективность было невысока. Во-первых, многое зависело от высоты полета (дальность до источник шума), а во-вторых, система зависела от погоды. Если самолеты противника шли в плотной облачности, прожектора их не находили.
Тем временем исследования распространения радиолучей шли своим ходом и появились прообразы современных радиолокационных станций. Аббревиатура РЛС вначале не прижилась. Радиолокационные станции назывались радиоулавливателями самолетов (РУС). В Советском Союзе работы в этом направлении начались в 1933 году, а 3 января 1934 года в Галерном порту Ленинграда был произведён эксперимент, в котором, впервые в СССР, был обнаружен летящий самолёт по отражённым от него радиоволнам. Первым появился РУС-1 «Ревень».
Система была во многом опытная. Передающая и приемная антенны монтировались на двух машинах, что создавало определенные неудобства. Тем не менее, РУС-1 был принят на вооружение. Это был своеобразный «радиозабор». РУС-1 не определял координаты самолетов, он определял факт пересечения радиолокационного поля между передающей и приемной антеннами. Станции системы РУС-1 в Ленинградском военном округе начали устанавливать вдоль линии границы с Финляндией с апреля 1941 года. Конструкторы продолжали работать, им удалось совместить приемную и передающую антенны и смонтировать все оборудование в фургоне на базе грузовика ЗиС-6. Так появился РУС-2 «Редут». Справедливости ради надо сказать, что серийно выпускались варианты РУС-2 двухантенные (на двух грузовиках) и одноантенные (на одном грузовике). Первое боевое применение «Редута» произошло во время финской войны. Выражаясь современным языком, это была опытная эксплуатация в боевых условиях, что дало разработчикам и военным бесценный опыт. Первоначально планировалось, что «Редуты» будут находиться, в основном, в Ленинградской области для прикрытия западного направления. Под Ленинградом в июле 1941 года работало 3 станции «Редут», располагавшиеся в Токсово, Агалатово и около города Нарва.
Серийное производство «Редутов» было организовано на ленинградском заводе №208 им. Коминтерна, впоследствии завод был эвакуирован. Завод выпускал «Редуты», и они сразу же включались в систему ПВО Ленинграда. Те РЛС, которые первоначально были разбросаны по Ленинградской области, стягивались под город. Зимой 1941/42 года на защите Ленинграда находилось восемь «Редутов». С 1941 по 1945 год операторами РЛС было обнаружено и проведено 115 586 воздушных целей из 237 249 самолётов. Военные историки, исследующие блокаду Ленинграда, пишут о героизме защитников города, стойкости его жителей, роли Балтийского флота и его тяжелой морской артиллерии с фортов и кораблей. И это всё правда. Но есть ещё один факт, о котором пишут мало в силу его неизвестности. Ленинград был, выражаясь современным языком, накрыт радиолокационным полем, не позволяющим немецким самолетам незаметно приближаться к городу. Своевременная информация от расчета «Редута» - это поднятые и нацеленные на нужное направление истребители ПВО, это заградительный огонь зенитных орудий, это спасенные человеческие жизни.
«Редуты» участвовали и в битве под Москвой. Располагались они не в пригороде, а значительно дальше, создавая своеобразный радиолокационный щит столицы. В середине июля 1941 года комплексы РУС-2 были развернуты вблизи Москвы. На 15 августа 1941 года было девять таких станций, располагавшихся в Клину, Можайске, Калуге, Туле, Рязани, Мытищах, Владимире, Ярославле и Кашине. Около 22 часов 21 июля одна из РЛС обнаружила ночной налёт 200 бомбардировщиков на расстоянии около 100 км. Это был первый налёт на Москву. В ходе войны к станциям «Редут» были добавлены 3 английских РЛС MTV-105. В мае 1942 года комплекс РУС-2 поступил на вооружение сил ПВО, прикрывавшего Горький.
«Редуты» прикрывали и Севастополь. Был создан вариант РЛС, предназначавшийся для установки на крупные корабли. РЛС назывались «Редут-К». Первым кораблем, получившим такую систему, стал крейсер Черноморского флота «Молотов» проекта 26-бис. Он вступил в строй перед самым началом войны. Первые, самые тяжелые месяцы войны «Молотов» находился в Севастополе и прикрывал город от налетов немецкой авиации. Командованию флота был нужен новейший корабль в море, но он находился в Севастополе, так как ПВО Главной базы флота было важнее. Через некоторое время в Севастополь доставят еще два «Редута», и «Молотов» сможет покинуть город. С августа 1942 года и по конец 1943-го, в связи с повреждением «Молотова», «Редут» работал по прикрытию военно-морской базы Поти. 30 июня по приказу командования Черноморского флота, в связи с эвакуацией из Крыма, два «Редута», прикрывавшие Севастополь были сброшены в море у мыса Фиолент.
«Редут» - это первая советская импульсная РЛС с дальностью обнаружения высотных целей до 120-150 км. Точность определения дальности была до 1000 м, точность определения азимута 2-3 градуса. Всего с 1941 по 1945 год было выпущено 607 «Редутов» всех модификаций.
Историки не подсчитывали, сколько жизней ленинградцев, москвичей и севастопольцев спасли расчеты РУС-2 «Редут». Сейчас, наверное, определить это невозможно. Просто надо знать, что защищать наши города помогало новое оружие – радиолокационные станции «Редут».
Самолет для подводной лодки
Пока радиолокация не заняла свои позиции на кораблях, моряки тоже пытались решить вопрос об обнаружении вражеских кораблей на как можно больших дистанциях. Это относилось и к подводным лодкам. Решением задачи стало размещение гидросамолетов на борту кораблей. Подводные лодки не стали исключением. Франция построила подводный крейсер «Сюркуф» с гидросамолетом на борту. Великобритания в 1925 году переделала один из своих подводных мониторов М-2 в носитель гидросамолета. В Японии были построены три подводные лодки типа I-400. Каждая из них несла по три (!!!) гидросамолета, имела сверхдальний радиус действия для операций в любой точке земного шара, в том числе у побережья США. Подводные лодки типа I-400 были крупнейшими среди построенных во время Второй мировой войны и оставались таковыми до появления атомных подводных лодок. США и Италия тоже спроектировали и построили гидросамолеты, но на свои подводные лодки не устанавливали. В Германии пошли еще дальше. На немецких подводных лодках базировались специально спроектированные вертолеты! СССР не мог пройти мимо таких важных на тот момент событий, тем более, что к середине 30-х годов в стране появились достойные носители такого самолета.
В СССР была построена серия из трех больших подводных лодок типа П («Правда» IV серия). Лодки оказались неудачными, и использовались на Балтийском флоте. Учтя все ошибки, конструкторы спроектировали, а промышленность освоила производство крейсерских подводных лодок типа К («Крейсерская» XIV серия) нескольких модификаций. Лодка получилась удачной, она было по-настоящему океанской подводной лодкой. Всего в 1936 – 1938 годах было заложено 12 лодок этого типа, из которых до начала войны ввели 6, базирующихся на Северном флоте. Ещё четыре лодки были достроены в ходе войны в Ленинграде и вынужденно воевали в составе Балтийского флота, пятая была достроена в конце войны, шестая – разобрана на стапелях. Вот эти-то лодки и должны были стать носителями гидросамолетов. Первое задание на проектирование такого самолета появилось еще в 1933 году.
Разработку самолета для подводных лодок (СПЛ) возглавил авиаконструктор Игорь Вячеславович Четвериков. В начале 1935 года СПЛ впервые поднялся в воздух. Интересно, что в СССР - невиданное дело - из этого самолета почему-то никто секрета не делал. В 1936 году СПЛ под названием «Гидро-1» демонстрировался на Миланской выставке. В 1937 году на СПЛ установили два мировых рекорда для своего класса.
Военные хотели многого. В задании на проектирование подводных лодок типа К они хотели иметь большой радиус действия, большую скорость, мощную артиллерию -две 100 мм и две 45 мм пушки, мины заграждения на борту и гидросамолет СПЛ. Но чудес не бывает. Заказчик понял, что лучше иметь хорошую океанскую крейсерскую подводную лодку без самолета, чем плохую с самолетом. Так судьба СПЛ была решена. В качестве компенсации для наиболее настырных моряков, было решено начать проектирование и строительство модернизированной лодки типа КУ («Крейсерская улучшенная»), с самолетом на борту, с вводом в строй головного корабля в 1942 году. Этим планам помешала война. Лодки типа К успешно воевали во время Великой Отечественной, вполне обходясь без гидросамолета. Моряки полюбили этот тип лодок, и на флоте появилась своя «Катюша». Одна из лодок – К-21 установлена как памятник в городе Североморске.
Самолет для базирования на подводных лодках – это классический пример тупиковой ветки развития оружия. Все армии мира так или иначе прошли этот путь. Советские конструкторы и военные исключением не были.