// // Коллекторы ужесточают методы по сбору долгов

Коллекторы ужесточают методы по сбору долгов

1664

Вышибалы пошли в отрыв

2
В разделе

Финансовый кризис сказался и на коллекторском бизнесе. Причём, констатируют эксперты, «голодные» коллекторы, стараясь сохранить свои доходы на прежнем уровне, теперь пустились во все тяжкие и не гнушаются никакими средствами при выбивании долгов.

По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, за первые полгода на деятельность коллекторов от граждан поступило уже более 1,5 тыс. жалоб – столько же, сколько за весь прошлый год. Одна из причин – отсутствие роста доходов коллекторского бизнеса.

Впрочем, помимо объективных экономических причин «озлобления» коллекторов есть и субъективные, свойственные только российскому рынку. «У нас очень плохо развита процедура урегулирования проблемной задолженности между банком и клиентом. Если в других странах, когда у человека возникают проблемы с оплатой кредита, банк, как правило, пытается найти возможности для реструктуризации, то у нас кредиторы крайне неохотно пользуются этой процедурой, – объясняет руководитель банковской секции Союза защиты прав потребителей финансовых услуг (ФинПотребСоюз) Михаил Беляев. – Что до прощения долга или его частичного списания, то нашей кредитной системой подобные решения не приветствуются. Считается, что если долг будет прощаться, то это будет стимулировать других должников к невыплате».

А ведь в теории коллекторский бизнес мог бы быть выгоден и коллекторам, и должникам: купив «плохие» долги по бросовой цене у банка, коллекторы могли бы предлагать должникам погасить задолженность без штрафов и пеней и при этом сами оставались бы в прибыли. Однако российские выбивальщики долгов предпочитают действовать по другой схеме. Главным камнем преткновения, очевидно, является тот факт, что у нас отсутствует законодательное регулирование этого вида деятельности. Да и надзорного органа, контролирующего этот вид бизнеса, сегодня нет.

Интересно заметить, что и открытой официальной статистики о доходности коллекторского бизнеса тоже не существует. «Бизнес вообще, а российский особенно, не любит открытости своей внутренней кухни. Думаю, что эта информация останется непубличной до тех пор, пока на то не будет прямых указаний закона. Сегодня же у нас бизнес коллекторов практически никем не контролируется», – констатируют в ФинПотребСоюзе.

Впрочем, если судить по информации самих коллекторов, то жаловаться на бедное существование им не приходится. Так, по подсчётам агентства «Центр ЮСБ», маржинальность бизнеса за последнее время снизилась с былых 15–35% до 5–10% (за вычетом расходов на взыскание). Уровень, надо сказать, очень неплохой, когда речь идёт о легальном и прозрачном бизнесе. Но сами коллекторы, похоже, не готовы довольствоваться малым, предпочитая любыми средствами выбивать из заёмщиков максимум возможного.

Мнение

Михаил Беляев, руководитель банковской секции Союза защиты прав потребителей финансовых услуг (ФинПотребСоюз):

– Если коллектор нарушает закон (угрозы, ночные звонки, распространение конфиденциальной информации), то следует обратиться в полицию. Обязательно проверьте, насколько правомерна была передача долга коллектору. Если есть сомнения в такой правомерности, обращайтесь с претензией в банк. С прошлого года действует закон «О потребительском кредите (займе)», и любой человек, который получал кредит после 1 июля 2014 года, подписывал как минимум 16 индивидуальных условий. Среди этих индивидуальных условий – ваше разрешение или неразрешение на передачу долга другим лицам. Так что на этапе подписания кредитного договора у каждого из нас есть право запретить банку передавать долг кому-либо

Опубликовано:
Отредактировано: 22.07.2015 12:24
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх