// // Киноцензура процветает во всём мире

Киноцензура процветает во всём мире

484

Окончательный монтаж

2
В разделе

Принято считать, что от жёсткого гнёта цензуры страдали исключительно кинематографисты «империи зла», как ещё два десятилетия тому назад называли Советский Союз. Мол, лишь у нас можно было не один год держать на полке, скажем, ленту Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», а на Западе – полная свобода самовыражения. Увы, это неправда. По сей день за рубежом в фильмах делают купюры, а некоторые картины и вовсе не допускаются к прокату по соображениям некоей общественной морали или по сугубо политическим причинам.

Некоторые граждане Великобритании высказывают своё недовольство излишней, по их мнению, мягкостью цензуры в отношении фильма «Бэтмен: Тёмный рыцарь». Блокбастеру присвоили категорию 12А, тем самым допустив к просмотру всех – от мала до велика. Но обычная для британцев строгость цензоров в отношении сцен, отличающихся «особой жестокостью», не подрезала супергерою его чёрных крыльев и не повесила на картину клеймо «не рекомендуется к просмотру лицам до…». По этому поводу в одной из британских газет была опубликована разгромная статья под громким заголовком «Новый Бэтмен не для семейного просмотра».

Но слова словами, а кинематограф – это бизнес: больше зрителей – больше и прибыль, так что очередной Бэтмен, отряхнув с плаща плевки прессы, предстал перед юными зрителями во всей красе. Что касается вопроса о допустимости подобной мягкости британских цензоров, то грани дозволенного в отношении публичных материалов расплывчаты, а термины, которыми оперирует любой цензор, зачастую практически неопределённы. Что оставляет простор для чисто субъективных суждений чиновников о каждом отдельно взятом фильме. Таким образом, объективность цензуры находится в обратной зависимости от строгости властей.

Так, власти Китая потребовали от студии Universal убрать из фильма «Мумия-3: Гробница императора драконов» некоторые эпизоды, которые, по мнению чиновников, содержат откровенную крамолу в отношении исторического прошлого и настоящего Китая (именно там, в отличие от предыдущих «Мумий», и разворачиваются события). Каким образом вымысел вроде «Мумии» может влиять на политику – тайна за семью печатями, приоткрыть которую способен, видимо, только восточный цензор.

При этом, однако, надо признать, что на этот раз китайские чиновники проявили несвойственную им мягкость, которая, возможно, обусловлена тем, что часть съёмок фильма проводилась в самом Китае, на прокат картины было заблаговременно получено разрешение, а стражи общественных вкусов были хорошо знакомы со сценарием картины. Таким образом, претензии китайских цензоров были минимальны, а внесённые в фильм поправки с лихвой окупятся выручкой киностудии от проката ленты в Поднебесной.

В отличие от удачливого «Императора драконов» для многих других фильмов борьба за право быть показанными в китайских кинотеатрах оказалась отнюдь не столь удачной, и на полках Китая пылится множество фильмов. Так, в Поднебесной цензурой было признано негодным для проката продолжение знаменитого фильма о приключениях сексапильной расхитительницы гробниц Лары Крофт. «Колыбель жизни» якобы выставила в нелицеприятном свете китайцев, заключили суровые цензоры, и двери кинотеатров с шумом захлопнулись перед этой картиной.

Подобная судьба постигла и многие другие фильмы. Не удалось продемонстрировать своё искусство китайским зрителям главной героине фильма «Мемуары гейши». Причиной для отказа стало заявление чиновников о том, что фильм может способствовать распространению антияпонских настроений.

По теме

Немало сил пришлось приложить властям Поднебесной и для того, чтобы втиснуть третью часть фильма «Пираты Карибского моря» в тесные рамки дозволенности, причём их труды не остались незамеченными. После ножниц цензоров версия картины стала попросту непонятной зрителям. И это неудивительно, поскольку все эпизоды с участием актёра Чоу Юнь-Фата, сыгравшего одного из пиратских баронов, были вырезаны из фильма, а оставшиеся разрозненные, но политически грамотные куски были кое-как склеены в потерявшую смысл киноленту.

В 1964 году судья Верховного суда США Стюарт сделал любопытное заявление. В ответ на вопрос, что, по его мнению, означает понятие «непристойность», он ответил: «Когда я её вижу, я знаю, что это такое». В принципе за непристойность и прочие прегрешения в США и Европе в новейшее время кинопроизводителей преследуют крайне редко. Хотя есть прецеденты, когда цензоры проявляли как чрезмерную толерантность, так и, напротив, слишком жёстко относились к представленной на их суд кинопродукции.

Например, совершенно без проблем в прокат вышел фильм «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан», откровенно высмеивающий отдельно взятую нацию. Картина перенасыщена пошлостями, сдобренными весьма своеобразным юмором, однако данный факт ничуть не смутил ни цензоров, ни зрителей, что позволило собрать ленте только в первые две недели проката 120 млн. долларов.

В то же время американские чиновники не поленились отследить и безапелляционно вырезать из вышедшего недавно на российские киноэкраны фильма «Хэнкок» сцену, где главный герой распивает спиртное на глазах у несовершеннолетних. Нет, совсем пить он не перестал, но при детях – ни-ни!

Также нередко в списках запрещённых или изрядно кастрированных фильмов можно встретить ужастики, положенные на полку из-за неприкрытой жестокости эпизодов. Именно по этой причине в Норвегии был запрещён фильм «Пила-4». Почему жертвой цензоров пала именно эта часть нашумевшего триллера, неясно, поскольку она не сильно отличается от предыдущих серий о хитроумном маньяке.

Зато проблема политической цензуры, актуальная в странах Азии, практически отсутствовала на Западе до событий, которые теперь называют 9/11. Это число стало роковым для фильма «Солдаты Буффало», премьера которого была отложена в связи с постигшей США трагедией. После 11 сентября власти попросту не решились продемонстрировать зрителям картину, в которой речь шла о развале американской армии. Впрочем, надо отметить, что и после переноса премьеры фильма не обошлось без общественного возмущения по поводу его антипатриотического содержания.

Список жертв 9/11 продолжает трейлер к фильму «Человек-паук», в котором вертолёт был пойман в сеть, натянутую между башнями-близнецами. Переснять пришлось и все остальные эпизоды, в которых появлялись злополучные небоскрёбы. Зато своевременно исправленный фильм помог американцам на несколько часов забыться в кинотеатре.

Схожая ситуация была и с фильмом «Банды Нью-Йорка», который также готовили к премьере в то время. Картина эта рассказывает о далеко не лучших временах Манхэттена, когда банда жестокого мясника буквально разгромила город. Понятно, что подобная картина немедленно разбила бы розовые очки, которые в лечебных целях старательно надевали на глаза рядовым американцам власти. Не зря режиссёр картины Мартин Скорсезе в одном из своих интервью завил: «Фильм очень тесно связан с Нью-Йорком, с его становлением, и после событий 11 сентября мы все почувствовали, что нам следует сделать шаг назад». Мудрое решение выпустить фильм в прокат лишь после того, как улягутся общественные переживания, несомненно, позволило студии Miramax заполучить более широкую аудиторию, что, разумеется, сказалось и на кассовых сборах.

В оправдание изъятия эпизодов из фильмов в коммерческих целях стоит заметить, что существуют культовые картины, которые, только потеряв несколько эпизодов, приобрели свой статус. Одним из редких счастливых примеров можно считать знаменитый фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Рождённый вопреки отказу правительства США в поддержке съёмок фильма шедевр мирового кинематографа впервые был представлен зрителю урезанным на 40 минут. Сам режиссёр счёл нужным исключить из фильма затяжную интерлюдию на французском поле, которая незаслуженно отодвигала уже близкую и ожидаемую зрителем развязку. Кроме того, неуместным был признан чрезмерно затянутый эпизод с участием девочек из «Плейбоя».

Фильм, вышедший на экраны в 1979 году, потряс весь мир, и заметим, что далеко не все поклонники этой картины оценили вышедшую 24 года спустя режиссёрскую версию, в которую вошли все эпизоды, ранее изъятые из фильма. Ещё один фильм, спасённый бдительными цензорами, – скандальный психологический триллер «Основной инстинкт». В случае с этой кинолентой изъятие некоторых банально порнографических эпизодов также только пошло ей на пользу.

И всё же, .

Опубликовано:
Отредактировано: 20.08.2008 12:10
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх