// // Киев украл у Москвы морской проект стоимостью 1 000 000 000 долларов

Киев украл у Москвы морской проект стоимостью 1 000 000 000 долларов

526

Ворный курс

«Зубр» – лишь один пример заимствования российских разработок
Фото: ИТАР-ТАСС
«Зубр» – лишь один пример заимствования российских разработок Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На последнем Военно-морском салоне в Санкт-Петербурге случился скандал. Глава делегации Рособоронэкспорта Олег Азизов обвинил украинских экспортёров оружия в том, что они создают недобросовестную конкуренцию российским коллегам и нарушают авторские права. По мнению Азизова, поставка Укрспецэкспортом Китаю судов на воздушной подушке типа «Зубр» российского образца – явление сродни реализации пиратской аудио- и видеопродукции на каком-нибудь рынке. Впрочем, украинские экспортёры оружия лихо пиратствовали последние 20 лет у всего мира на виду. Но на столь высоком уровне обвинения прозвучали впервые.

Десантное судно «Зубр», до сих пор считающееся самым большим кораблём на воздушной подушке в мире, разработали в конструкторском бюро «Алмаз» в Ленинграде в конце 70-х годов. Оно предназначалось для высадки десанта на необорудованном побережье и его огневой поддержки – благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки судно могло передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия и даже минные заграждения. «Зубр» без труда поднимал на борт 500 человек либо 10 бронетранспортёров. Строить первые корабли начали в 1983 году одновременно в Ленинграде на Приморском судостроительном заводе и в Феодосии на заводе «Море». Девять кораблей построили на верфях Северной столицы, ещё пять – в Крыму. А потом началась конверсия, и строить «Зубры» прекратили.

Долгое время к проекту не возвращались ни в России, ни на Украине, пока в 1999 году Греция не изъявила желание приобрести четыре таких корабля – якобы для того, чтобы переделать их в туристические прогулочные суда. Поскольку на тот момент Россия не могла в одиночку справиться с таким заказом (непонятно, правда, по какой причине, внятное объяснение у специалистов на сей счёт отсутствует), решено было привлечь украинских партнёров. В январе 2000 года Россия, Украина и Греция заключили трёхсторонний контракт на общую сумму порядка 200 млн долларов. Стоимость контракта с украинской стороной составила около 97 млн долларов, с российской – 101 млн долларов. А дальше в этой истории начинается невероятная путаница, из которой ясно одно: украинская сторона свой контракт сорвала и из Феодосии греки получили всего один «Зубр» вместо двух. А Россия достроила третий корабль на питерской верфи. Как при этом стороны разошлись по деньгам – непонятно. Но не в этом дело. «Зубры» продали, и, естественно, они тут же оказались в составе военно-морских сил Греции – какие уж тут морские прогулки, когда только на таких кораблях и можно прорваться сквозь минные поля, да ещё и с десантом на борту.

А потом «проектом 12322» заинтересовались в Пекине. И договаривались китайцы уже напрямую с Укрспецэкспортом. И до чего именно договорились, достоверно сказать нельзя. Если верить представителям Укрспецэкспорта, то стороны пришли к следующему: два корабля построят на Украине, а ещё два – в Китае при участии украинских специалистов. Сумма контракта при этом составит 315 млн долларов. Но китайская сторона озвучила совсем другие цифры – два «Зубра» действительно построят в Феодосии и Николаеве, а далее украинские и китайские специалисты приступят к совместной постройке на территории Поднебесной 12 кораблей. Несложно сосчитать примерную сумму контракта – более миллиарда долларов. И если российские кораблестроители в своё время привлекли украинских коллег к участию в греческом заказе и, более того, выполнили за них часть работы, то на сей раз украинцы решили действовать в одиночку.

По теме

Рособоронэкспорт забил тревогу ещё полтора года назад, проинформировав правительство о том, что украинские коллеги увели миллиардный контракт буквально из-под носа, нарушив при этом авторские права российских конструкторов. От Украины потребовали разъяснений, но и министр промышленной политики Владимир Новицкий, и глава Укрспецэкспорта Сергей Бондарчук ответили Москве: дескать, не ваше дело.

Представителям Рособоронэкспорта оставалось скрежетать зубами от злости, но тут подоспела смена власти на Украине. Голова руководителя Укрспецэкспорта полетела одной из первых, формально за то, что он занимался незаконными поставками оружия в Грузию в 2008 году – продавал Бондарчук, к слову, российские Т-72 и зенитно-ракетные комплексы «Бук» и «Оса». У Рособоронэкспорта затеплилась надежда, что наших специалистов всё же пригласят поучаствовать в дележе китайского пирога. Увы.

Не принимая в расчёт российско-украинское межправительственное соглашение 2006 года о взаимной охране прав на интеллектуальные разработки в военной сфере, оговаривающее, что передача документации на проект третьей стороне, в данном случае Китаю, недопустима без согласования с разработчиком, украинско-китайский контракт всё же был подписан. На том простом основании, что «Зубр» под соглашение от 2006 года не подпадает, так как был разработан ещё в начале 80-х. «Разъяснение на сей счёт представителям Рособоронэкспорта давал ещё бывший, «оранжевый» министр обороны Украины Анатолий Гриценко, – пояснил корреспонденту «Нашей Версии» зампред Госдумы Владимир Жириновский. – А сейчас представители новой власти повторили нам то же самое. И выходит, что и при Януковиче ровным счётом ничего не изменилось».

Пока российские юристы разбирались в тонкостях соглашения 2006 года, на Украине начали строить первые два «Зубра» по китайскому контракту. Правда, в мае на феодосийском заводе «Море» произошла авария. Кран-балка, поднявший корпус первого готового «Зубра», не выдержал веса судна и упал. Погибли несколько человек. Трагический случай наглядно показал, что Украина не готова к самостоятельному производству этого класса судов и исполняет заказ с нарушениями технологий. Но китайцев трагедия не смутила. «Возможно, китайцы сделали выводы, наблюдая за безнаказанностью Укрспецэкспорта, – заключает Владимир Жириновский. – Из года в год они торгуют тем, на что не имеют никаких прав, и всё им сходит с рук. Надеюсь, случай с «Зубрами» положит конец торговле оружейным контрафактом».

На днях Рособоронэкспорт собирается вчинить иск Укрспецэкспорту, припомнив не только «Зубры», но и другие случаи торговли оружейным контрафактом. Пока одна сторона обвиняет другую в изготовлении смертоносной «пиратки», а другая пытается найти оправдание своим действиям, не грех припомнить одну недавнюю историю, что называется, «в тему». Благо месяц назад следственные органы Украины установили ряд новых обстоятельств и со дня на день обещают передать дело в суд, где и будут преданы огласке скандальные подробности. Но кое-что корреспонденту «Нашей Версии» стало известно уже сейчас.

В феврале 2006 года чешские власти экстрадировали на Украину российского бизнесмена Олега Орлова, обвиняемого в незаконной торговле оружием стратегического назначения, а именно украинскими крылатыми ракетами Х-55, которые продали в Китай и Иран. Орлов, якобы стоявший во главе преступной группы из граждан нескольких стран, успел продать в Китай шесть крылатых ракет. В июле 2007 года Орлова убили в камере Лукьяновского СИЗО Киева, а до этого погибли при странных обстоятельствах ещё два фигуранта этого громкого дела, экс-глава Укрспецэкспорта Валерий Малеев и австралийский бизнесмен Хайдер Сарфраз. Оказывается, и они были причастны к скандалу с крылатыми ракетами. Изначально считалось, что особой опасности Х-55 не представляют: несмотря на то что дальности в 3 тыс. километров хватило бы, чтобы Япония или Израиль оказались на расстоянии ракетного удара от Китая или Ирана, пусковых платформ для Х-55 – стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160 – не было ни у Пекина, ни у Тегерана.

А сейчас открылись новые подробности. Оказывается, группа Орлова при участии руководства Укрспецэкспорта в лице Малеева и ещё нескольких лиц, фамилии которых следствие не разглашает, передавали китайцам не только образцы Х-55, но и технологии их изготовления. Вопрос: а откуда у Малеева и Орлова взялись эти секретные документы? Технологии-то российские, разработали и производили ракеты в подмосковной Дубне на предприятии «Радуга». А теперь китайцы смогут производить российские крылатые ракеты у себя.

Украинские оружейщики не раз вступали в конфликт с российскими: например, в связи со скандальной продажей Пакистану партии танков Т-84. Немудрено: все эти годы оборонка наших соседей успешно развивалась за счёт экспорта советских оружейных разработок, от танков до зенитно-ракетных комплексов. Но теперь масштабы таковы, что впору задуматься. В прошлом году доход Украины от сбыта вооружений за рубеж составил порядка 1,5 миллиарда. Эксперты подсчитали, что .

Опубликовано:
Отредактировано: 01.08.2011 12:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх