// // Катастрофа под Ярославлем похоронила одну из лучших команд России и отечественную авиацию

Катастрофа под Ярославлем похоронила одну из лучших команд России и отечественную авиацию

484

Крушение надежд

4
В разделе

Предварительные итоги 2011 года: 8 авиакатастроф, 119 погибших. Последняя трагедия – крушение Як-42, перевозившего ярославский «Локомотив». Когда номер подписывался в печать, расследование происшествия только начиналось. Уже было установлено, что двигатели самолёта работали вплоть до столкновения с землёй, была почти полностью исключена версия перегруза самолёта, хотя в какой-то момент её активно обсуждали. По предварительным данным, топливо, которым заправили Як, соответствовало стандартам. Тем не менее формально на повестке оставалось два варианта развития событий: отказ техники и человеческий фактор. Последний мог привести к тому, что самолёт взлетал во внештатном режиме, например с невыпущенными закрылками. Правда, экипаж не мог не заметить предупреждающего табло и уж тем более вряд ли пошёл бы на то, чтобы проигнорировать сигнал тревоги. На повестке дня также недостаточная скорость разбега, в пользу этого говорят и показания некоторых очевидцев, но сейчас трудно даже предположить, почему воздушное судно пытались поднять в воздух, не набрав взлётной скорости. Пока с уверенностью можно говорить только об одном: крушение очередного гражданского борта вызвало ожесточённые споры о состоянии транспортной инфраструктуры. К сожалению, на сегодняшний день нет не только чёткого плана её реформирования, но и элементарного понимания того, что на самом деле является её слабым звеном. Кто-то винит во всём технику, хотя в Ярославле разбился достаточно новый самолёт, прошедший все возможные проверки. Кто-то – людей, но и тут последняя трагедия не показатель: экипаж был опытным и высокопрофессиональным. А в итоге только неприятное чувство полной неопределённости, когда понятно, что в любой момент беда может вернуться, но совершенно неясно, когда, где и по какой причине. И, к сожалению, 2011-й год уже совершенно точно будет самым тяжёлым по количеству авиакатастроф в России за десятилетие.

Олег Смирнов, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авиации», бывший заместитель министра гражданской авиации СССР:

– Никакого перегруза самолёта, о чём сейчас некоторые говорят, не было. Для такого большого самолёта, как Як-42, вообще была мизерная загрузка: 45 человек – это ничто. Топлива в баках было немного, поскольку полёт от Ярославля до Минска небольшой и на такое расстояние топлива требуется мало. Там произошло нечто другое. Нельзя исключать того, что было нештатное положение закрылок. Это вполне возможно, но в этом случае такая техническая проблема должна была быть сразу обнаружена по тому положению закрылок, в котором они находятся сейчас, после катастрофы. Нельзя исключать того, что техника закрылок не сработала. Но это всё равно гадание на кофейной гуще. Необходимо найти и расшифровать самописцы, которые нарисуют всю картину полностью.

Вообще, Як-42 очень надёжная машина. Она эксплуатировалась довольно длительное время, и за этот срок Як показал свою полную дееспособность и безопасность полётов. Недаром Як-42 выбирают для VIP-перевозок. И было бы крайне неправильно и некорректно, если после этой катастрофы запретят полёты Яков. Вообще, все последние запреты полётов некоторых самолётов абсолютно необоснованны и подсовываются руководству страны только с одной целью – не искать настоящих виновных в трагедиях. Надо во всём тщательно разбираться, а не идти по пути: с глаз долой, из сердца вон.

Да и реорганизация авиакомпаний, о чём заявил президент на следующий день после катастрофы под Ярославлем, тоже вопрос неоднозначный. Реорганизация не панацея для улучшения безопасности полётов. Во всём мире США являются образцом безопасности полётов и там довольно много маленьких авиаперевозчиков. Там есть даже авиакомпания, которая два года назад заняла первое место по опросу пассажиров как лучшая, но при этом весь её флот – один самолёт. Компанию возглавляет милая дама, которая встречала и провожала каждый рейс. Это пассажирам нравилось. Но проблемы есть, маленькой фирме всегда сложнее находить средства для смены парка, для поддержания лётной базы воздушных судов, так как это очень и очень дорогое удовольствие. Плюс маленькая компания не имеет резервных самолётов. Если вдруг задерживается рейс, что плохо для пассажиров, а резервных самолётов нет. Но небольшие не значит плохие. И нельзя просто так одним приказом их уничтожить. Такие вещи требуют длительного времени и грамотной расстановки экономических сил.

Александр Гарнаев, заслуженный лётчик-испытатель России, Герой России:

– Сейчас не важно, по какой причине произошли те или иные авиакатастрофы. Авиационная система в России развалена. Она давно стала полностью коррумпированной и прогнившей. У нас часто после катастроф начинают искать крайнего – и находят тех, кто неправильно закрутил гайку, кто недолил керосин или вообще тех, кто не умеет, как оказывается, летать. Но ведь это всё оттого, что полностью утрачен контроль над всей областью под названием авиация. После катастроф часто говорят о том, как был оборудован аэродром прилёта или вылета. Но в России всего три аэродрома – Шереметьево, Домодедово и Пулково, у которых оборудование хоть как-то соответствует международным стандартам, да и то не в полной мере. В Российской Федерации нет ни одного аэродрома, на котором управление воздушными средствами соответствовало бы общепринятым международным стандартам. Мы живём абсолютно в банановой республике. В мире есть десятки богатых стран, добывающих алмазы, полезные ископаемые, но эти страны не осуществляют авиационную деятельность. Весь цикл – от самого самолёта до инженерно-технического обслуживания, лётного и ремонтного обслуживания – может проводиться только иностранными экипажами. В этих странах прекрасно понимают, банановым республикам не по силам высокотехнологичные действия, поэтому они их и не совершают. Наша страна, к сожалению, достигла именно такого уровня. На протяжении последних 20 лет разваливали то, что ещё осталось со времён СССР. Но когда я об этом кричал с высоких трибун – на меня смотрели как на дурака. И в итоге мы пришли к тому, что авиационные запчасти у нас контрафактные, ресурсы самолётов фиктивные и сплошные «откаты». В такой системе и не разберёшься, кто где виноват. Надо понимать, когда мы говорим о коррупции в милиции, в образовании, в ЖКХ – это больно, но не смертельно. А коррупция в авиации – убивает мгновенно.

По теме

Версия о предельной перегрузке – абсолютно несостоятельная версия. Общее количество пассажиров превышено не было. Самолёт Як-42 в разных комплектациях позволяет перевозить под сотню пассажиров. Здесь было 45 человек. Снаряжение у хоккеистов, может быть, и было чуть потяжелее, чем у обычного пассажира, но предельно допустимого веса не было. Обычный пассажир имеет право с собой брать 30 килограммов, хоккеист, допустим, берёт 40, но не полтонны же они везли! Вообще, много бредовых версий в связи с последними катастрофами возникает, но они уже не так важны. Если в системе ничего не меняется, то самолёты падали и будут падать, но уже чаще. А мелкая причина каждой катастрофы уже не так важна, когда видишь корень всех этих проблем.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.09.2011 12:15
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх