// // Как и зачем российские ведомства добывают силовые полномочия

Как и зачем российские ведомства добывают силовые полномочия

459

Оскал фиска

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Судя по последним сигналам, поступающим из властных структур, полномочия Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) существенно возрастут. Во всяком случае, представители этих ведомств заговорили о недостаточности имеющихся у них полномочий и уже готовят соответствующие поправки в законодательство. Более того, есть все основания полагать, что их просьба будет удовлетворена.

Федеральная служба судебных приставов при Министерстве юстиции подготовила новые поправки к закону «О судебных приставах», которые дадут этому ведомству право на собственное следствие и оперативно-разыскную деятельность. Согласно этим поправкам приставы смогут разыскивать должников и привлекать их к ответственности самостоятельно, без помощи МВД, Следственного комитета при прокуратуре или ФСБ.

Департамент судебных приставов, появившийся в 1997 году, изначально обладал довольно скромными полномочиями, но всё же его возможности были больше, чем у их предшественников, судебных исполнителей. Однако, как показала практика, для полноценной работы эти полномочия всё же были недостаточными: количество своевременно исполненных судебных решений было мизерным.

Во время президентства Владимира Путина была создана Федеральная служба судебных приставов, бюджет, штат и полномочия которой существенно расширились. Так, в минувшем году уже были приняты поправки в законодательство, вступившие в силу с начала 2008 года, согласно которым приставы получили право на принудительное исполнение судебных актов. Проще говоря, вторгаться в квартиры должников, описывать и арестовывать имущество без их согласия. В компетенцию приставов-дознавателей теперь входит расследование дел по ряду статей УК, которые ранее относились к ведению МВД. Впрочем, к последней мере приставы пока что не прибегают.

Но для розыска злостных неплательщиков приставы всё-таки вынуждены были обращаться за помощью к правоохранительным органам. Теперь же ФССП претендует на статус ещё одной силовой структуры, способной самостоятельно искать «уклонистов».

Собственную законотворческую инициативу в ФССП официально пока не комментируют. Но, как сообщает пресс-служба этого ведомства, прослушивать, к примеру, телефоны сами приставы пока не намерены. С другой стороны, в ФССП не скрывают, что получение доступа к закрытым базам силовых структур было бы для них крайне желательно.

Есть и ещё один любопытный момент. По словам представителей ФССП, поправки находятся только на стадии обсуждения и их ещё предстоит согласовывать с вышестоящими инстанциями. Однако, по информации «Нашей Версии», документ уже прошёл стадию обсуждения, согласован с Минюстом и правительством и передан в Госдуму. Что довольно странно, учитывая утверждения чиновников, что проект новых поправок к закону «О судебных приставах» существует лишь с грифом «Для внутреннего пользования». При этом, как утверждают наши источники, депутаты Госдумы готовы утвердить законопроект без промедлений.

Так, приставы получат возможность возбуждать и расследовать дела по статьям УК 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации), 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта). Сейчас возбуждение дел по этим вопросам – прерогатива прокуратуры. Не исключено, что в ведение приставов отойдёт и часть дел по 159-й статье УК (мошенничество).

По теме

Кстати, сотрудники ФССП претендуют и на уравнение их в правах с сотрудниками силовых ведомств в части бесплатного медобслуживания, обеспечения служебным жильём, права бесплатного проезда к месту отдыха и пенсий. Все эти блага разработчики законопроекта не забыли упомянуть в документе.

Федеральная антимонопольная служба действует пока скромнее, не претендуя на статус самостоятельной спецслужбы. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, для должного исполнения своих обязанностей, службе необходимо теснее взаимодействовать с МВД и Генпрокуратурой. Впрочем, тенденция расширения полномочий имеет место и в предложениях ФАС. Так, Артемьев предлагает ввести уголовную ответственность за картельный сговор, и эту инициативу в конце июля уже поддержал лично премьер Путин. По словам главы антимонопольного ведомства, соответствующий законопроект будет подготовлен в ближайшее время.

Другая инициатива ФАС – наделить МВД полномочиями прослушивать подозреваемых в картельном сговоре. «Сейчас мы вносим поправки в Уголовный кодекс. Они позволят МВД вести «прослушку» подозреваемых в этом злоупотреблении и упростят сбор доказательств их вины, – сообщил Игорь Артемьев. – Для суда недостаточно самого факта, что 10 компаний одновременно подняли цены, ему нужны доказательства, что имел место сговор. И понятно, что в большинстве случаев получить эту информацию можно только с помощью записи переговоров. Бумаг на эту тему никто не подписывает».

Относительно скромные запросы ФАС объясняются просто: для ведения оперативно-разыскной деятельности потребуется создание соответствующих структур внутри ведомства, что потребует привлечения большого количества специалистов и выделения немалых бюджетных средств. И несмотря на благоприятное отношение к антимонопольному ведомству со стороны политического руководства страны, и в первую очередь премьера Владимира Путина, рассчитывать на бесконечную щедрость ФАС не приходится. Пока антимонопольное ведомство ограничилось лишь созданием двух новых структурных подразделений – управления по борьбе с картелями и управления информационных технологий.

Итак, как мы видим, запросы ФАС и ФССП разнятся. Однако их объединяет общая тенденция к расширению полномочий. «С одной стороны, усиление спецслужб – это мировая тенденция, – считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Западные спецслужбы имеют гораздо больше прав и полномочий. В этом плане впереди планеты всей спецслужбы США. И им удаётся предотвращать не только террористические акты, но и корпоративные сговоры. В России, – продолжает Мухин, – усиление спецслужб также представляется вполне оправданным. Благодаря усилиям Росфинмониторинга удалось перекрыть каналы финансирования оппозиционным движениям, работавшим на зарубежные средства. Сейчас главная задача – перерезать финансирование террористических группировок. А для этого нужно усиливать контроль».

С другой стороны, эксперты указывают на опасность чрезмерного усиления спецслужб. Не исключено, что сотрудники этих ведомств, получив дополнительные полномочия, начнут использовать их в коммерческих целях. И очевидно, что с увеличением числа госслужащих, которые имеют доступ к закрытым сведениями, пропорционально увеличится и риск их утечки. Но, видимо, руководство страны считает, что плюсы в данном случае перевешивают минусы.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.09.2008 14:03
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх