// // Как гендиректор «АвтоВАЗагрегата» Виктор Козлов хотел выйти на загрузку в две смены, а вышел под подписку

Как гендиректор «АвтоВАЗагрегата» Виктор Козлов хотел выйти на загрузку в две смены, а вышел под подписку

4624

«АвтоВАЗ» в миниатюре

4
В разделе

Тольяттинский завод «АвтоВАЗагрегат», один из главных поставщиков деталей для «АвтоВАЗа», признан банкротом согласно решению Арбитражного суда Самарской области. Открыто конкурсное производство. А накануне, 29 августа, действующие и бывшие сотрудники «АвтоВАЗагрегата» вышли на трассу М-5 на митинг протеста, требуя выплаты задолженности по заработной плате.

Долги наши тяжкие

Летом 2015 года предприятие официально ушло в простой: рабочие, занятые на производстве (около 2 тысяч человек), отправлены в неоплачиваемый отпуск. Причина, как утверждают на «АвтоВАЗагрегате», стал внезапный отказ от его продукции со стороны «АвтоВАЗа». Оставшись без крупнейшего заказчика, предприятие не смогло вести расчеты ни с собственными сотрудниками, ни с поставщиками, ни с дочерними предприятиями.

Формально же до банкротства «АвтоВАЗагрегат» довели иски, поданные целым рядом компаний, в первую очередь ульяновским «Майором», которому тольяттинцы оказались должны 2 миллиона рублей. Всего против ОАО «АвтоВАЗагрегат» было зарегистрировано 98 исков на 458,4 млн рублей, позже к ним добавились еще 15, на 74,7 миллиона.

В октябре 2015-го суд удовлетворил поданный компанией «Майор» иск и по решению того же Самарского арбитража на предприятии была введена процедура наблюдения – для обеспечения сохранности имущества и анализа финансового состояния должника.

Что касается зарплат, то своим работникам «АвтоВАЗагрегат» задолжал намного больше, чем 2 миллиона: долг, накапливавшийся с 2015-го года, превышал 150 миллионов рублей. В марте 2016-го предприятие смогло погасить основную часть долга по зарплатам – 123 миллиона, осталось выплатить еще 34. Долг перед дочерними предприятиями у «АвтоВАЗагрегата» к настоящему времени составляет еще примерно 30 млн руб. (по некоторым данным, даже больше – суммарно до 80 миллионов рублей). В свою очередь «дочки» – ООО «АвтоВАЗагрегатТранс», ООО «ПошивАвтоВАЗагрегат» и ОООО «АвтоВАЗагрегатПласт» - по состоянию на март должны были своим 669 сотрудникам более 44 млн рублей невыплаченной заработной платы.

Вариантов другого трудоустройства у людей, оставшихся полтора года назад без работы, в Тольятти нет. А на бирже, как они уверяют, предлагают компенсацию в 5000 рублей.

Протесты на трассе М-5

С протестами вышло нехорошо. Изначально горожан информировали, что разрешение на митинг у городских властей получено. Однако городской голова Сергей Андреев на аппаратном совещании заявил, что никакого разрешения гражданам не выдавалось – заявление на проведение митинга действительно было, но место, указанное в нем (остановка у трассы федерального значения), власти не одобрили и разрешения не дали.

Тем не менее сотрудники «АвтоВАЗагрегата» собрались в назначенное время у пешеходного перехода ВСО-5 с красноречивыми плакатами: «Козлов, верни рабочие места! Наши дети хотят есть!», «Козлов, отдай наши деньги!». Движение на трассе митингующие и в самом деле осложнили – тем самым им удалось привлечь к ситуации больше внимания.

Виктор Козлов, к которому обращаются рабочие, – это генеральный директор предприятия. На него заведены несколько уголовных дел, он находится под подпиской о невыезде. Доследственные проверки, инициированные областной прокуратурой, выявили, что средства предприятий вместо выплаты заработной платы направлялись еще и на иные цели. Подозревают прокуроры Козлова и в продаже ООО «Эберспехер АвтоВАЗагрегат выхлопные системы» ценного оборудования, находившегося в залоге у банка. «Козлов знал, – утверждает прокурор Комсомольского района Ярослав Смирнов, – что данное оборудование является предметом залога в Новикомбанке по двум договорам. Таким образом, Козлов похитил принадлежащие ООО «Эберспехер АвтоВАЗагрегат выхлопные системы» денежные средства в общей сумме 30,149 млн рублей».

Сложные отношения

Козлов, в свое время, в бедах «АвтоВАЗагрегата» винил бывшего директора «АвтоВАЗа» Бу Андерссона: «Мы не видим позиции акционеров. Мы не знаем, что по этому поводу думает совет директоров. Перед нами есть Андерссон и все претензии, соответственно, предъявляются ему. Я вижу итоговые решения, и считаю, что большинство этих решений неправильны, и влекут за собой убытки», – говорил он в феврале 2016 года, незадолго до того, как совет акционеров отправил Андерссона в отставку.

«АвтоВАЗагрегат» сам Козлов называет «АвтоВАЗом» в миниатюре: предприятия долгое время были взаимозависимы, «АвтоВАЗагрегат» поставлял для автогиганта свыше 400 наименований компонентов (сиденья, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов, трубки тормозной и топливной систем, изделия из проволоки и катанки и др.). Невыполнение контрактных обязательств со стороны «АвтоВАЗа» и стало, по мнению Виктора Козлова, причиной банкротства. Автомобильный гигант обещал приобрести основные производственные мощности «АвтоВАЗагрегата», но обещания не выполнил. Хотя инициатива шла именно от Бу Андерссона, рассказывает Козлов, ссылаясь на имеющиеся письменные подтверждения: «Он обратился в ноябре 2014 года, после нового года начались переговоры по этой теме. Договориться удалось только к концу марта 2015 года. Условия сделки были зафиксированы в меморандуме». Передача активов велась в обе стороны, «АвтоВАЗагрегат» должен был получить админздание, 355 миллионов денежными средствами, погашение долга перед Новикомбанком – всего 2,3 миллиарда рублей. А главное, – контракт, по которому заказы для «АвтоВАЗагрегата» должны были очень существенно вырасти. За счет этого предприятие рассчитывало выйти на загрузку в две смены.

«Но договор почти сразу же начал нарушаться. Заказ все равно передавался нашим конкурентам: ООО «ТПВ рус» и ООО «Ладапласт-Т», – констатировал Козлов.

У «АвтоВАЗа» на этот счет, понятное дело, свое мнение – в частности, есть претензии к «АвтоВАЗагрегату» по поводу того, что, якобы, пока накапливались задолженности перед субпоставщиками, выводились деньги с предприятия. Распутать эти сложные отношения помогут, вероятно, суды и прокуратура – а пока что последствия просчетов топ-менеджеров бьют по работавшим на предприятии людям.

Губернатор поможет?

О проблемах «АвтоВАЗагрегата» уже хорошо известно не только на уровне области, но и по всей стране: несколько дней назад «хитом» стала запись горячей линии Самарского губернатора Николая Меркушкина с сотрудниками предприятий-должников. На вопрос одной из работниц о том, когда же она получит заработанные деньги, прозвучало: «Если в таком тоне будете разговаривать, – никогда!».

Позже пресс-служба губернатора заявила, что при цитировании СМИ якобы выхватили фразу из контекста, что можно расценивать как предвыборную провокацию. Аудиозапись диалога, впрочем, позволяет любому слушателю самостоятельно дать оценку прозвучавшему вопросу и ответу.

Как бы то ни было, надежды на то, что губернатор вмешается и поможет погасить задолженность, сохраняются - причем иногда в самых фантастических вариантах. Так, в паблике «Рабочие АвтоВАЗагрегата» в сети Вконтакте упоминаются некие расписки, написанные московским предпринимателем Алексеем Козловым (предположительно,

основным акционером ОАО «АвтоВАЗагрегат») на имя Николая Меркушкина - в них бизнесмен якобы обязуется до конца августа рассчитаться с рабочими по зарплате. В том, что эти личные обязательства существуют (и что они имеют какую-либо юридическую силу) не уверен никто. Но в критических ситуациях люди хватаются, как известно, за любую соломинку.

Фото: https://vk.com/public102846204
Фото: https://vk.com/public102846204

Фото: https://vk.com/wall-102846204_5998?reply=6003
Фото: https://vk.com/wall-102846204_5998?reply=6003

Пытаются рабочие «АвтоВАЗагрегата» докричаться и на самый верх. Непонятно, впрочем, насколько вообще работоспособна идея «дойти до Путина»: государство не отвечает по долгам частных компаний – а именно такой является «АвтоВАЗагрегат» еще с 2000-х годов.

Место встречи изменять не будут

Как бы то ни было, согласно последним данным, рабочие «АвтоВАЗагрегата» твердо намерены добиваться выплаты положенной им заработной платы и готовят новую акцию протеста. Место встречи то же, что и в прошлый раз, – трасса М-5; неизменны и требования – полная выплата долгов по зарплате.

Фото: https://vk.com/public102846204
Фото: https://vk.com/public102846204

А между тем…

У основного градообразующего предприятия Тольятти, концерна «АвтоВАЗ», дела также не особенно хороши. Новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор уже подписал приказ, регламентирующий график работ на сборочном производстве в сентябре. За исключением линии сборки машин на платформе В0, где собираются Lada Largus и Lada Xray, Nissan Almera, Renault Logan и Sandero, все остальные будут работать с изменениями. Три дня в неделю будет работать линия сборки Lada Priora (на ней также собираются длиннобазовые Lada 4x4), простои ожидают и линии сборки Lada Granta, Kalina и Datsun. Комментаторы полагают, что запланированные простои связаны с невысоким спросом на машины старого модельного ряда: в прошлом году сбыт Lada Granta, к примеру, снизился на треть. Lada Vesta и Lada Xray, а также некоторые модификации «Ларгуса», впрочем, продаются хорошо.

Пятидневный режим работы сборочных цехов, к которому предприятие вернулось после выхода из корпоративного отпуска, на «АвтоВАЗе» продлится до 18 октября, далее будет введена четырехдневная рабочая неделя.

Справка

ОАО «АвтоВАЗагрегат» – советское, а затем российское предприятие, производитель автокомпонентов, расположенное в Самарской области. В 2015 года предприятие остановило работу, работники были отправлены в отпуск без содержания. 8 октября 2015 года по решению Арбитражного суда предприятие признано банкротом, введена процедура наблюдения, под руководством арбитражного управляющего. Окончательно суд признал предприятие банкротом 29 августа 2016 года.

Решением АС Самарской области, резолютивная часть от 29.08.2016 г., по делу №А55-16709/2015 ОАО «АвтоВАЗагрегат» (г.Тольятти, шоссе Поволжское, 3, ОГРН 1026302002000, ИНН 6320004654) признано банкротом, открыто конкурсное производство на 6 месяцев. Конкурсный управляющий - Жаркова Юлия Владимировна (ИНН 631602659302, СНИЛС 008-532-457-37), член Ассоциации СРО «ЦААУ» (ИНН 7731024000, ОГРН 1107799028523, 119017, г.Москва, 1-й Казачий пер., д.8, стр.1, оф.2). Рассмотрение отчета 16.02.2017г. в 11 час. 45 мин. Дата закрытия реестра требований кредиторов по истечении 2 месяцев с даты публикации данного сообщения в газете "Коммерсантъ". Требования кредиторов направлять по адресу: 443068, г.Самара, ул.Ново-Садовая, 106Л-31. В соответствии со ст.ст. 188,189 ГК РФ конкурсный управляющий ОАО «АвтоВАЗагрегат» сообщает всем заинтересованным лицам, что все доверенности, выданные ОАО «АвтоВАЗагрегат» ранее 29.08.2016г., отменены.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.10.2016 17:38
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Татьяна 01.09.2016 18:17

    Мой муж тоже банкрот и зарплату не платит. Денег нет. Имущество треста, чтобы выплатить зарплату пока продать не могут. Покупать некому, ни у кого нет денег.

Еще на сайте
Наверх