Концерн «АвтоВАЗ» находится в затяжном кризисе: финансовые показатели последних лет были настолько плохи, что руководивший предприятием Бо Андерссон был отправлен в отставку. Итоги 2015-го – рекордные по минусам. Чистый убыток 73,8 миллиарда рублей, задолженность по кредитам – 36,5, продажи автомобилей упали на 44%. В 2016-м тенденция не сменилась: по итогам I квартала чистый убыток составил 8,6 миллиарда рублей.
Как ни странно, финансовый провал не мешает Минпромторгу планировать пышное празднование юбилея «АвтоВАЗа» и его первой модели – знаменитой «копейки», ВАЗ-2101. Деньги предлагают выделить из бюджета Самарской области и федерального бюджета. Сумма почти круглая: 47,5 миллиардов рублей. Почти столько же государство выделило в этом году на поддержку всего российского автопрома.
Проект распоряжения правительства «Об утверждении плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗ» уже направлен на утверждение в Кабмин.
Два по пятьдесят
20 июля Самарская область готовится начать затяжной «юбилейный забег». Именно в этот день в 1966 году ЦК КПСС подписал распоряжение о строительстве автомобильного комбината. Но первые ВАЗ-2101 с конвейера сошли лишь в апреле 1970-го, а потому 50-летие АвтоВАЗа и 50-летие первого автомобиля будут праздновать с 2016 по 2020 год. А приуроченное к славным датам обновление инфраструктуры города – до 2022-го.
Минэкономразвития подтверждает: «Планом предусматривается реализация культурно-массовых мероприятий в 2016-2020 годах, а также мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов на территории Тольятти в 2016-2022 годах».
Из выступления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на совещании о поддержке автопрома, которое прошло на «АвтоВАЗе» 22 января 2016 года
На собственно культурно-массовые мероприятия в проекте отведены скромные 44 миллиона рублей, треть из них (15,8 миллиона) – на чемпионат рабочих профессий, 2,4 миллиона – на выставку фотографий на открытом воздухе и музейные экспозиции, 2 миллиона – на фестиваль скульптур «Лада-арт». Выставка ретро-автомобилей ВАЗа обойдется вообще в скромную сумму 450 тысяч рублей. Помимо этого в программу включены автомобильные и спортивные состязания и т.п.
В областной бюджет спешно вносятся поправки: 30 мая на заседании бюджетного комитета самарской думы замминистра управления финансами области Елена Зябкина предложила выделить на празднование юбилея «АвтоВАЗа» 8,69 дополнительных миллионов. Присутствующие несколько растерялись: юбилей – юбилеем, но «АвтоВАЗ» переживает не лучший период – уместны ли такие расходы? Замминистра пояснила, что уместны: 5 миллионов на новый отдел музея предприятия, остальное – на книжки и буклеты. Ну не резонно ли? Если министерство считает разумным потратить на выставку фотографий под открытым небом (рамки, веревочки, стенды) два с половиной миллиона, то почему бы на местах не отпечатать на такую же сумму буклетов?
Сотни жителей Саратова образовали очередь за куриными яйцами по 78 рублей за десяток. Яйца по рекомендованной цене привезли на ярмарку на Театральной площади.
В общем, гулять намерены разнопланово и от души. А строить?
Праздник, который 6 лет с тобой
За шесть лет, согласно проекту, в Тольятти необходимо провести капитальный ремонт и реконструкцию уже существующих объектов и построить целый ряд новых. Реконструировать набережную в Автозаводском районе (1,1, миллиарда рублей), разбить сквер, а в нем – фонтан и выставочный центр (495,8 миллиона). В городе должны появиться Поволжский православный институт им. Святителя Алексия, Митрополита Московского (на постройку отведено 576 миллионов), легкоатлетический манеж (249,7 миллиона), две школы, четыре садика, три спорткомплекса, две поликлиники – детская и взрослая. Тольяттинский госуниверситет отремонтируют (за 121,6 миллиона рублей), на стадионах «Торпедо» и «Труд», а также спорткомплексах «Олимп» и «Волгарь» – проведут реконструкцию.
Еще 2,7 миллиарда рублей потратят на обновление транспортного парка – приобретение новых автобусов и троллейбусов. Но ведь все эти расходы в сумме никак не дают 49 миллиардов? Все верно: главным юбилейным проектом, по замыслу Минпромторга, должен стать мост через Волгу – с обходом самого Тольятти и выходом на трассу М-5 «Урал». Масштабное строительство потребует масштабных затрат: 35 миллиардов рублей, или свыше 70% от всей выделяемой на юбилей суммы.
«Хотелось сделать нечто подобное тому, что произошло в Сочи в связи с проведением зимних Олимпийских игр, только в своем формате», – комментируют творческий замысел в правительстве.
А есть, что праздновать?
Надо признать, «АвтоВАЗ» давно уже «не торт». За последние два года численность его сотрудников сократилась в 1,5 раза – работу потеряли 24 тысячи человек, и на «АвтоВАЗе» работают сегодня лишь 48 из 730 тысяч горожан. Это много – но… Закрылся «АвтоВАЗагрегат», уволил треть работников «Волжский машиностроительный завод».
В итоге город, в свое время действительно рванувший в рост благодаря автомобилестроительному гиганту, официально признан самым бедным и самым проблемным городом в стране. Доля критически бедных жителей составляет в Тольятти 13%, а доля малообеспеченных – 57%. В городе самый высокий на момент составления рейтинга риск социальных волнений.
Именно это стало основанием для обращения самарского губернатора Николая Меркушкина к премьер-министру – глава региона вопросил включить Тольятти в первую группу моногородов. То есть, тех, где финансово-экономическая ситуация критическая. Позже Меркушкин обратился и к президенту, обрисовав перспективы, которые откроются перед городом, если должным образом отметить юбилей «АвтоВАЗа».
«В долгосрочной перспективе все вышеуказанные мероприятия и задачи направлены на повышение качества жизни жителей Тольятти», – поясняют в администрации Самарской области. Но какое же качество жизни без работы? Каким образом перечисленные выше объекты (напомним – спорткомплексы, филиал музея, Православный университет, набережная) будут способствовать изменению экономической ситуации в городе? Кому, кроме тех, кто решился уехать из города, пригодится новый гигантский мост?
«Для начала необходимо смотреть на увеличение рабочих мест и развитие реального сектора экономики. …Фактически это искусственное приукрашивание жизни огромными бюджетными средствами вместо реальной помощи», – негодует депутат Госдумы Валерий Рашкин. С ним можно согласиться. Тольятти все чаще сравнивают с американским Детройтом – который жил, жил… да и вымер. Город на Волге пока еще держится: но в протянутую за помощью руку вместо удочки зачем-то вкладывают связку воздушных шаров.