// // Минпромторг планирует потратить по миллиарду рублей за каждый год из 50-летия «АвтоВАЗа»

Минпромторг планирует потратить по миллиарду рублей за каждый год из 50-летия «АвтоВАЗа»

1372

Юбилей на фоне провала

Здание заводоуправления ОАО «АвтоВАЗ»
Здание заводоуправления ОАО «АвтоВАЗ»
В разделе

Концерн «АвтоВАЗ» находится в затяжном кризисе: финансовые показатели последних лет были настолько плохи, что руководивший предприятием Бо Андерссон был отправлен в отставку. Итоги 2015-го – рекордные по минусам. Чистый убыток 73,8 миллиарда рублей, задолженность по кредитам – 36,5, продажи автомобилей упали на 44%. В 2016-м тенденция не сменилась: по итогам I квартала чистый убыток составил 8,6 миллиарда рублей.

Как ни странно, финансовый провал не мешает Минпромторгу планировать пышное празднование юбилея «АвтоВАЗа» и его первой модели – знаменитой «копейки», ВАЗ-2101. Деньги предлагают выделить из бюджета Самарской области и федерального бюджета. Сумма почти круглая: 47,5 миллиардов рублей. Почти столько же государство выделило в этом году на поддержку всего российского автопрома.

Проект распоряжения правительства «Об утверждении плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗ» уже направлен на утверждение в Кабмин.

Два по пятьдесят

20 июля Самарская область готовится начать затяжной «юбилейный забег». Именно в этот день в 1966 году ЦК КПСС подписал распоряжение о строительстве автомобильного комбината. Но первые ВАЗ-2101 с конвейера сошли лишь в апреле 1970-го, а потому 50-летие АвтоВАЗа и 50-летие первого автомобиля будут праздновать с 2016 по 2020 год. А приуроченное к славным датам обновление инфраструктуры города – до 2022-го.

Минэкономразвития подтверждает: «Планом предусматривается реализация культурно-массовых мероприятий в 2016-2020 годах, а также мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов на территории Тольятти в 2016-2022 годах».

На собственно культурно-массовые мероприятия в проекте отведены скромные 44 миллиона рублей, треть из них (15,8 миллиона) – на чемпионат рабочих профессий, 2,4 миллиона – на выставку фотографий на открытом воздухе и музейные экспозиции, 2 миллиона – на фестиваль скульптур «Лада-арт». Выставка ретро-автомобилей ВАЗа обойдется вообще в скромную сумму 450 тысяч рублей. Помимо этого в программу включены автомобильные и спортивные состязания и т.п.

В областной бюджет спешно вносятся поправки: 30 мая на заседании бюджетного комитета самарской думы замминистра управления финансами области Елена Зябкина предложила выделить на празднование юбилея «АвтоВАЗа» 8,69 дополнительных миллионов. Присутствующие несколько растерялись: юбилей – юбилеем, но «АвтоВАЗ» переживает не лучший период – уместны ли такие расходы? Замминистра пояснила, что уместны: 5 миллионов на новый отдел музея предприятия, остальное – на книжки и буклеты. Ну не резонно ли? Если министерство считает разумным потратить на выставку фотографий под открытым небом (рамки, веревочки, стенды) два с половиной миллиона, то почему бы на местах не отпечатать на такую же сумму буклетов?

По теме

В общем, гулять намерены разнопланово и от души. А строить?

Праздник, который 6 лет с тобой

За шесть лет, согласно проекту, в Тольятти необходимо провести капитальный ремонт и реконструкцию уже существующих объектов и построить целый ряд новых. Реконструировать набережную в Автозаводском районе (1,1, миллиарда рублей), разбить сквер, а в нем – фонтан и выставочный центр (495,8 миллиона). В городе должны появиться Поволжский православный институт им. Святителя Алексия, Митрополита Московского (на постройку отведено 576 миллионов), легкоатлетический манеж (249,7 миллиона), две школы, четыре садика, три спорткомплекса, две поликлиники – детская и взрослая. Тольяттинский госуниверситет отремонтируют (за 121,6 миллиона рублей), на стадионах «Торпедо» и «Труд», а также спорткомплексах «Олимп» и «Волгарь» – проведут реконструкцию.

Еще 2,7 миллиарда рублей потратят на обновление транспортного парка – приобретение новых автобусов и троллейбусов. Но ведь все эти расходы в сумме никак не дают 49 миллиардов? Все верно: главным юбилейным проектом, по замыслу Минпромторга, должен стать мост через Волгу – с обходом самого Тольятти и выходом на трассу М-5 «Урал». Масштабное строительство потребует масштабных затрат: 35 миллиардов рублей, или свыше 70% от всей выделяемой на юбилей суммы.

«Хотелось сделать нечто подобное тому, что произошло в Сочи в связи с проведением зимних Олимпийских игр, только в своем формате», – комментируют творческий замысел в правительстве.

А есть, что праздновать?

Надо признать, «АвтоВАЗ» давно уже «не торт». За последние два года численность его сотрудников сократилась в 1,5 раза – работу потеряли 24 тысячи человек, и на «АвтоВАЗе» работают сегодня лишь 48 из 730 тысяч горожан. Это много – но… Закрылся «АвтоВАЗагрегат», уволил треть работников «Волжский машиностроительный завод».

В итоге город, в свое время действительно рванувший в рост благодаря автомобилестроительному гиганту, официально признан самым бедным и самым проблемным городом в стране. Доля критически бедных жителей составляет в Тольятти 13%, а доля малообеспеченных – 57%. В городе самый высокий на момент составления рейтинга риск социальных волнений.

Именно это стало основанием для обращения самарского губернатора Николая Меркушкина к премьер-министру – глава региона вопросил включить Тольятти в первую группу моногородов. То есть, тех, где финансово-экономическая ситуация критическая. Позже Меркушкин обратился и к президенту, обрисовав перспективы, которые откроются перед городом, если должным образом отметить юбилей «АвтоВАЗа».

«В долгосрочной перспективе все вышеуказанные мероприятия и задачи направлены на повышение качества жизни жителей Тольятти», – поясняют в администрации Самарской области. Но какое же качество жизни без работы? Каким образом перечисленные выше объекты (напомним – спорткомплексы, филиал музея, Православный университет, набережная) будут способствовать изменению экономической ситуации в городе? Кому, кроме тех, кто решился уехать из города, пригодится новый гигантский мост?

«Для начала необходимо смотреть на увеличение рабочих мест и развитие реального сектора экономики. …Фактически это искусственное приукрашивание жизни огромными бюджетными средствами вместо реальной помощи», – негодует депутат Госдумы Валерий Рашкин. С ним можно согласиться. Тольятти все чаще сравнивают с американским Детройтом – который жил, жил… да и вымер. Город на Волге пока еще держится: но в протянутую за помощью руку вместо удочки зачем-то вкладывают связку воздушных шаров.

Опубликовано:
Отредактировано: 31.05.2016 11:56
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх