// // К чему приведут идущие в России массовые протесты

К чему приведут идущие в России массовые протесты

4507

Низы не хотят

3
В разделе

В стране не утихают выступления граждан. К уже заявившим о себе за последние месяцы дальнобойщикам, валютным ипотечникам и обманутым дольщикам примыкают всё новые протестующие. Даже когда-то лояльные к властям рабочие Уралвагонзавода и те вышли на митинг. Государство пытается реагировать в меру своего понимания ситуации, постепенно ужесточая законы, касающиеся гражданской активности. Впрочем, полагают эксперты, наступит время, когда и они уже не помогут.

«Кому это нравится, что творится на Уралвагонзаводе? Зарплаты низкие: 15–16 тыс. на руки. Как на эти деньги прожить, как семью прокормить?» – такими вопросами задавались участники митинга, состоявшегося в Нижнем Тагиле 12 февраля. Около сотни человек пришли на сход, чтобы высказать своё негативное отношение к планирующимся на предприятии сокращениям и невыплате жалованья. Не исключено, что собралось бы и больше, но, по отзывам, часть рабочих испугались последствий, а остальные просто не были в курсе организуемого мероприятия. Как бы то ни было, но даже несмотря на малое количество протестовавших, акция получила большую прессу. Что немудрено.

Ведь невозможно не вспомнить высказывания представителей Уралвагонзавода четырёхлетней давности, вызвавшие тогда немало шума. В декабре 2011-го во время «прямой линии» Владимира Путина начальник сборочного цеха завода Игорь Холманских вызвался лично вместе с коллегами разгонять в Москве митинги оппозиции: «Мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять свою стабильность». А 28 января 2012-го в Екатеринбурге прошёл инициированный работниками предприятия митинг в поддержку президента, который, по словам участников, «много сделал для рабочего класса».

И пусть на нынешнем сходе фамилия Путина особо не склонялась, но о бедственном положении того самого рабочего класса было сказано много. Вот уж неприятный звонок для Кремля – на улицу выходят уже те, кто не так давно клялся в лояльности и желании защищать власть с кулаками.

Без сообщения о протестных акциях теперь не проходит практически ни одной недели. Вслед за акцией в Нижнем Тагиле стало известно о митинге в Невьянске, на котором население потребовало отставки городского главы и наведения порядка в сфере ЖКХ, а профсоюз Качканарского ГОКа озвучил намерение провести акцию против сокращений. Что примечательно, и Невьянск, и Качканар расположены в той же Свердловской области, что и Нижний Тагил, где бурлит Уралвагонзавод.

Но это не всё. Также поступила информация о наметившейся акции в Тольятти – жители автограда собираются выступить против безработицы, которая в городе, по некоторым данным, превысила 20 тыс. человек.

Вообще же с начала февраля по стране прокатилась волна народных выступлений. Причём защищали на них далеко не только право на труд.

В первых числах месяца проявили себя региональные отделения КПРФ. Коммунисты, которые на уровне Госдумы давно и прочно заняли роль безнадёжного спарринг-партнёра партии власти, уровнем ниже пока ещё способны на решительные действия. Организованные активистами митинги прошли, в частности, в Москве, Ярославле, Краснодаре и Новосибирске.

Набирают обороты и выступления валютных ипотечников. 5 февраля в Москве несколько десятков клиентов банка «ДельтаКредит» пытались прорваться внутрь учреждения и вступили в схватку с охраной. Тогда же, 5 февраля, на акцию вышли

По теме

многодетные родители Хабаровска – они выразили несогласие с тем, что регион отменил постановление о субсидировании ипотеки.

6 февраля восстали ипотечники Санкт-Петербурга и примкнувшие к ним дальнобойщики – первые протестовали против «валютного геноцида», вторые продолжили доводить до властей свою позицию касательно системы «Платон», сильно осложнившей движение фур по федеральным трассам. Кстати, в тот же день шофёрское сообщество протестовало ещё в 17 городах, от Иркутска до Вологды. А в Москве Балаклавский проспект был перекрыт обманутыми дольщиками СУ-155 – люди четверть часа ходили по кругу по «зебре».

Наконец, 8 февраля снова выступили столичные ипотечники – они перекрыли улицу Неглинную у Банка России и действовали столь решительно, что полиция впервые провела задержания протестовавших. Кое-кому уже предъявлены обвинения в неповиновении органам власти – соответствующая статья КоАП предусматривает наказание вплоть до 15 суток ареста.

И, похоже, то ли ещё будет – протесты продолжаются и, как можно уверенно утверждать, на спад пойдут вряд ли. Общероссийскую стачку уже готовят дальнобойщики. К ним собираются присоединиться фермеры Краснодарского края, которые выступают против рейдеров, банкротящих хозяйства, и заявляют о своих намерениях «отправиться в Кремль на тракторах».

Если ситуация не изменится, то уже в 2017 году рейтинг доверия к власти значительно упадёт, а латентное недовольство россиян своим положением вырастет, что приведёт к волне протестных действий. Причём обострение может наступить из-за самого незначительного обстоятельства.

По мнению директора Московского бюро по правам человека Александра Брода, «протестная активность, наблюдаемая за последнее время в столице и регионах, свидетельствует о напряжённом, взрывоопасном состоянии нашего общества».

И это естественный ход вещей. Как считает эксперт, «снижение доходов населения, обратно пропорциональное росту цен на товары первой необходимости и лекарства, отсутствие социального диалога с властью, которая не торопится решать насущные проблемы своих сограждан, не оставляют людям выбора». «Предотвратить рост протестных настроений сегодня способна лишь сама власть», – предупреждает Брод.

Есть у революции начало…

То, что протестный котёл закипает всё сильнее, не замечать невозможно. Согласно подсчётам Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), в 2015 году состоялось 409 протестных акций. Это на 40% больше, чем было зафиксировано в 2014 году. Последняя цифра, в свою очередь, выше значений, фиксировавшихся за всю историю наблюдений с 2008 года. То есть у нас есть новый рекордный показатель.

По итогам прошлого года эксперты ЦСТП отметили несколько тенденций. Во-первых, возрастает количество протестов в отраслях, где раньше работники и не помышляли об отстаивании своих прав. Во-вторых, результативность протестов остаётся на прежнем, невысоком уровне.

Из последнего тезиса можно предположить, что россияне рано или поздно могут разочароваться в самом институте мирных протестов. Что случится, когда это разочарование наступит?

Но пока, как уверяют социологи, общественность ещё не готова переходить к решительным действиям. Однако бесконечно так продолжаться не может. Как показало недавнее исследование профессора НИУ ВШЭ Натальи Тихоновой, потерпеть люди готовы ещё максимум год-полтора. «Дальше начнутся протестные настроения», – подчеркнула она.

Как прогнозирует Тихонова, если ситуация не изменится, то уже в 2017 году рейтинг доверия к власти значительно упадёт, а латентное недовольство россиян своим положением вырастет, что приведёт к волне протестных действий. Причём обострение может наступить из-за самого незначительного обстоятельства. В качестве примера Тихонова приводит события 2011 года, когда население, недовольное фальсификацией результатов выборов, массово вышло на улицу.

По теме

Но можно провести параллель и с 1917-м. А что – та же непростая международная обстановка, пусть и без широкомасштабной войны, то же тяжёлое экономическое положение, обусловленное в том числе внешними факторами, то же уставшее от невзгод население. Терпение в таких условиях, как правило, иссякает довольно быстро.

К слову, тот же горизонт, что и Тихонова, определяет и ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. Если в текущем году у властей сохраняется запас прочности, то в следующем году всё может до крайности обостриться, полагает эксперт.

Закручивание гаек

Понятно, что государство не только видит, как складывается ситуация, но и предпринимает шаги для того, чтобы не допустить развития событий по нежелательному для власти сценарию.

Во-первых, ведётся непосредственная работа с организаторами и участниками происходящих акций протеста. Так, организатора митинга дальнобойщиков в Питере – того самого, с участием ипотечных заёмщиков, – вызвали в центр «Э», специализирующийся на борьбе с экстремистами, и попросили, в частности, воздерживаться от «разжигающих» лозунгов. МВД Дагестана также принялось проверять прописанных в республике и активно противостоящих системе «Платон» дальнобойщиков «на экстремизм». Потому, видимо, упомянутые работники Уралвагонзавода не зря опасаются присоединяться к митингам.

Во-вторых, идёт работа, что называется, на упреждение. Например, Госдума приняла правительственный законопроект, приравнивающий автопробеги к митингам, а установку палаток в общественных местах – к пикетированию. Как аккуратно сформулировано в документе, законопроект призван просто «устранить правовую неопределённость, возникающую при организации и проведении публичных мероприятий в виде новых форм протестных акций».

Ранее, в самом конце декабря, парламент спешно принял, а президент подписал закон, значительно расширяющий права сотрудников ФСБ. Теперь им позволено стрелять на поражение в женщин, в том числе с видимыми признаками беременности, несовершеннолетних и инвалидов в случаях «оказания ими вооружённого сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности».

Впрочем, хочется верить, что применить на практике это право силовикам не придётся: надежда на улучшение ситуации всё же по-прежнему сильнее опасений.

Степан Сулакшин, генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии:

Россияне пока готовы терпеть снижение уровня жизни во имя величия страны

– С чем связан рост протестной активности? Это попытки отдельных профессиональных сообществ и групп потребителей отстоять свои узкие интересы или же реакция на экономическую и социальную политику, проводимую государством?

– Во времена Андропова был такой анекдот о ценах на водку: «Если будет 25, будем Зимний брать опять». Отношение населения к власти определяется разными факторами. Обычно считают, что это уровень жизни, реальные доходы, цены, доступность услуг, потребительской корзины и так далее. Исследования показывают, что российское население пока готово терпеть снижение уровня жизни во имя величия страны. То есть её достижений на внешнеполитической арене. «Крым наш» компенсирует экономические кризисные явления, снижение уровня жизни. Однако есть предел и потолок такой причинно-следственной связи. Он наступит тогда, когда, во-первых, населению станет ясно, что не только внутренняя экономическая, социальная, гуманитарная политика проваливается, но вместе с ней и внешняя. Поэтому произойдёт нечто из разряда «от любви до ненависти – один шаг».

В результате население резко начнёт протестовать. Прогноз такой, что это начнётся во второй половине 2016 года. А в 2017 году будет возрастать примерно в геометрической прогрессии.

– Во что могут вылиться эти протесты? Смогут ли граждане добиться того, что требуют? Или власти найдут способ свести выступления на нет?

– Российская власть накопила значительный опыт манипуляции общественным сознанием. Вся мощь официальных СМИ, пропагандистских институтов убеждает население в том, что оно никогда не было так счастливо, как сейчас, а страна так успешна, как в настоящее время. Это технологические, политико-психологические приёмы, которые в принципе специалистам хорошо известны.

Но они работают до поры до времени. И массовая активность населения – начиная от стачечных форм, митинговых форм, массового формирования оппозиционных движений, клубов, фронтов и так далее, что мы наблюдали в конце 80-х годов прошлого века, в окрестностях выборов 2011 и 2012 годов, – вернётся. И, опять-таки, будет достигнут определённый порог, за которым манипуляции не смогут гасить эти протесты. Всё это приведёт страну к резкой политической нестабильности. Не хочется думать, что эта нестабильность выйдет за рамки закона, но вероятность такая существует.

Опубликовано:
Отредактировано: 22.02.2016 08:41
Копировать текст статьи
Комментарии 10
  • Михаил Услатов 22.02.2016 16:54

    По опросам ВЦИОМ большинство граждан проголосовало за внедрение системы Платон, поддержав этим правительство.Что касательно дальнобойщиков, то им активно идут на встречу, вводят систему пост оплаты, и уберают транспортный налог. .

  • Анастасия Козлова 22.02.2016 18:33

    дальнобойщики и валютные ипотечники. дальнобои понятно за что бастовали. Добились серьёзных уступок. На это и был расчёт. Мужики. Дальше - это всё пиар идёт, реклама, оппозиции.
    Валютные ипотечники. мне по-человечески жаль тех, кто взял кредит в валюте. Но ведь не маленькие, должны были понимать риски. Конечно никто не ожидал такого падения рубля, но все равно - сами себя обдурили

  • Евгений Коцарь 23.02.2016 02:52

    платные дороги нормальная практика, тем более для страны со столь протяжённым полотном, непонятны стенания дальнобоев о платных дорогах, учитывая что они на этих дорогах зарабатывают

  • Евгения Евгеньевна 01.05.2016 11:00

    Удивительно, но вместо того, чтобы в Росавтодоре провести повсеместную "техническую революцию" по кардинальному улучшению выпускаемых асфальтобетонных смесей и тем самым обеспечить необходимую "каркасность" и прочность смесям, хотя бы на уровне требований Б-2 существующего ГОСТа 9128-2002..Это качество "асфальта" позволит, в полной мере, осуществлять автомобильное движение и проектную нагрузку в 11,6 тн. на одну ось грузовика или 34,8тн общей массой для трехосносной машины и говорить о том, что грузовик приносит какой-либо "ущерб" дороге, в этом случае- просто непрофессионально. И при чем, вообще ведется разговор о 12тн., в контексте взимания "мифической" платы.
    Роман Старовойт идет по линии наименьшего "сопротивления"- надо в системе проводить работу и выпускать "качественную продукцию", в соответствие установленных ГОСТов, Это более чем серьезная и не легкая работа, при том что дороги, по качеству, давно "лежат на боку". Думаю, что такому руководителю, с таким писсимистическим настроем- эта работа, не по "плечу".
    Желательно бы знать авторов этой непродуманной "затеи", которая ничего "путного", для страны, не принесет,
    ибо пустое вложение денег в дороги, когда на эти большие деньги "слетелась" куча предприимчивых людей, отмывающих нагло многомиллионные бюджетные средства, используя т.н. "новые дорожные схемы" и "Региональные Дорожные Программы". Эти факты имеют место по дорогам Анапы, в Краснодарском крае, где "успешно работают, вот уже шесть лет", в единой "спайке"
    созданной группировки, в "недрах" самой исполнительной власти муниципального образования Анапа и края..
    Полное бездействие властей и бесконтрольная система, со стороны

  • Евгения Евгеньевна 01.05.2016 11:01

    Заказчиков, упущения Росавтодора и не требовательность должного технического исполнения на дорогах, привели к "плохим дорогам", но не движение грузовиков, свыше 12тн., Это вымысел дилетантов, которым не место быть "Советчиками " для руководства страны- это опасно с двух сторон- "несчитанные деньги" не принесут результата, "понастроив худых" дорог, мы получим "коллапс" еще более значительный, мы погрязнем в тотальной коррукпции, если уже этого-не имеем. Ведь хищение более 125 млн.руб., по документа экспертизы "Дорнадзор" АРКО, до сего времени "крышуют"...от и до...А осенью, опять собираются переизбраться в состав правящей партии и продолжать свое "грязное дело"
    Доколе, мы будем много говорить о "бедных" дорогах, но ничего не делать...

  • Доловов Владимир 26.06.2016 16:29

    Благодарен, Евгения Евгеньевна, Вам за продвижение моих комментариев о причинах плохих дорог, Спасибо, дело то -общее!
    Согласен сотрудничать в дальнейшем..
    Хочется ответить Е.Коцарь.
    Платные дороги сегодня не новость, но новость для меня, инженера путей сообщения, выпуска 1958г. СибАДИ, что "Платон" приравнял дороги общего значения к разряду "платных",причем без какой либо, достаточно грамотной аргументации, ибо, как мне известно, движение автотранспортных средств, как для перевозки пассажиров, так и перевозки грузовых грузов, в прежних версиях Закона №257, осуществлялось на бесплатной основе, но с учетом обеспечения проектной нагрузки в 10 тонн на каждую ось большегруза ( вношу уточняющую поправку-в 10 тонн,по новой версии закона). Ввод дополнительной оплаты, по дорогам общего пользования, надуман авторами внедрения системы "Платон", исходя из их ошибочного мнения о причинах разрушения дорог, их непрофессионализма.

  • Доловов Владимир 26.06.2016 16:53

    Михаилу Услатову.
    Михаил! Поддержка Правительства, по опросам ВЦИОМа за внедрение "Платона"- это не серьезно, по сравнению с серьезностью внедрения это "системы". Этот вопрос должен бы приниматься не простым голосованием, но серьезной проработкой и с учетом мнения, хотя бы нескольких профессионалов-(ученых МАДИ или опытных профессионалов-практиков, занимавшихся внедрением новых технологий и систем, таких как КСУКС в постсоветском периоде и добивавшихся положительных результатов, т.е. людей знающих "предмет". Это чисто технический вопрос и за него голосоване ВЦОМа- "ни к селу, ни к городу"-вообще.
    Вы называете, что "дальнобойщикам, активно идут на встречу", вводя какую-то облегчающую систему "пост.оплаты"-Это Вы называете "облегчением" дальнобойщикам? Нет! Это обременение, если убирают меньшее, а оставляют большее...

  • Доловов Владимир 26.06.2016 16:56

    Анастасия!
    Вы путаете праведное с грешным! Зачем Вам это надо говорить о том, в чем Вы не уверены.

  • Доловов Владимир 19.08.2016 21:49

    Мои личные претензии, ветерана труда, специалиста дорожника с 1958г. к Правительству и лично Председателю Медведеву Д.А. далеки от "политической мотивации" и совершенно не отражают поддержку "дальнобойщиков"...
    Однако, мне не удастся замолчать, ибо воспитан в старых канонах правды и чести, в семье заслуженного сельского учителя в Омской области.
    Имеют ли право эти претензии быть обнародованными? Несомненно, да, ибо, их положительное решение, совершенно не касается лично моей "персоны", но, простите, представляют общественный интерес большинства россиян.
    1.Первое наше обращение, в адрес Президента, о коррупции на дорогах Анапы Краснодарского края за 2010г., с "отмыванием" более 54 млн. руб бюджетных средств, было направлено Медведевым Д.А,, не в органы прокуратуры, а в адрес администрации губернатора Ткачева А.Н,, департамент которого осуществил сомнительную "приватизацию" (ОАО "ДРСУ"Вираж"), организовав т.н. "новую" дорожную схему, став единоличным аффилированным лицом и распорядителем всех финансовых потоков, в результате которой функции Заказчика и Подрядчика были окончательно "размыты". Одним словом, участниками коррупционных действий стали чиновники из местных властей (муниципальной и региональной). Отсюда- упорное противостояние административного ресурса, в том числе и органов прокуратуры, в поисках "аргументов", с целью "затянуть" рассмотрение дела по существу.
    Этот первый, по нашему неверный ход, "породил" беспрецедентную волокиту в течение пяти лет, все дальнейшие наши обращения (в 2013г. и в 2014г.,также направлялись по этой "проторенной" дорожке, в адрес администрации и губернатора, в адрес к

  • Доловов Владимир 19.08.2016 22:25

    Вторя претензия- Ошибочная оценка действий активистов группы"Убитые дороги Пскова", с помощью которых был задержан и "заболтан"реальный общественный контроль, проект которого уже был направлен в Госдуму, выход в свет, которого ожидался реально в 2013-14г.г. . Однако поднятый активист этой группы на "верх", став депутатом Госдумы, совместно руководителем Росавтодора Р. Старовойтом, лоббировали другую "бредовую" идею, якобы основной причиной плохих дорог, является движение грузового транспорта сверх 12 тонн, что дало возможным, не без труда-"протолкнуть" идею реализации "Платона"
    Эта идея была воспринята положительно и Медведевым Д.А., который дал СтаровйтуР карт-бланш на "Платон" и на "забвение" действительной основной причины- ввиду низкой технологии выпуска асфальтобетонных смесей по ГОСТу 9128- . а вместо этого выдают "на гора"- т.н. битумо-минеральная смесь неопределенного зернового состава, не выдерживающей, в отдельных случаях и движение легкового транспорта...Как же можно, в таких случаях говорить о правомочности введения "Платона"- Это выдумка дилетантов-не более, это не поддается никакому техничесокому анализу.
    Претензия к Медведеву Д.А- Нельзя было так долго терпеть Р.Старовйта на ответственном посту, который "опустил руки" и занимался, совсем несвойственным ему дело (Платоном), вместо делать добрые дороги, ибо никаких препятствий, для этого, не существует, кроме "кадровой встряски".

Еще на сайте
Наверх