Версия // Бизнес // Бразилия может стать следующей страной, погрузившейся в долговой кризис

Бразилия может стать следующей страной, погрузившейся в долговой кризис

3188

Угроза тонущих рынков

В разделе

Пришло время рассмотреть рост развивающихся экономик в перспективе. Быстрый экономический рост в большинстве развивающихся стран мира с начала века был вызван товарным бумом и избыточным предоставлением кредитных средств. Но поскольку бум развивающихся рынков не сопровождался достаточными структурными реформами, этот процесс не был стабильным.

Ценовые шоки

Сегодня большинство крупных развивающихся экономик испытали на себе капризность судьбы. Россия и Бразилия переживают тяжелые кризисные времена с двузначной инфляцией, сопровождавшейся 4-процентным сокращением ВВП в прошлом году. Сильно снизились темпы роста Южной Африки. Феноменальный рост Китая замедлился до уровня ниже 7%. Неудивительно, что Goldman Sachs уже закрыл свой убыточный фонд для инвестиций в БРИК (Бразилии, России, Индия и Китай).

Действительно, будущее БРИКС (включая ЮАР) и других развивающихся рынков выглядит довольно мрачно. Большинство развивающихся стран за пределами Азии являются экспортерами сырья, а, значит, сильно подвержены ценовым шокам. Рухнувшие цены на нефть сократили стоимость российского рубля более чем наполовину по отношению к доллару США, и дальнейшее снижение также возможно, особенно если Федеральная резервная система США продолжит поднимать процентные ставки.

Долговой кризис

Цены на сырьевые товары, вероятно, будут оставаться на низком уровне в течение одного или двух десятилетий, как это было в 1980-х и 1990-х годах. Если говорить о нефти, сланцевом газе, сжиженном природном газе и все более конкурентоспособной солнечной и ветровой энергии, то все они увеличивают поставку энергетических ресурсов. Даже одно десятилетие высоких цен на энергетические ресурсы подстегивает рост экономки и снижает спрос на эти ресурсы.

Падение цен на сырьевые товары, вероятно, окажется болезненным для развивающихся рынков, которые часто ведут расчеты в долларах США. По мере падения валютных курсов они буду быстро беднеть. Правительства тоже будут страдать, поскольку их внешняя задолженность, вызванная фискальной и монетарной экспансией, будет становиться гораздо более обременительной, а доходы от экспорта уменьшатся в связи с отсутствием новых возможностей за пределами сырьевых секторов. В сложившейся ситуации ряд стран, вероятно, не смогут проводить выплаты по кредитам и погрузятся в долговой кризис.

В краткосрочной перспективе Бразилия вызывает наибольшее беспокойство, учитывая значительный государственный долг и дефицит бюджета. В среднесрочной перспективе, однако, перспективы Китая кажутся еще более пугающими. Как правило, общий долг частного и государственного сектора с развивающейся экономикой не должен превышать 100% ВВП. Общий долг Китая в настоящее время более 250% от ВВП.

Критическим недостатком стран БРИКС является низкая эффективность управления. В рейтинге восприятия коррупции, составляемом Transparency International*, Южная Африка занимает 61 место, Бразилия и Индия - 76, Китай - 83 и Россия - 119 (всего в рейтинге представлено 175 стран). Плохое управление ограничивает способность страны добиваться благосостояния и повышать производственный потенциал, даже если недостатки становятся очевидными.

По теме

Кто следующий?

Для эффективной борьбы с коррупцией люди должны вытеснить скомпрометированных лидеров, и именно поэтому необходима демократия. Изменение режима на Украине и в Аргентине, а также победа оппозиции на недавних парламентских выборах в Венесуэле являются предвестниками надвигающегося экономического коллапса. И Бразилия может стать следующей.

Развивающиеся страны могут снова встать на ноги в том случае, если улучшится управление и будут осуществлены структурные реформы для стимулирования потенциального роста. Но все это займет время. Мы не должны удивляться тому, что потребуется два десятилетия медленного глобального роста.

Запад не может оставаться самодовольным. Сосредоточив в прошлом слишком много внимания на регулировании спроса, Европа должна попытаться уменьшить финансовое и регулирующее бремя государства, чтобы ее экономика могла снова расти. Это должно также дать возможность развиваться чахлым рынкам труда, услуг, капитала и цифровых технологий.

Запад должен сотрудничать, чтобы установить глобальные стандарты, пока он все еще в силах это делать. Демократия, власть закона и основанные на рыночных принципах экономические системы — вот все, за что стоит бороться.

*
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International (Трансперенси Интернешнл) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.02.2016 13:18
Комментарии 0
Наверх