// // К 2015 году в законодательные органы власти захотят избираться разве что гастарбайтеры

К 2015 году в законодательные органы власти захотят избираться разве что гастарбайтеры

23

Без выбора

К 2015 году в законодательные органы власти захотят избираться разве что гастарбайтеры
В разделе

Уже в самом обозримом будущем выборы в законодательные органы власти могут стать безальтернативными. Причём злая воля «душителей демократии», взявших страну под жёсткий государственный контроль, формально здесь ни при чём. Просто желающих стать депутатами год от году всё меньше.

Для проведения альтернативных выборов необходимо, чтобы количество кандидатов в каждом округе по крайней мере вдвое превышало число мандатов, на которые они претендуют. Впервые такие выборы у нас в стране состоялись в 1989 году, когда избирали Верховный Совет СССР. В то время статус депутата был не просто почётен, избранник народа обладал реальной властью, а по своему совокупному влиянию российский депутатский корпус мог потягаться даже с президентом и всей исполнительной властью вместе взятой.

Первый тяжёлый удар по депутатскому авторитету был нанесён в 1993 году. Тогда, напомним, Президент России Борис Ельцин просто разогнал Верховный Совет РФ с помощью танков и спецназа. Но в то время ещё казалось, что законодательная ветвь — вполне полноценный побег на древе российской государственности. Ещё ничто не предвещало её превращения в чахлую веточку.

Начиная со второй половины 90-х можно наблюдать зарождающуюся тенденцию к сокращению числа претендентов на депутатские кресла. Однако на федеральном уровне это не так бросалось в глаза. К примеру, в выборах в Госдуму в 1995 году участвовало 2628 кандидатов, в 1999-м — 2227. В 2003 году на 450 мест в нижней палате парламента претендовало лишь 1897 человек.

Иное дело региональные и местные выборы. Там число кандидатов всё чаще сокращается до одного претендента на место, а то и вовсе до нуля.

Наступившей осенью в России пройдут предвыборные кампании, в ходе которых должно быть избрано не менее 300 тыс. депутатов органов местного самоуправления. Однако регистрация претендентов в ряде областей явно продемонстрировала, что в числе желающих занять заветные места в законодательных органах власти явно образовалась брешь. Исключение — выборы в Московской области, где конкурс составил 2,5 человека на место.

В качестве примера таких неполноценных выборов можно привести предстоящие 2 октября выборы в Карелии, где за 1098 депутатских мандатов городских и сельских органов власти решили бороться лишь 2072 кандидата, из которых пока зарегистрирован 1961 человек, а в пяти округах вообще не нашлось желающих занять депутатское кресло.

В Тверской же области на 3209 мандатов претендуют всего 6025 человек. Стало быть, около 400 народных избранников должны быть выбраны без какой-либо конкуренции.

В Омской области на 3701 место претендуют 5899 кандидатов. Это значит, что полторы тысячи депутатов разного уровня омичи будут не выбирать, а попросту утверждать.

Ситуация могла бы выглядеть ещё катастрофичнее, если бы ряд регионов не начал с 2003 года сокращать число депутатских мандатов.

Так, в Иркутской областной думе в 1996 году на 191 зарегистрированного кандидата приходилось 45 мандатов, тогда как в 2004 году эта пропорция составила 121 на 22.

В Архангельской областной думе в 1996 году на 39 мандатов было зарегистрировано 264 претендента, а в 2004-м 31 место хотели занять 296 человек.

По теме

В Калужском областном заксобрании соотношение претендент/мандат в 1996 году составляло 213 на 40, а в 2004 году — 110 на 20.

Снижение популярности статуса народного избранника было замечено властью, и она уже начала «подстилать соломку». Так, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток желающих занять удобные депутатские кресла и дабы проведённые выборы можно было считать состоявшимися, в региональные законы были внесены некоторые поправки. К примеру, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не содержит никаких пунктов, предусматривающих обязательную альтернативность голосования.

Не исключено, что возможность проведения таких неполноценных выборов постепенно перекочует из местного законодательства в региональное, а оттуда уже рукой подать и до федерального...

Депутатство подразумевает прежде всего законотворческую работу: это именно труд, такой же как труд юриста, учителя или дворника. Однако народный избранник местного уровня фактически не считается трудящимся. По ныне действующему законодательству только 10% депутатов на местах могут получать за свой труд зарплату, оставшиеся 90% должны работать на общественных началах.

Однако падает популярность депутатского мандата не только местного уровня. В областные заксобрания теперь тоже идут не столь охотно как прежде, хотя там с зарплатами всё в порядке.

Но если уж быть до конца честными, то стоит признать, что большинство депутатов вообще люди состоятельные, и зарплата является лишь малой толикой в их доходах.

Ответ на вопрос «Куда исчезли кандидаты?» лежит на поверхности. На выборах (особенно региональных) результат зачастую известен заранее. Это, собственно, и есть вертикаль власти, когда на ответственное место должен прийти «правильный» товарищ. Соответственно потенциальные кандидаты, не видя никаких шансов на победу, предпочитают оставаться в тени, не участвуя в дорогостоящей и бесполезной для них предвыборной гонке.

Если нынешние тенденции падения популярности «профессии депутат» сохранятся, то к 2011 году местные выборы станут уже полностью безальтернативными. Исключение могут составить только крупные города — Москва и Санкт-Петербург. А к 2015 году появятся во множестве вовсе не занятые депутатские кресла.

И что тогда делать? Менять законодательство и ещё раз сокращать количество мандатов или позволить гастарбайтерам заняться непопулярным трудом?

Количество кандидатов, принявших участие в выборах в законодательные собрания субъектов РФ (в регионах, где количество мандатов оставалось неизменным)

Количество мандатов

Число кандидатов на выборах 1996—1998

Число кандидатов на выборах 2001—2004

Московская городская дума

35

357

158

Законодательное собрание Санкт-Петербурга

50

577

393

Представительное собрание

Астраханской области

29

226

162

Дума Волгоградской области

16

177

137

Совет депутатов Новосибирской области

49

334

284

Палата представителей Законодательного собрания Свердловской области

21

111

95

Опубликовано:
Отредактировано: 15.11.2016 00:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх