Версия // Власть // Голливуд пережил политические репрессии

Голливуд пережил политические репрессии

2218

Штатный режим

«Оскар» за фильм «Римские каникулы» вручили актрисе Одри Хепбёрн и автору сценария – правда, не настоящему Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Недавно США впервые предстали на слушаниях по правам человека ООН в качестве обвиняемых. Но дело вовсе не в том, что в Америке резко ухудшилась ситуация с личными свободами, как раз наоборот. Администрация Обамы приняла решение вступить в Совет по правам человека ООН в 2009 году, когда стало понятно, что возможные претензии сведутся к частностям: проявлениям расизма, нежеланию отменять смертную казнь, пыткам заключённых и т.п. До этого США отличались по-крупному: скажем, отправляли в тюрьму за попытку отстаивать права, закреплённые в конституции. И не кого-нибудь, а известных всей стране людей: пример того – дело так называемой голливудской десятки.

На протяжении многих лет голливудское кино является одним из главных инструментов американской пропаганды. Из фильмов мы знаем, что в США свято соблюдаются все права человека, ну а если они кем-то нарушаются, то в конце ленты этот кто-то несёт заслуженное наказание. Справедливость неизменно торжествует – но только на экране. Когда в Голливуде попытались проводить самостоятельную линию, идущую вразрез с политикой Белого дома, власти преспокойно упекли за решётку 10 видных кинематографистов, единственная вина которых заключалась в том, что они отказались давать показания о своих убеждениях, ссылаясь на первую поправку к конституции, гарантирующую гражданам США свободу слова, собраний, вероисповедания и т.д. Это было определено как типично коммунистическая линия поведения.

В 1946 году созданная для искоренения «подрывной и антиамериканской пропаганды» комиссия по расследованию антиамериканской деятельности получила статус постоянной. И .

Формат допросов, начавшихся осенью 1947 года, предполагал, что кинематографисты должны были доказывать свою невиновность: в этом заключалось отличие слушаний от формальной судебной процедуры. Опрашиваемых разделили на «дружественных», то есть готовых поддержать обвинения, и «недружественных» – тех, кого собирались уличать во всех грехах. В результате деятельности комиссии более 300 человек остались без работы – они попали в чёрные списки и были исключены из профессиональных гильдий. Многие, как Бертольд Брехт, эмигрировали, а 10 человек в 1950 году получили тюремные сроки.

Среди «недружественных» значились многие успешные актёры, режиссёры, сценаристы, продюсеры – те, кто задавал тон в Голливуде. К примеру, Герберт Биберман в 1947 году выступал сценаристом и продюсером фильма «Новый Орлеан», в котором снимались такие джазовые звёзды, как Луи Армстронг и Билли Холидей. Картина Эдварда Дмитрыка «Перекрёстный огонь» (Crossfire) взяла «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а сам Дмитрык был номинирован в следующем году на «Оскар» за лучшую режиссуру. Кстати, также отлучённая от кино жена Бибермана Гэйл Сондергаард, получившая в 1937 году первый в истории «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, в 1947 году вновь номинировалась в этой категории.

Не менее известны и остальные члены «десятки»: Ринг Ларднер-младший был удостоен «Оскара» за лучший сценарий в 1943 году, Джон Говард Лоусон номинировался на «Оскар» в 1939-м, Далтон Трамбо – в 1941-м, Альберт Мальц – в 1946-м. А в 1951 году его сценарий фильма «Сломанная стрела» даже получил высшую награду Киноакадемии, вот только на церемонии звучала иная фамилия. Среди осуждённых были также Алва Бесси, Лестер Коул, Эдриан Скотт, Самуэль Орниц. Большинство имён сейчас говорит нам не много – но это во многом как раз итог репрессий.

О корпоративной солидарности в американской киноиндустрии речь не шла: антикоммунистическую кампанию охотно поддержали многие звёзды Голливуда. Об этом свидетельствует стенограмма слушаний. «Как вы полагаете, насколько мудро для нас, для конгресса, объявить вне закона Коммунистическую партию Соединённых Штатов?» – спрашивают знаменитого актёра Гэри Купера. «Думаю, это хорошая идея, хотя не знаю, я никогда не читал Карла Маркса и не знаю основ коммунизма, кроме того, что я слышал, но то, что я слышал, мне не нравится: как-то он не на уровне», – отвечает Купер. В той же стилистике, хорошо знакомой нам по советским идеологическим кампаниям («я не читал, но всё равно скажу»), высказываются и другие. От них требуют не просто осудить коммунистов, но и назвать конкретные имена. И многие с готовностью обвиняют в симпатиях к коммунизму всех, кто им чем-либо неприятен. «Мистер Говард де Сильва – у него всегда есть что сказать против. И ещё Карен Морли – она всегда ходит на собрания гильдии», – перечисляет актёр Роберт Тэйлор. «Вы уверены, что они коммунисты?» – переспрашивают его. «А то!» – отвечает Тэйлор.

По теме

Наиболее успешно использовал деятельность комиссии в личных целях президент Гильдии киноактёров. Звали его Рональд Рейган. Вот фрагмент заседания 23 октября 1947 года. Рейгану задают вопрос: «Есть ли в вашей организации коммунистическая клика, которая пытается оказывать влияние или давление на гильдию?». «Да, – подтверждает он. – В гильдии есть небольшая группа, последовательно выступающая против политики правления гильдии, что доказывает голосование по различным вопросам. Их, несомненно, можно подозревать в том, что они в большей или меньшей степени придерживаются тактики, которую мы связываем с коммунистической партией». Доказательств принадлежности этих лиц к Компартии нет, но Рейган «слышал, как во время споров некоторых из них называли коммунистами».

До 1947 года Рейган был фигурой не слишком значительной: актёр второго ряда, которого поставили во главе Гильдии киноактёров в качестве компромиссной фигуры, не способной проводить самостоятельную политику. Но в результате «охоты на ведьм» он расправился с большинством недоброжелателей и существенно упрочил своё положение. Один факт: в «десятке», отправленной в 1950 году в тюрьму, оказались влиятельнейшие на тот момент Лестер Коул, Самуэль Орниц и Джон Говард Лоусон – люди, которые были в числе девяти человек, основавших в 1933 году Гильдию сценаристов.

Именно в ходе «разбирательств» Рейган понял, что для успешной карьеры не нужно обладать ни большими талантами, ни исключительной работоспособностью. Достаточно просто обвинить потенциальных конкурентов в том, что они «придерживаются тактики, которую мы связываем с Коммунистической партией». Борьба с «империей зла», выдержанная в голливудских традициях, принесла Рейгану в 1967 году пост губернатора штата Калифорния, а в 1981 году – президента США.

Несмотря на то что «охота на ведьм» на государственном уровне к середине 1950-х годов вроде бы прекратилась, нормально жить и работать жертвы маккартизма не могли ещё долгое время. Они либо вообще отошли от кино, либо, как Алва Бесси, Лестер Коул, Далтон Трамбо, работали под чужими именами. В 1954 году «Оскар» за лучший сценарий дали фильму «Римские каникулы». Автором сценария был Трамбо, но приз получил другой человек. В 1956 году Трамбо вновь завоевал «Оскар» – за ленту The Brave One («Отважный»). На сей раз он скрылся под псевдонимом Рональд Рич. И только в 1960 году он смог сам выступить в качестве сценариста картины «Спартак» – режиссёру Стэнли Кубрику пришлось добиваться для этого специального разрешения.

С возвращением к профессии попавших в чёрные списки во многом связано и становление так называемого американского независимого кино. Сделанные ими фильмы отмечались наградами на европейских фестивалях и с успехом шли в разных странах, но путь к американскому зрителю был закрыт ещё долгое время. Так, лента 1954 года «Соль земли» («Верные друзья»), снятая Гербертом Биберманом и его «подельниками» Майклом Уилсоном и Полом Жарикко, получила «Хрустальный глобус» на фестивале в Карловых Варах. В 1955 году на «Золотую ветвь» в Каннах претендовал фильм Дмитрыка The End of the Affair. На американские экраны картина вышла спустя 10 лет. В 1969 году в программе Каннского фестиваля был представлен и последний фильм Бибермана – Slaves.

В 1970-х члены «голливудской десятки» вроде бы почувствовали ветер перемен: в 1971-м Ларднер-младший получил свой второй «Оскар», а в 1975-м Трамбо признали автором «Отважного». Но затем к власти пришёл Рейган…

Окончательная реабилитация произошла только с окончанием холодной войны. В 1987 году документальный фильм о чёрном списке Голливуда снял Берт Ланкастер. В 1992 году американский совет National Film Preservation Board удостоил своей награды ленту Бибермана «Соль земли». В декабре того же года Киноакадемия решила восстановить справедливость в отношении Трамбо. Прежде фигурировавший в качестве сценариста «Римских каникул» Маклиллан Хантер был исключён из списка лауреатов, и в 1993 году премию отдали Трамбо. Посмертно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.12.2010 12:41
Комментарии 0
Наверх