Версия // Культура // Герои раннего рок-н-ролла середины 1950-х годов

Герои раннего рок-н-ролла середины 1950-х годов

3246

Наружа всех измерений. Часть 11

Герои раннего рок-н-ролла середины 1950-х годов (фото: Wikimedia Commons/ NBC Television)
В разделе

Осень, зима, весна и лето 1954 – 1955 годов стали временем паломничества в Мемфис на прослушивание в студию «The Sun» самых различных, молодых и голодных до признания артистов. Причиной тому стал феномен Элвиса Пресли, чья слава, раздуваемая его электризующими появлениями на радио и на телевидении, словно гигантский лесной пожар, охватила США и впоследствии весь мир.

Поговорим об этих музыкантах подробнее, напомнив, что в наших предыдущих восьми статьях, посвящённых феномену Элвиса Пресли (рекомендуемых к ознакомлению всем интересующимся вопросом читателям) мы постарались полноценно описать происходившие тогда музыкальные процессы. Упор в информировании читателей нами был сделан на состоявшуюся в 2024-м году большую 70-летнюю дату с момента появления 5 июля 1954 года в небольшой мемфисской «The Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Пресли и подыгрывавших ему музыкантов!

Этому знаковому событию, возникшим тогда музыкальным стилям, а также сопутствующим им ранним годам становления рок-н-ролла и ряду его колоритных исполнителей мы уже посвятили и посвящаем ряд статей.

Итак, кто же оказался среди первых успешных соискателей места для записи в «The Sun Studio», помимо красавца Элвиса Пресли? Логично, что среди них оказалось немало авторов песен, исполняемых в стиле кантри. Например, такие будущие величины, как Джонни Кэш, Чарли Рич или прекрасный Рой Орбисон (чей звёздный час настал несколько позже, в начале/середине 1960-х годов и о чём мы постараемся поговорить в дальнейшем). Здесь же маячил «рой» мятежных рокабиллов, где не можем не упомянуть Сонни Бургеса, Билли Ли Райли и Рэя Кемпи. Список имён будет внушительным, но наша задача состоит не в том, чтобы составлять музыкальную энциклопедию, а проанализировать имена и музыкальные тренды того времени, расследовать их причинные связи и идущие за ними последствия.

Поэтому из гигантского списка соискателей, мы бы выделили ряд знаковых имён, которые, по нашей версии, оказали самое существенное развитие на рок и поп-музыку. Помимо Элвиса Пресли речь идёт о Карле Перкинсе, авторе знаменитого трека «Blue Suede Shoes», перезаписанного и значительно улучшенного Элвисом Пресли. Впоследствии Перкинс играл на гитаре, записав с десяток отличных песен, в духе стандартов раннего рок-н-ролла. Его голос звучал больше в стилистике кантри, что не могли не замечать поклонники и критики. Страшная автокатастрофа, произошедшая с Карлом в 1956 году, к счастью, не лишила его жизни. Но, к сожалению, не дала ему возможности, быть в числе самых заметных фигур, балансирующих «на острие» момента и пика развития раннего рок-н-ролла, рока и попа!

О Джерри Ли Льюисе, Литтл Ричарде мы писали ранее. Жизненные и творческие пути упомянутых артистов были неисповедимы, насыщены разнообразными выходками и причудами. Джерри Ли Льюис и Литтл Ричард вне сцены (как и Элвис) играли роли учтивых почтительных юношей южных американских штатов, всячески отрицавших свои якобы провокационные намерения. Но на подмостках они превращались в настоящих «дикарей», отчаянных донельзя сорви-голов и монстров рока! К примеру, Джерри отбрасывал стул перед пианино, размахивал стойкой микрофона над головой, колотил по клавишам интсрумента своими пятками. Он женился на своей несовершеннолетней кузине, за что был наказан невозможностью проводить большие турне в Америке и около десятка лет провёл в разъездах, выступая лишь в небольших клубах. Литтл Ричард увлекался игрой так, что разбивал пианино в щепки, затем поворачивался к столбеневшим от такой эмоциональности рабочим сцены, а также случайным зрителям и мило говорил: «Это – Литтл Ричард, такой хороший мальчик!». Артист также был не чужд эксцентричным жестам. Известно, что он выбросил в реку свою коллекцию драгоценностей и ушёл на несколько лет из музыки, играя на фортепьяно в церкви и так далее.

Фигуру Чака Берри, первого поэта рока, мы также не могли обойти своим вниманием. Трудно спорить с тем, что рок-н-ролл был всецело американским феноменом. Его суть составляла плоть от плоти густой и насыщенной эмоциями музыки южных американских штатов с их блюзовыми, соул, кантри и сопутствующими им стилями. Логично, что, пожалуй, самый яркий из представителей рок-н-ролла и раннего рока должен был возникнуть в самом «сердце» юга. Так оно и вышло! Хотя Чак родился в Калифорнии, но своё детство и отрочество провёл в городке Сент-Луис, штата Миссури.

По нашей версии, Чак Берри имеет полное право претендовать на почётное звание «Крёстного отца» рока. Обоснуем наше утверждение. Смотрите, на счету Берри около 15 великолепных, всем известных произведений, срдеи которых сразу вспоминаются такие хиты, как «Roll Over Beethoven», «Johnny B Good» и «Sweet Little Sixteen». В созданных Чаком Берри композициях, смогли быть выражены надежды, разочарования, мечты и идеи, свойственные молодым поколениям 1950-х годов. Одновременно, Чак сумел разработать и зафиксировать для будущих героев рока и попа, а также всех увлекающихся означенной темой людей, стилистику гитарного рока, так называемый «риффлинг», где выделяются небольшие ритмические структуры, часто служащие сопровождением к сольной импровизации.

Гитарные соло Чака Берри, по сути, представляют уроки откровенной, благозвучной и весьма экономной игры, где на двух или трёх струнах наглядно показываются все недостатки замысловатых соло заматеревшей и забронзовевшей (к середине 1950-х годов) джазовой эры. Тексты песен Берри полны наблюдениями за подростковой жизнью. Они ироничны, искромётны и полны энергии. Чак навострился, исполнять их в лёгкой, немного насмешливой, слегка циничной, но невозмутимой манере. Где звуковые всплески ведущей гитары служили «подсветкой» его неповторимого искусства!

Далее мы поговорим о нескольких ярких фигурах раннего рок-н-ролла, рока и попа (в их числе будут: Бо Диддли, Бадди Холли, Эдди Кокрен и другие герои). А также о некоторых знаковых альбомах того времени.

P.S. Конечно, не забываем, что в следующем 2025 году, в январе месяце, Элвису Пресли могло бы исполниться 90 лет! Он родился 8 января 1935 года! Любим и помним!

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.10.2024 16:38
Комментарии 0
Наверх