Версия // Культура // Путь к славе Элвиса Пресли

Путь к славе Элвиса Пресли

851

Наружа всех измерений. Часть 7

Путь к славе Элвиса Пресли (фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Что ж, 70-летие с даты появления и записи неподражаемого Элвиса Пресли и подыгрывавших ему музыкантов в ныне знаменитой на весь мир студии «Sun Studio», расположенной на американском юге в легендарном городке Мемфисе, что стоит на бурлящей реке Миссисипи, миновало.

В наших предыдущих статьях мы не единожды писали об этом эпохальном событии, имевшем место быть 5 июля 1954 года, в означенном выше месте!

Мы не проходили мимо и других знаковых событий, возникших в то время музыкальных стилей, а также сопутствующих им ранним годам становления рок-н-ролла. Некоторым его колоритным героям, вроде Джерри Ли Льюиса, Литтл Ричарда, Чака Берри и ряда других исполнителей мы также посвятили и посвящаем ряд статей!

Возвращаясь к героям нашей статьи, констатируем, что самое главное произошло! Знаковая запись Пресли, Мура и Блэка состоялась! Как события развивались дальше, так как запись представляет собой очень важный, но всё-таки начальный этап в ознакомлении с ней народа и её последующем узнавании. Филлипс почесал затылок, подумал и отнёс записанную «That’s All Right» на местную радиостанцию. Впечатлившись самобытным исполнением композиции, радийный ведущий начал ставить её в эфир по нескольку раз в час. Люди не остались равнодушными к её неповторимому саунду и почти сразу отреагировали. Песня многим из них «зашла». Звонки от слушателей пошли непрерывным потоком…

Естественно, что народ захотел узнать больше о новоиспечённых героях. Чтобы остудить возникшие страсти, было решено позвать Пресли на радио. Тот не стал долго ломаться, корчить из себя звезду и принял приглашение. Элвис пришёл в студию и дал интервью в прямом эфире. Одна из интриг его беседы со слушателями состояла в том, что многие думали, что певец является чернокожим. Чтобы развеять сомнения аудитории в том, что Пресли не является афроамериканцем, ведущий эфира даже особо отметил название школы Элвиса, так как в годы сегрегации белые и афроамериканцы учились (и не только учились) раздельно и этот вопрос на юге Штатов всегда был (и остаётся) очень щекотливым! Поговорили и о многом другом. В итоге, всем всё понравилось. Элвис показал себя в меру скромным и учтивым, но не лезущим в карман за словом, находчивым молодым человеком. Начало большого медийного пути великого музыканта было положено!

По теме

После удачного радиоэфира музыканты почуяли успех! И следуя известной пословице, начали «ковать железо, пока горячо»! Вслед за «That’s All Right» Пресли, Мур и Блэк через несколько дней записали в свежеизобретённой ими манере трек «Blue Moon of Kentucky» 1946 года, принадлежавший кантри-исполнителю Биллу Монро. Позже две песни были объединены ими на пластинке, увидевшей свет 19 июля 1954 года. Её продажи имели хороший спрос. Результат достиг 20 тысяч экземпляров, заняв пусть не первое, но уже близкое к призовой тройке (четвёртое) место в локальном чарте!

Это был уже кое-что! И, чуть погодя, а именно 17 июля 1954 года Пресли, Мур и Блэк впервые выступили на публике в мемфисском клубе «Бон Эйр», а с августа того же года, наше на глазах становившееся знаменитым трио, принялось регулярно выступать в местном клубе «Eagles Nest» (англ. «Гнездо Орла»)! Интересно, что на афишах того времени Пресли, Мур и Блэк указывались как The Blue Moon Boys (намекая на название второго трека «Blue Moon of Kentucky»). Артисты начали появляться в локальных радиоконцертах и музыкальных радиопередачах, почти сразу очаровав публику и став звёздами программ. Всеми вопросами, касавшимися гастролей и контрактов, тогда занимался их знакомый мемфисский антрепренёр по имени Боб Нил. В начале 1955 года именно Нил свёл Элвиса с полковником Томом Паркером, обладавшим немалым опытом и связями в американском шоу-бизнесе. Благодаря Паркеру (заведовавшим тогда делами кантри-звезды Хэнка Сноу) Пресли стал регулярно участвовать в организуемых им сборных концертах, плотно окучивавших хлебосольные «грядки» обширного американского юга.

В дальнейшем события развивались в полном соответствии с законами крупного шоу-бизнеса. Колёса «машины» завертелись. В 1955 году Паркер выступил посредником при заключении Пресли контракта с лейблом Hill & Range братьев Абербахов, чьей задачей было приобретение авторских прав на записываемые песни. Для формирования музыкального каталога Пресли и дистрибьюции его композиций были специально учреждены дочерние фирмы Elvis Presley Music, Inc. и Gladys Music, Inc. Также сделаны прочие необходимые коммерческие шаги. Постепенно Элвис Пресли становился звездой пусть ещё не общенационального, но локального масштаба. До завоевания Америки ему оставалось буквально несколько шагов.

В течение1955 года вышли ещё три сингла Пресли: «Milkcow Blues Boogie», «Baby, Let’s Play House», «I Forgot to Remember to Forget». Благодаря новым записям и непрерывным гастролям известность Элвиса на юге США возрастала с каждым месяцем. К середине лета 1955 года записи Элвиса Пресли перешагнули рамки локально-провинциальной популярности. Путь к большой славе был открыт. Музыкальная пресса (вроде авторитетного «Billboard») писала об Элвисе в самых хвалебных тонах, но «акулы пера» ещё толком не прочухали крышесносную волну рок-н-ролла, рокабилли и её провозвестников. Они видели тогда Элвиса Пресли, как… «самую многообещающую звезду кантри»…

Учитывая этот тонкий момент, Том Паркер (которому можно предъявить много чего по поводу его деловых способностей и манеры ведения бизнеса, но вряд ли возможно отказать в большой интуиции) стал с августа 1955 года основным деловым партнёром Элвиса Пресли! Он сразу «взял быка за рога», пытаясь всеми правдами и неправдами найти подход к крупному лейблу RCA Records, у которого были более широкие возможности для сбыта и маркетинга музыкальной продукции, чем у Sun Records. Паркеру удалось заинтересовать музыкальных воротил. 21 ноября 1955 года представители RCA подписали контракт с Филлипсом и Пресли благодаря посредничеству Тома Паркера и Боба Нила. Филлипс получил отступные в виде немалой по тем временам суммы в 35 000 долларов. Взамен RCA приобрела весь каталог записей Элвиса Пресли на Sun Records, включая плёнки с неизданными песнями. По условиям сделки лейбл также получал эксклюзивное право на сбыт всех ранее выпущенных песен. Пресли полагалось 5 % с продаж пластинок!

По теме

Первые записи на RCA Records состоялись в январе 1956 года в студиях Нэшвилла и Нью-Йорка под руководством продюсера Стива Шолза. Помимо «костяка» банды в лице Скотти Мура, Билла Блэка, к работе в студии присоединились: гитарист Чет Аткинс, пианист Флойд Крамер, барабанщик Доминик Фонтана и вокальный квартет The Jordanaires, с тех пор постоянно выступавших вместе с Элвисом Пресли. Результатом усилий стали: сингл «Heartbreak Hotel» (27 января 1956) и дебютный альбом «Elvis Presley», вышедший 23 марта 1956 года. Оба диска заняли первые места в национальном хит-параде США. Их распроданный тираж составил более миллиона экземпляров!

В начало пластинки был грамотно поставлен мощнейший по драйву трек «Blue Suede Shoes» Карла Перкинса (также бывшего подопечного Sun Records). Карл записал свой вариант знаменитой песни в начале 1956 года. Любопытно, что по договорённости с Сэмом Филлипсом, RCA намеренно не выпустили в то время «Blue Suede Shoes» (в версии, записанной Пресли) в качестве сингла. Чтобы не перебегать дорогу и дать возможность раскрутиться авторской версии Перкинса самостоятельно. Для пущей верности дебютник Пресли также утрамбовали каверами двух звучных хитов: «Tutti Frutti», принадлежавшего Литтл Ричарду и «I Got a Woman» Рея Чарлза. Туда же включили ранее неизданные записи Пресли, сделанные ещё на Sun Records в 1954—1955 гг.

В начале января 1956 года Пресли впервые выступил по национальному американскому телевидению. Он исполнил на одной из передач композицию «Shake, Rattle and Roll». Фуррор программе был обеспечен. Позже музыкант засветился на телепередачах ещё несколько раз на протяжении последующих двух месяцев. Именно в это время Элвис становится узнаваем в масштабах Америки!

В марте 1956 года контракт Боба Нила с Элвисом истёк. Том Паркер заключил с Пресли эксклюзивный контракт на управление всеми его профессиональными делами. Согласно договору Паркеру отчислялось 25 % комиссионных. В перерывах между гастролями, телевыступлениями и прочими активностями Пресли записывал новый материал: синглы «I Want You, I Need You, I Love You» и «Hound Dog / Don’t Be Cruel». В октябре 1956 один из популярных американских журналов назвал Элвиса Пресли «Королём рок-н-ролла» и к тому были все основания. Известность и популярность стали приходить к нему также за рубежом: к концу 1950-х годов синглы Пресли занимали верхние строчки основных мировых хит-парадов в: Великобритании, Канаде, Австралии, Южной Африке, Италии, Аргентине…

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2024 12:20
Комментарии 0
Наверх