Рок-н-ролл конца 1950-х годов был скорее феноменом массовой подростковой и молодёжной субкультуры, чем людей старшего возраста. Послевоенные поколения европейских, азиатских, африканских, латиноамериканских юношей и девушек горели желанием делать и развлекаться под столь же зажигательную музыку, как их американские сверстники.
Это впоследствии рок и поп разграничили свои сферы влияния и стали одним большим интернациональным шоу-бизнесом (с его локальными ответвлениями) и настоящим искусством, по выражению сметливого Энди Уорхола, который прозорливо отметил, что разница между правильно выстроенным бизнесом и искусством невелика, ибо «хороший бизнес есть лучшее искусство»…
Начиная с середины 1950-х годов записи Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Джерри Ли Льюиса, Бадди Холли, Чака Берри, Фэтса Домино, Карла Перкинса, Джина Винсента, Дела Шеннона и других героев рок-н-ролла привозились в Европу поначалу в не очень больших количествах. Однако спрос на них был велик и постоянно рос. Они моментально расхватывались. Эти записи высоко ценились поклонниками и знатоками, не признававшими подделок. Но рядовые покупатели были не столь разборчивы, принимая за чистую монету версии американских хитов, записанных доморощенными талантами.
Движ был настолько мощным, что почти в каждой европейской стране появились свои «элвисы». Например, Британию очаровал блистательный Клифф Ричард (чьим настоящим именем было Хэрри Вебб, о талантах которого имеет смысл поговорить отдельно) и его команда The Shadows. Францию увлечённо прокачивал маскулинный Джонни Холлидей. Италию – подвижный, разносторонне одарённый и донельзя артистичный Адриано Челентано. Работали «под Элвиса» Билли Фури, Мартин Уайлд и другие артисты. Имена многих из них ныне забыты и канули в лету. Но тогда они умудрялись вызывать неслабый интерес у поклонников рок-н-ролла, хотя, положа руку на сердце, надо честно признать, что ни один из них не выдерживал сравнения с оригинальной стилистикой Пресли.
Чью волшебную историю создания его первоначальных записей, их тернистый путь к слушателям, как и происходившие тогда музыкальные процессы, бытовавшие до обретения Элвисом и его коллегами мировой известности, мы постарались исследовать в наших предыдущих статьях, посвящённых этому уникальному музыкальному феномену!
На радио и на телевидении, в музыкальных автоматах, стоявших в барах, пабах и клубах, в саундтреках первых кинофильмов с участием рок-н-ролльных звёзд – везде звучали ритмы рок-н-ролла! Таково было веяние эпохи и дух времени. Поэтому появление в начале 1960-х региональных гибридов рок-н-ролла, вроде мерсибита и скиффла, зародившихся в Англии в начале 1960-х годов, было вполне закономерным.
Мерсибит (англ. Merseybeat) был характерен для команд родом из Ливерпуля, живших рядом с протекающей через город рекой Мерси. Его не столь известная разновидность, как Брамбит (англ. Brumbeat) игралась группами из Бирмингема. Скиффл (англ. Skiffle) произошёл от самобытной блюзовой формы «фолк-энд-кантри», исполняемой бедняками в городках и на ранчо ещё в 1900-1920-х годах при помощи импровизированных инструментов.
Вряд ли зная про своих предшественников, английские музыкально одарённые парнишки конца 1950-х годов пошли тем же путём. Не имея денег на приобретение более-менее профессиональных электрических гитар и барабанных установок, они использовали вместо них недорогие акустические гитары, гармоники, стиральные доски, железные баки и вёдра, картонные коробки. Бас-гитары мастерились по весьма оригинальному ноу-хау: бралась палка от метлы и (допустим) старый деревянный ящик из-под чая, к которым прикреплялась одна-единственная струна.
Понятно, что получавшаяся музыка была груба и элементарна, как и их самобытные инструменты, но (всё-таки) это была Музыка! В репертуар входили куплеты народных английских, шотландских, американских, ирландских песен. Не слишком сложные, зато ритмичные и по-своему мелодичные. К пению прилагался аккомпанемент, когда всё «роскошество» приправлялось элементами того, что музыканты считали «рок-н-роллом». Но самым главным, по нашей версии, было неостановимое желание петь, что и делалось доморощенными артистами с нешуточной энергией. Понятно, что подобные «произведения» вряд ли производили большое впечатление, но это было началом чего-то нового, свежего, давшего некоторым из энтузиастов первые опыты публичных выступлений и познания себя в музыкальном качестве. Одним из известнейших (и продолжавших выступать вплоть до конца 1990-х) исполнителем скиффла был, к примеру, Лонни Донеган. Джон Леннон начинал свой творческий путь как раз в скиффл-группе под названием The Quarrymen. В общем (как мы увидим впоследствии) вся «движуха» приведёт некоторых из музыкантов к мировой известности, славе и огромному влиянию на историю рок и поп-музыки, в целом!
Соответственно, Бит-музыка (англ. Beat music) представляет собой сплав рок-н-ролла, ду-вопа, скиффла, ритм-энд-блюза, кантри, фолка и соула и фактически является предвестницей рока до его стилевого размежевания с попом. В бите (иногда его именуют биг-бит) гитары выведены на первый план. Также доминирует сильный и гармоничный вокал, сопровождаемый чётким басом и внушительной партией барабанов. Песни наполнены запоминающимися и эмоциональными мотивами. На всякий случай, стоит отметить, что бит имеет мало общего с модным, обаятельным и влиятельным литературным движением 1950-х/1960-х годов и его представителями, именуемыми «битниками» (Берроуз, Ферлингетти, Кизи, Гинзберг, Керуак, Лири и др.), которые слушали, в основном, джаз, фолк и классику.
Исполнители биг-бита существовали не только в Англии и Америке, но и в Аргентине, в Камбодже, в Эфиопии, в Советском Союзе (при всех особенностях цензуры и тогдашнего режима). Были весьма известны: коллектив «Интеграл» (Бари Алибасова), возникший в 1962 году, группы «Мифы», «Соколы», «Чародеи» (Стаса Намина), «Оловянные Солдатики», «Скоморохи» (Александра Градского) и пр. Но самым успешным и ярким авторским коллективом в истории рок и поп-музыки, ведущим свою родословную от означенных стилей (рок-н-ролл, бит, мерсибит и скиффл) и стоявший у истоков пресловутого музыкального «Британского нашествия» будет, по нашей версии, несомненно, The Beatles! О чём мы поговорим в дальнейшем.
Пока предложим Вам для лучшего понимания вопроса и правильного время препровождения, дополнительно ознакомиться с рядом рекомендаций по прослушиванию лучших (на наш взгляд) образцов рок и поп-музыки, стоящей близко по времени и наследующей славной эпохе рок-н-ролла, которые мы приводим для Вас далее по ссылкам: Электронная книга и Аудиокнига.
«Наша Версия» поздравляет читательниц с Международным Днём 8 марта!
Продолжение следует.