Захар Прилепин и Александр Проханов предложили вернуть на Лубянку памятник Дзержинскому. Что означает такая инициатива? Вперёд, в советское прошлое?
Идея вернуть памятник Железному Феликсу в центр Москвы не нова – коммунисты с подобной инициативой выходили уже не раз. И нынешнее предложение не означает никакого возвращения в СССР, не надо пугаться раньше времени. И если бы журналисты не подняли шум, спекулируя на горячей теме, большинство граждан России выступление «культурной общественности» в лице Прилепина, Проханова и иже с ними вообще бы не заметило. Потому как 99% россиян проблема восстановления памятника Дзержинскому занимает значительно меньше, чем многие другие проблемы. Так зачем тогда всё? А это просто игра, в которой, грубо говоря, имперцы троллят так называемых либералов.
Кто эти люди, кого действительно задевает вопрос памятника на Лубянке? Это те, кто ежегодно приходит к Соловецкому камню, который стоит нынче на месте памятника Железному Феликсу, говорить о жертвах репрессий. Те, кто вешает на дома таблички с именами репрессированных. Своей непохожестью на большинство эти люди вызывают раздражение у власти и тех, кто всегда горой за эту самую власть, хотя на словах «за Великую Россию», «за партию» и «за народ». Ну не умеют многие у нас понимать, что такое история, потому что «мы всегда правы». Потому в данном случае инициатива вернуть памятник – это просто желание вставить фитиля вот этим всем либералам и «Мемориалам». Или, скажем шире, насолить политическим противникам. А заодно пропиарить свежеиспечённую политическую партию перед выборами.
Хотя скорее всего ничего не получится. Потому что наша власть достаточно хитра и очень умна. Она может пойти возложить цветы и свечки на полигоне в Коммунарке и при этом разогнать любой митинг, сказав, что закон один для всех. А вот таскать с места на место памятник Дзержинскому – это власти малоинтересно, потому что никаких бонусов пока не даёт. Не будет она таскать из огня каштаны ради Прилепина.
Зато самим авторам инициативы стоило бы подумать вот о чём. Как и место, где стояла снесённая Бастилия, является памятником Французской Республике, так и пустая клумба на площади Дзержинского является памятником новой России. И, не будь этой новой России, не было бы ни прохановской газеты «Завтра», ни книжек писателей-имперцев. Потому что Советская власть сурово расправлялась с диссидентами-либералами-западниками, но диссидентов-националистов она крушила едва ли не сильнее и не жёстче. Потому что понимала: именно у них, в случае чего, будет больше народной поддержки. Поэтому дырка на месте Дзержинского, от которого мы, надеюсь всё же, избавились, – это и есть памятник новой России.
"Буржуазия не знала более ненавистного имени, чем имя Дзержинского, отражавшего стальной рукой удары врагов пролетарской революции." (И. В. Сталин, Собр. Соч., т. 8, стр. 191).
Понятно, почему именно на памятник Дзержинскому кинулась антисоветская шваль в 1991 году. Понятно, почему их так корёжит от идеи восстановления памятника. Воры-антисоветчики боятся человека, наказывающего воров, саботажников и контрреволюционеров.