Версия // Общество // После Второй мировой войны в корабли радиоэлектронной разведки переоборудовались рыболовные траулеры и китобойные суда

После Второй мировой войны в корабли радиоэлектронной разведки переоборудовались рыболовные траулеры и китобойные суда

8582

История кораблей ОСНАЗ. Начало


https://nara.getarchive.net
В разделе

ОСНАЗ – это радиоэлектронная разведка. На бортах современных разведывательных кораблей нанесены буквы ССВ и номер. ССВ – это суда связи. Такое официальное второе названия современных кораблей разведки. В этой статье мы расскажем об истории кораблей ОСНАЗ в Советском Союзе и России с момента появления до наших дней.

Начало

Морская разведка существовала всегда. Пропустим эпоху парусного флота. К началу Первой мировой войны сформировался тип корабля – лёгкий крейсер-скаут. Его задачей было проводить разведку перед идущими главными силами флота. В Первой мировой стала широко применяться радиосвязь, что позволило перехватывать радиосообщения противника и узнавать о его планах. Тогда же появился прообраз современной РЭБ – радиоэлектронной борьбы. Были случаи, когда суда с мощными радиостанциями «забивали эфир» на частотах, на которых работали вражеские радиостанции.

После окончания Первой мировой войны радиосвязь и радиоразведка прочно вошли в арсенал средств борьбы на море. В молодой Советской республике понимали важность радиоразведки, и на базе наработок российского императорского флота продолжили её развитие. Основным пунктом радиоразведки на флотах стала ИРС – информационно-разведывательная станция. На Балтийском флоте ИРС находилась на так называемой даче Шмидта под Ораниенбаумом. В 1928 году перед ИРС Балтийского флота была поставлена задача – осуществлять радиоразведку Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Швеции.

В 1930 году ИРС появились на Черноморском флоте – в Севастополе и Очакове, в 1932 году – ИРС заступили на вахту на Тихом океане – в районе Владивостока. Последним, в 1933 году ИРС появился на Северном флоте – в Полярном. На каждом флоте, в дополнении к ИРС были развернуты 4-5 пеленгаторных станций. На каждой ИРС работали не только профессиональные радисты, но и специалисты по соответствующим иностранным языкам. На тот момент (30-е годы), радиоразведка работала «широким неводом» - что перехватывала и расшифровывала, то и передавала в разведотделы флотов. Проводить разведку по какому-то конкретному кораблю, или району ИРС не могла, да и такой задачи не ставилось. Польза от ИРС заключалась в том, что она позволяла нарисовать общую картину на морском театре.

Изначально ИРС входила в структуру СНиС – службы наблюдения и связи. Это цепочка береговых постов, расположенных на побережье, связанная телефонной связью с главным центром. Таким образом, радиоразведка флота находилась на берегу, и в этом её отличительная особенность в период между мировыми войнами.

С началом Великой Отечественной войны был единственный случай, когда в море выходил специальный разведывательный корабль с аппаратурой и специалистами по финскому и шведскому языкам. По предвоенным планам, с началом войны в судно-ловушку подводных лодок была переоборудована одна из эстонских шхун. Но в 1941 году в Финском заливе немецких подводных лодок было немного, поэтому шхуну использовали как разведывательный корабль. Фактически, это был прообраз современных кораблей ОСНАЗ. Об истории шхуны «Хийусаар» смотри статью «Неизвестные бои на Балтике».

Рождение ОСНАЗ. Разведывательные корабли 1-го поколения

Закончилась Вторая мировая война. С точки зрения способов войны на море изменилось многое. В частности, во всех ведущих странах появились радиолокационные станции, в том числе и расположенные на кораблях. Кроме традиционных задач по вскрытию обстановки в тех или иных районах, возникла необходимость в получении параметров работы РЛС потенциального противника. А самое главное, районы развертывания и маневрирования вражеского флота находились далеко в море, вне зоны действия береговых станций радиоразведки. Моряки заявили о необходимости вскрытия обстановки в районах развертывания авианосных соединений . Поскольку эти районы находились вне зоны действия береговых постов, возникла идея установки аппаратуры на переоборудованные суда.

По теме

Подтверждением правильности этой идеи явился заграничный поход крейсера «Свердлов» (проект 68-бис) в 1953 году в Великобританию с группой ОСНАЗ на борту. Во время нахождения крейсера в море и на Спитхедском рейде в Портсмуте во время военно-морского парада был получен большой объем интересной разведывательной информации.

Так как дело было совершенно новое, пошли по самому простому пути. В разведывательные корабли переоборудовали подходящие суда гражданских проектов. В те годы в ГДР для СССР массовой серией строили небольшие рыболовецкие траулеры типа «логгер». В Германии они строились с 1938 года, и хорошо зарекомендовали себя. Советскому Союзу по репарации досталось несколько таких траулеров, и они понравились и нашим рыбакам. Было принято решение заказать в ГДР большую – 800 - 850 судов – серию. В СССР они относились к типу СРТ -300/400. Кроме «логгеров» на флотах переоборудовали в разведчики и другие типы судов – деревянные финские зверобойные шхуны. Первоначально, как промежуточная мера, группы ОСНАЗ базировались на рыболовецких траулерах, уходящих на лов рыбы в Атлантику. Это был не выход, но до тех пор, пока не были переоборудованы свои суда, он позволял проводить сбор информации.

Разведывательные корабли появились на Балтийском и Черноморском флотах. Потом очередь дошла до Северного и Тихоокеанского флотов. На Балтике было четыре разведывательных корабля – два «логгера» - РЗК-13 «Андома» и РЗК-14, и две зверобойные шхуны – РЗК-15 «Булак» и РЗК-16 «Вазуза». Первые были стальные, вторые деревянные. На флоте их так и назвали «железки» и «деревяшки». И те, и другие исправно ходили в Атлантику. На Северном флоте был сформирован 219 отдельный морской радиотехнический дивизион ОСНАЗ с местом базирования в поселке Горячие Ручьи – в трех километрах от Полярного. Первоначально в состав дивизиона входили два «логгера» «Нейва» и «Сайга», траулер «Рица» постройки ГДР и морской бот «Суинга». Последний был интересным, таинственным кораблем. Если «логгеры» ходили под военным флагом и уходили в Атлантику для ведения радиоэлектронной разведки, то «Суинги» ходил под гражданским, красным флагом, и районом его операций было побережье Норвегии.

Секретность походов первоначально была максимальной. Корабли ОСНАЗ выдавали себя за рыболовецкие суда. Для каждого похода им присваивались вымышленные названия, в море они выходили под красным флагом, весь экипаж был в гражданской одежде с документами мурманских рыбаков. Более того, моряки с разведывательных кораблей сдавали зачеты по способам ловли рыбы. Соответственно, на всех кораблях был полный комплект рыболовных сетей. Выход в море осуществлялся только в ночное время.

Результаты первых походов превзошли все ожидания. Флотская разведка получила массу информации о военных кораблях в районах боевого патрулирования и о проведении учений флотов стран НАТО. Радисты кораблей ОСНАЗ перехватывали радиосвязь между кораблями, самолетами. Если каналы, по которым велись переговоры, были открытыми, то информация обрабатывалась сразу. Если шла шифрованная информация, и шифр был еще не известен, то информация фиксировалась для дальнейшей расшифровки. В декабре 1955 года разведывательный корабль – РЗК «Рица» во время похода в районе Исландии обнаружил и отслеживал американский линкор «Айова», «Iowa» BB-61. Это был первый случай обнаружения кораблями ОСНАЗ крупного корабля НАТО, во время его боевого похода.

На Тихоокеанском флоте был создан 525-й отдельный морской радиотехнический дивизион ОСНАЗ с базирование во Владивостоке. Первоначальный состав включал 4 рыболовные шхуны, разоруженный большой охотник и один «логгер». В 1969 году дивизион был переформирован в 38-ю бригаду кораблей ОСНАЗ. У дальневосточников были свои цели – Южно-Китайское море, Корея, Китай, Япония и американские базы в Японии. В тот период моряки ОСНАЗ понесли первые потери. Об этом смотри статью «Морское чучхе. Начало. Война со всеми».

По теме

Условия службы на «логгерах» были очень тяжелыми. Водоизмещение «логгера» было 300 – 400 тонн, экипаж в варианте траулера – 15 рыбаков. В варианте разведывательного судна экипаж был около 40 человек. Печь камбуза топилась углем, и кок часто вынужден был готовить еду для экипажа в противогазе. На Северном флоте один из «логгеров» ОСНАЗ при автономности 45 суток, пробыл в походе 201 сутки.

В 1965 году Председатель Совета Министров А.Н.Косыгин был с визитом во Вьетнаме. Вьетнамское руководство выразило Косыгину чрезвычайную благодарность СССР за информацию, которая поступает от советских разведывательных кораблей. По пути в Москву Косыгин сделал остановку во Владивостоке, где заслушал доклад командира РЗК «Гидрофон», вернувшегося из похода в Южно-Китайском море. Алексея Николаевича настолько поразили условия службы осназовцев на своих кораблях, что он подписал Постановление Правительства об обеспечении моряков ОСНАЗ по нормам подводников.

Всего, в составе советского флота было 15 разведывательных кораблей типа «логгер».

Разведывательные корабли второго поколения

Разведывательные корабли доказали свою нужность и полезность. Но было очевидно, что необходимо было повысить их мореходность и дальность плавания, и улучшить обитаемость для экипажа. К тому времени в ГДР массово строились для Советского Союза средние траулеры СРТМ типа «Океан». Вот их и решили переоборудовать в разведывательные корабли. Всего за 1957 -1961 годы в Штральзунде был построен 171 СРТМ типа «Океан». 21 из них были переоборудованы в разведывательные суда. В СССР «Океанам» был присвоен номер проекта – 502. Это были небольшие - водоизмещением 750 тонн - настоящие океанские корабли. С помощью траулеров проекта 502 рыбаки и осназовцы стали выходить практически во все океаны планеты. К тому времени расширился перечень задач кораблей ОСНАЗ. Они находились в районах, где происходили учения кораблей НАТО, осуществляли слежение за основными военными кораблями, представлявшими угрозу, включая авианосные ударные группы, находились в районах военно-морских баз и отслеживали все выходы военных кораблей из них.

В США даже появился, как сейчас говорят, «жизненный мем» - «советский разведывательный траулер». Американцы - нация поддающаяся гипнозу СМИ. После того, как советские РЗК стали отслеживать пуски с космодрома на мысе Канаверал, находясь в нейтральных водах, в американском прессе развернулась кампания запугивания собственного населения. Писалось, что «советские разведывательные траулеры» контролируют в США всё, вплоть до пляжей.

Фото: wikipedia/Idobi
Фото: wikipedia/Idobi

Отдельной темой было сопровождение (как говорят моряки, слежение) за американскими авианосцами. Слежение за авианосцем – дело не простое. Надо сказать, что тогда американские и советские моряки достигли негласных договоренностей. Дело в том, что, во-первых, любой американский авианосец заходится в ордере из кораблей охранения, а во-вторых, при проведении полетов палубной авиации авианосец движется определенным курсом с определенной скоростью. Это необходимо для безопасного взлета и посадки палубных самолетов. Смысл договоренности заключался в том, что наши разведывательные корабли находились позади авианосца и вне ордера, не мешая маневрам. Соответственно, корабли охранения авианосца не совершали по отношению к разведчику опасных маневров, давая ему спокойно осуществлять слежение. Был случай, описанный в интернете, иллюстрировавший взаимоотношения сторон. Один из «Океанов» осуществлял слежение за американским авианосцем. К американской авианосной группе подошел танкер и начал заправку авианосца и кораблей охранения. Командир авианосца запросил по радио командира разведывательного судно – не нужно ли ему топливо? На что получил ответ: «Если планы авианосной группы не изменились, то топлива разведчику хватит».

Постоянной задачей, которую решали корабли 38-й бригады ОСНАЗ, было слежение за американскими базами на острове Гуам.

«Океанов» для решения задач ОСНАЗ явно не хватало. Поэтому в тот период в разведчики переоборудовались все подходящие суда – спасатели, океанографические суда, и даже китобойцы. В разведчики переоборудовали два тунцелова, построенных в Японии. Хватало работы всем. Флот советских разведывательных кораблей стал самым большим в мире – по разным оценкам в этот период в строю находилось около 35 РЗК, переоборудованных из судов гражданских проектов. Приближалась эра разведывательных кораблей специальной постройки.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.02.2021 11:55
Комментарии 0
Наверх