Мертвая петля, которую заложила в конце сентября компания «ВИМ-Авиа», оборачивается двойным пике. Возбужденное Приволжским следственным управлением на транспорте уголовное дело о преднамеренном банкротстве, по данным СМИ, в ближайшее время будет объединено в одно производство с делом о мошенничестве, которое ведет Следком в Москве. Фигуранты в обоих случаях те же: это владельцы компании «ВИМ-Авиа» и ее топ-менеджеры.
Дело о преднамеренном банкротстве, которым занимаются следователи в Нижнем Новгороде, основано на результатах проверки Приволжской транспортной прокуратурой. Сумма ущерба, согласно материалам дела, превышает 4,7 миллиарда рублей. Возможное наказание, которое грозит владельцам «ВИМ-Авиа» по ст. 196 УК – 6 лет лишения свободы.
Проверки (а их в январе-сентябре 2017 года управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому ФО провело целых семь), каждый раз были вызваны обращениями граждан – пассажиров, недовольных сервисом авиаперевозчика (в основном постоянными задержками авиарейсов), и работниками авиакомпании, чьи трудовые права были нарушены. Негативные тенденции в финансово-экономическом положении «ВИМ-Авиа» наметились еще год назад, но собственники и руководство продолжали заключать сделки, целью которых было не выравнивание ситуации, а вывод активов за рубеж. Получателями активов оказывались юридические лица, так или иначе связанные с собственниками «ВИМ-Авиа». И, как указывают надзорные органы, очень часто договора «ВИМ-Авиа» не содержали точной цены сделки – это облегчало переток денег к контрагентам.
Убыточные контракты помогали накапливать деньги «на черный день» за рубежом, при этом «ВИМ-Авиа» финансово проседала все ниже и ниже. Компания оказалась не в состоянии обслуживать банковские кредиты, договора на лизинг воздушных судов и т.п. Чтобы отлакировать картинку, генеральный директор и собственники, как установило следствие, потребовали от сотрудников бухгалтерии изменить показатели отчетности, показав прибыль за счет «фьючерсных» продаж билетов – на рейсы, которых еще не было. Кредиторская задолженность при этом в документах намеренно маскировалась.
Общая задолженность «ВИМ-Авиа» перед банками, туркомпаниями, лизинговыми компаниями, предоставлявшими самолеты к осени составила более 4,7 миллиарда рублей. «Бонус» – большая часть имущества «ВИМ-Авиа» оказалась в залоге у кредиторов – это еще 2,2 миллиарда.
Именно действия руководства и собственников авиакомпании привели к фактическому банкротству «ВИМ-Авиа», считают и проверяющие, и следователи.
***
Дело о преднамеренном банкротстве, как сообщается, в скором времени будет объединено с уголовным делом о мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК). Материалы будут переданы в Москву, где ими займется уже Главное следственное управление СКР.
Обвиняемыми здесь выступают генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев, главный бухгалтер Екатерина Пантелеева, а также собственники авиакомпании Рашид и Светлана Мурсекаевы. Кочнев и Пантелеева находятся под домашним арестом, Мурсекаевы успели вылететь за границу. Общая сумма хищений, которая инкриминируется владельцам, гендиректору и главбуху «ВИМ-Авиа» – миллион с лишним рублей, полученных через продажу билетов на те самые, так и осуществленные рейсы. Эта же четверка является и главными фигурантами дела о преднамеренном банкротстве.
По данным базы «Спарк», выручка «ВИМ-Авиа» в 2016 году составила 17,1 миллиарда рублей, чистая прибыль – 89 миллионов. Объем займов и кредитов, которые получила компания, – 5,8 миллиарда рублей, кредиторская задолженность – 3,1 миллиарда.
В том же 2016 году у компании начались постоянные проблемы с перевозкой пассажиров - многочасовые задержки и отмены рейсов стали практически нормой. В июле 2016 года Росавиация предупредила авиаперевозчика о том, что ее сертификат эксплуатанта может быть ограничен. В 2017-м ситуация усугубилась, была фактически сорвана чартерная программа, счет пострадавших от задержек рейсов пошел на десятки тысяч. В сентябре 2017 года «ВИМ-Авиа» задержала более 40% своих рейсов.