// // «Аэрофлот» избавляется от убыточных дочек, оставляя без работы своих сотрудников в регионах

«Аэрофлот» избавляется от убыточных дочек, оставляя без работы своих сотрудников в регионах

4553

Сливавиа

«Аэрофлот» избавляется от убыточных дочек, оставляя без работы своих сотрудников в регионах
В разделе

«Аэрофлот» решил перетрясти структуру своей группы. Причиной тому послужили провальные финансовые результаты дочек: в прошлом году национальному перевозчику пришлось создавать многомиллиардные резервы по «сомнительным долгам» дочерних предприятий.

В начале этого года советом директоров «Аэрофлота» был поднят вопрос о дальнейшей судьбе неэффективных структур. И после долгих дебатов авиационные начальники решили создать на основе убыточных дочек объединенную авиакомпанию «Россия»: в нее войдут «Оренбургские авиалинии» (Orenair), «Донавиа» и собственно сама «Россия», чей бренд даст название новому проекту.

А долги «непутевых» дочек будет покрывать из своего кармана материнская компания. Что же ей еще остается? Банкротство местных авиалиний грозило социальным взрывом в регионах и репутационными рисками для самого авиахолдинга. Кроме того, легко предположить, что многочисленные проблемы в дочках генерировались если не при участии, то, по крайней мере, с молчаливого согласия руководства группы.

«Практически все»

Изначально предполагалась ликвидация «Orenair» и «Донавиа» путем присоединения к «России» и перевода в Москву парка и персонала. Но региональным властям, по последним данным, удалось отстоять предприятия. Компании превратятся в филиалы, а их коллективы продолжат работу на местах. При этом, как говорится на сайте самой «России», будут «трудоустроены практически все работники производственно-технического блока».

Это «практически» уже насторожило работников дочерних компании. Председатель профсоюзного комитета работников «Донавиа» написал письмо губернатору Василию Голубеву с просьбой сохранить базирование воздушных судов в аэропорту Ростова-на-Дону, что, по его словам, позволит сохранить штат сотрудников. По его мнению, самолеты могут убрать с базирования в Ростове-на-Дону уже с марта 2016 года.

На митинг собрался и профсоюз «Оренбургских авиалиний»: работники боятся, что реорганизация объявлена лишь для отвода глаз, а по сути будет означать упразднение предприятий с соответствующими увольнением всего персонала.

Похоже, подобного развития событий не исключают местные власти: уже объявлено, что областное министерство труда и занятости населения собирается отправить своих представителей в «Оренбургские авиалинии», дабы проконтолировать законность всех увольнений и сокращений.

Сокращений, действительно, избежать не удастся. Известно, что «Оренбургские авиалинии» избавятся от четверти сотрудников. В «Донавиа» никаких цифр пока не называют. Пресс-служба авиапредприятия лишь сообщила, что «минимальные точечные сокращения затронут исключительно административно-управленческий аппарат компании».

Но персонал переживает. «Мы не знаем, сколько будет сокращений, боимся, что вместо авиационно-технического комплекса оставят лишь линейную базу», - говорит глава профсоюза Евгений Волгин.

По теме

Еще больше долгов

Какие кадры станет резать «Аэрофлот» на самом деле, прояснится в ближайшие месяцы. Но административная нагрузка в дочках была, действительно, непомерной. Так, на 2 тысячи сотрудников «Оренбургских авиалиний» приходилось 500 управленцев с высочайшими зарплатами. Даже глава региона Юрий Берг обвинил компанию в крупных тратах на поддержание управленческого состава.

«В «Оренбургских авиалиниях» было много управленцев», - заявил Юрий Берг, отметив, что при этом долги компании перед контрагентами достигли 8 млрд рублей.

Неужели о неэффективной финансовой и управленческой политике перевозчиков было ничего не известно руководству материнской компании, которая и сама время от времени попадает на первые полосы СМИ с некрасивыми историями? Поверить в это тяжело, ведь еще в 2014 году оренбургская дочка оказалась замешана в громком скандале – ее руководство «Аэрофлот» заподозрил в финансовых махинациях.

После приостановки деятельности туроператора «Идеал-тур» летом 2014-го выяснилось, что у компании накопился долг перед «Оренбургскими авиалиниями» в 1,5 млрд рублей, хотя само предприятие отчитывалось перед «Аэрофлотом» о получении 100% предоплаты за выполнение рейсов. Тогда же выяснилось, что долг «Orenair» перед своим основным акционером перевалил за фантастические 3 млрд руб.

В итоге авиаперевозчик попросил Следственный комитет расследовать причины возникновения задолженности туркомпании перед дочкой.

«Мы, как «Аэрофлот», видим факт мошенничества. Теперь пусть разбираются следственные органы с искажением отчетности», - заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. При этом он уточнил, что кадровые решения до выяснения всех обстоятельств приниматься не будут.

Сам Виталий Савельев тогда оправдывался: дескать, мы к махинациям не имеем никакого отношения: «Это отдельное от «Аэрофлота» юридическое лицо. Контроль за компанией осуществляется в рамках совета директоров». И добавил: если они (то есть «Оренбургские авиалинии») в отчетности скрывают и не показывают дебиторскую задолженность, как можно объективно проконтролировать их деятельность?

Так и хочется сказать: а не с подачи ли ваших топ-менеджеров творились эти финансовые бесчинства ровно до тех пор, пока скрывать «дыры» в балансе стало невозможно? Ведь скандал вышел нешуточный: в разгар отпусков из-за долгов «Идеал-Тура» авиакомпания отменила многие чартеры на курорты, и сотни людей не смогли вылететь на отдых за границу. СМИ обрушились с критикой на действия оренбургской компании, и нужно было срочно искать крайнего. И что же?

Расследование прошло, его результаты оказались скрыты от глаз общественности. И никаких отставок не последовало. Виктор Зюкин, занявший кресло гендиректора авиалиний в 2013 году, сохранил пост. А «Оренбургские авиалинии» продолжали тянуть деньги из «Аэрофлота», доведя сумму долга до 8 млрд рублей!

Сам себе конкурент

Однако кризис и падение перевозок отрезвило руководство «Аэрофлота». Поняв, что содержание дочек слишком дорого обходится бюджету группы, он решил одним махом убить двух зайцев - создать крупнейшего регионального перевозчика и избавиться от кадрового балласта.

Известно, что авиапарк компаний будет слит, к нему же добавятся 24 самолета обанкротившейся «Трансаэро», которую якобы пытался спасти «Аэрофлот». Объявлено также, что новая «Россия» возьмет обслуживание из Внуково и петербургского Пулково внутренних рейсов, а также отдельные международные маршруты по «средним» тарифам. По мнению экспертов, это приведет к формированию на российском авиарынке «квазимонополии с доминирующем госучастием».

Примечательно, что возглавит новую «Россию» Дмитрий Сапрыкин, который долгое время занимал кресло замгенерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам, а в сентябре с получением на санацию «Трансаэро» был назначен ее генеральным директором.

Как известно, санация не удалась, более того, при Дмитрии Сапрыкине финансовое состояние компании только ухудшилось, и она потеряла лицензию. Удастся ли ему теперь создать крепкого перевозчика номер два? Или материнская структура, пользуясь поддержкой государства, вновь будет кормить свою объединенную дочку, покрывая огрехи топ-менеджмента?

Жаль лишь, что от всех этих нерасторопных действий пострадают стюардессы, пилоты, инженерно-технический персонал и другие жители регионов, которые останутся за бортом нового амбициозного проекта «Аэрофлота».

Опубликовано:
Отредактировано: 10.02.2016 18:17
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх