Версия // Общество // Больше двух с половиной лет в Москве нет контроля за качеством бензина

Больше двух с половиной лет в Москве нет контроля за качеством бензина

1608

Бензиновые джунгли

В разделе

На этой неделе у мэра Москвы Лужкова пройдёт совещание. Участники будут пытаться защитить права покупателей топлива на АЗС Москвы. Будут искать возможные методы и средства. Сделать это необходимо, потому что слишком много жалоб на плохое топливо поступает в правительство от горожан. По мнению экспертов, доля фальсифицированного, или «бодяжного», бензина в столице снова достигла 20%. Именно так уже было в конце 90-х.

Тогда контролем качества топлива занялась Московская транспортная инспекция. Её сотрудники лицензировали деятельность АЗС и соответственно имели право контролировать качество бензина. К концу 2002 года процент «бодяжного» топлива на московских заправочных станциях сократился до семи. Но 9 декабря 2002 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», и розничная реализация нефтепродуктов оказалась вне списков лицензирования. С тех пор и до сегодняшнего дня деятельность АЗС не контролирует практически никто. Как результат, большинство москвичей заправляются на одной-двух «пристрелянных заправках».

Шаг в сторону от «знакомых пистолетов» может закончиться печально. Начиная от испорченных свечей, форсунок и датчиков кислорода (лямбда-зондов) и вплоть до капитального ремонта двигателя.

Как рассказали «Версии» в автосервисе «Лаборатория двигателей МАДИ», наиболее неприятный встречающийся феномен — это фиксирующие свойства бензина. То есть некоторые добавки, подмешанные в топливо для повышения октанового числа, при остывании превращаются в лак и склеивают детали двигателя, например клапана. Пока двигатель горячий, ничего не происходит. Но стоит оставить автомобиль на ночь, как утром при попытке включить зажигание склеенные клапаны ломаются. К тому же отмечаются нарушения по всему впускному тракту. Стоимость ремонта аналогичных нарушений на современном импортном автомобиле может перевалить далеко за $1 тысячу. Да что там тысяча — одни форсунки (устройства впрыска топлива) для «БМВ» 10-летней давности стоят 498 евро плюс установка.

Контролировать поток топлива хлопотно и сложно

В Москве порядка 800 АЗС. За сутки они продают больше 10 млн. литров (около 10 тыс. тонн) топлива, не считая солярки и газа. Контролировать этот поток даже при рафинированном под задачу законодательстве хлопотно. Однако настоящая законодательная база не только не помогает выявить фальсифицированный бензин, но и активно мешает это сделать. Так, закон РФ от 24.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» лишает государство права нормировать либо контролировать потребительские качества товаров.

Из закона РФ «О техническом регулировании» следует, что продавец может быть наказан только за введение покупателя в заблуждение. То есть за несоответствие объявленной информации о товаре и реальных потребительских свойств товара. Но топливо продаётся «в розлив», без указания изготовителя, поставщика, октанового числа, наличия присадок и других потребительских характеристик. Указываются только сорт и цена, причём сорт взят из накладной, а цена — из прейскуранта. Не будет же АЗС делать химический анализ каждой партии бензина: это и дорого, и долго. При таком положении вещей московские автолюбители должны быть благодарны провидению, что ещё остаются те самые «пристрелянные» колонки, где можно пополнить запас хорошего бензина.

Забирать пробу бензина можно лишь в присутствии представителя АЗС

По теме

Если глубже влезть в законодательную казуистику, возникнет вполне мотивированное подозрение на существование бензинового лобби. Точнее, лобби владельцев АЗС. Так, например, оказывается, что нельзя взять бензин на проверку анонимно. То есть взять-то можно, но в этом случае невозможно доказать, что пробы были взяты там-то. Если опубликовать информацию, что пробы, анонимно взятые на станции «Г», оказались никуда не годными — хозяева станции «Г» подадут в суд, обвинив проверяющий орган в даче ложных показаний в целях антирекламы, и выиграют дело. Тем более что юристам правового отдела мэрии в принципе будет нелегко тягаться с юристами бензиновых Клондайков.

То есть остаётся такой путь — забирать пробу надо в присутствии представителя АЗС, заранее предупредив АЗС, получив подпись представителя АЗС. Получается проще без навыка залезть на Джомолунгму, чем доказать, что там-то в бензобаки наливают, скажем, прямогонный (технический) бензин с примесью марганцевого или железного антидетонатора.

Единственный способ отстоять свои законные интересы — дать ложные показания

За последние четыре года в суде не было ни одного выигранного дела по заявлению автолюбителей против АЗС.

Вот, например, смысл письма, которое мне показали в одной из заинтересованных организаций Москвы. Человек заправил в бак бензин, отъехал 200 метров от станции, и автомобиль встал. Поскольку автомобиль был почти новый и на гарантии, владелец вызвал эвакуатор, который перевёз автомобиль прямиком в гарантийный сервис. Там его отремонтировали и отправили бензин, находившийся в двигателе, на анализ. В бензине оказалось немыслимое количество антидетонатора. Случай был признан негарантийным. Владелец заплатил за ремонт двигателя 22 тыс. рублей и лишился гарантии.

После инцидента пострадавший владелец автомобиля обратился к юристу в надежде привлечь АЗС к ответу, но оказалось, что он ничего не может сделать. Поскольку заправлялся не на пустой бак. То есть представитель АЗС при попытке обвинения скажет, что во время заправки со дна бака поднялся осадок и попал в рабочую часть двигателя.

Единственный метод в подобной ситуации — сразу после поломки вызвать двух друзей, чтобы они дали официальные показания, что бензин на такой-то АЗС заправлялся в чистый и сухой бак. То есть единственный способ начать отстаивать свои законные интересы — это дать заведомо ложные показания...

На всех АЗС стоят таблички: «Отпускаем только в бак»

Неудивительно, что Московское общество защиты прав потребителей — чрезвычайно мощная и уверенная в своих силах общественная организация — никогда не занималось исследованиями на бензиновом розничном рынке Москвы.

«Что бы вам потребовалось для выполнения мониторинга московских АЗС?» — спросил я у председателя совета директоров конфедерации общества потребителей, главного редактора журнала «Спрос», к. э. н. Ирины Владимировны Виноградовой.

— Мы проводим 50 исследований в год по 500 товарам. Закупки делаем только анонимно. Отправляем образцы в независимую лабораторию. Получаем результаты экспертизы. Сравнивая эти результаты с тем, что заявлено на упаковке, и с ГОСТами, мы приходим к выводу, может использоваться тот или иной продукт или нет. В суде, а производители через одного подают в суд, мы чувствуем себя уверенно и выигрываем все наши дела. Теперь возьмём бензин. На всех АЗС стоят таблички: «Отпускаем только в бак». А нам нужно в специальные ёмкости и разных сортов. В присутствии свидетелей. Я не уверена, что нас попросту не попытаются прогнать с АЗС. Дальше, независимая экспертиза. Лет пять назад мы пытались исследовать моторные масла. Не получилось, потому что лаборатория отказалась принимать образцы в обезличенной упаковке — только в розничной, с названием бренда и указанием сорта. Дальше, с чем сравнивать образцы, чтобы сказать: это АИ-95 или это не АИ-95. АЗС должны бы заявлять состав продаваемого топлива по ряду потребительских характеристик. Наконец, допустим, что мы так или иначе решили все предыдущие вопросы. Теперь нам надо уверенно чувствовать себя в суде, а на сегодняшний день у меня этой уверенности нет. То есть, отвечая на ваш вопрос, делаю выводы: нам необходимо целевое финансирование, в том числе на охрану, нам необходимы специальные полномочия, независимая лаборатория, принимающая образцы в обезличенной упаковке. Нам необходимы рабочие стандарты по потребительским качествам и законодательное основание, чтобы уверенно чувствовать себя в суде.

По теме

Есть деньги, есть желание, но нет прогресса

Кстати, за целевым финансированием город не стоит. Поправки, принятые Московской городской думой 2 февраля 2005 года к закону города Москвы № 51 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг», предусматривают административную ответственность за ущемление прав потребителей на АЗС. Тогда же решено было разработать программу контроля АЗС и тратить на решение задачи более 40 млн. рублей в год. То есть есть деньги, есть желание, но нет прогресса. Почему? Потому что владельцы АЗС довольно могущественны и активно борются за возможность продолжать бензиновый беспредел.

Вот доказательство: в августе 2004 года правительство Москвы утвердило «Временные правила розничной продажи моторного топлива в городе Москве». Их целью было устранить несоответствие между декларируемой маркой топлива и его реальными потребительскими характеристиками. Но правила оспорены прокуратурой как противоречащие федеральному законодательству.

Теперь в рамках поправки к закону № 51 город должен создать специальный контролирующий качество бензина орган. Предположительно это будет Московская инспекция транспортного комплекса при Департаменте транспорта и связи. Однако, как нам сообщили свои люди в московском правительстве, лобби уже пульсирует идеей о том, что дополнительный контролирующий орган будет ущемлять малое предпринимательство. Те, кто это придумал, не стесняются называть владельцев АЗС малыми предпринимателями — цель оправдывает средства.

После отмены лицензирования функцию контроля бензина стали брать на себя все, кому не лень

Город Москва не имеет инструментария для борьбы с фальсифицированным бензином, потому что этот инструментарий отсутствует в федеральных законах. Москва пытается изворачиваться как уж на сковородке, но пока результат неутешительный. Например, в марте 2004 года Московской городской думой были приняты дополнения в закон города Москвы № 33 «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям». В результате экологическая инспекция Департамента природопользования и охраны окружающей среды стала единственным органом, контролирующим качество топлива на АЗС Москвы. С нарушителей экологическая инспекция берёт штраф в размере 200 тыс. рублей. Проверяет до 40% столичных АЗС за год. К сожалению, контролирует она не потребительские, а экологические качества топлива. Вот что думает по этому поводу президент Московской топливной ассоциации Евгений Александрович Аркуша:

— После отмены лицензирования функцию контроля бензина стали брать на себя все кому не лень. В частности, Департамент природопользования и охраны окружающей среды ввёл экологические показатели для моторного топлива, реализуемого в Москве, и эти показатели по ряду характеристик превышают требования ГОСТа. Так, департамент требует, чтобы дизельное топливо содержало 0,05% серы, а по ГОСТу допускается 0,2%. При этом все знают, что в стране физически нет того объёма солярки с содержанием серы 0,05%, которое необходимо Москве. Но требование записано, проверки ходят, берут штрафы и говорят лозунги: «Надо стремиться!», «Надо бороться!» и так далее. При этом проверки посещают исключительно крупные сетевые АЗС, где продаётся хорошее топливо прямо с завода. Где никто не скрывает, что дизельное топливо содержит 0,2% серы, потому что это ГОСТ. Они ищут там, где светло, а не там, где потеряли: бороться с маленькими АЗС, торгующими настоящей «бодягой», сложно. Их много по Москве, их не раз ловили за руку, но их сложно наказать: приходится долго судиться, и не факт, что можно выиграть в суде. Гораздо проще прийти на крупную АЗС и назначить штраф, который никто не будет оспаривать. К сожалению, департамент этим и занимается. Вместо того чтобы выдавливать из Москвы фальсифицированный бензин, собирает штрафы.

Последнее слово — за мэром Москвы

И Евгений Александрович Аркуша, и Ирина Владимировна Виноградова, и чиновники правительства, и покупатели бензина, то есть все, кроме лобби владельцев АЗС, уверены, что контролирующий качество бензина орган в городе обязательно должен быть. Тем более что законодательно он уже предусмотрен в поправке к закону Москвы № 51.

Последнее слово будет сказано на заседании у мэра. Но даже если орган будет, он не сможет в буквальном смысле слова контролировать потребительские свойства бензина вопреки букве федерального закона. Чиновники московского правительства даже в лучшем случае уповают на немногое: 1) предоставление на всех АЗС Москвы информации о потребительских характеристиках топлива, включая наличие антидетонаторов или соответствие требованиям ЕВРО-3; 2) организацию «горячей линии» для приёма жалоб на деятельность АЗС; 3) проведение мониторинговых проверок с привлечением общественных ассоциаций и союзов; 4) широкую гласность результатов проверок и предоставление информации об истинном положении дел с качеством топлива на всех АЗС Москвы.

Будем надеяться, выгорит хотя бы что-то. На многое рассчитывать не приходится: против законодателей действует довольно могущественная сила. Вот пример из моей личной практики. В ходе подготовки материала я обратился к официальному дилеру «Ауди» — «Ауди Центр Москва» с вопросом, что может произойти с современным автомобилем, если туда залить плохой бензин. По телефону мне предложили приехать в сервисный центр, что на улице Максимова, чтобы «увидеть своими глазами и услышать детальное объяснение». Однако, когда я приехал, меня проводили к директору, который извинился и сказал примерно следующее: «Если бы я даже знал что-то о некачественном бензине, как мог бы я афишировать эти сведения. Ведь среди моих покупателей немало владельцев АЗС. В лучшем случае я потеряю клиентов, а что будет в худшем — лучше не предполагать...» Потом меня проводили к мастеру, и мастер сказал: «Правильные дилерские автомобили адаптированы под бензин того места, для которого изготавливаются. Поэтому бензин не может нанести им ущерба». Всё это донельзя похоже на советский анекдот. Крокодил Гена спрашивает у Шапокляк: «Что тебе из Америки привезти?» В ответ Шапокляк берёт Гену за лацкан пиджака и говорит прямо в петличку: «Нам ничего не надо! У нас всё есть! Слава КПСС!»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.10.2016 22:52
Комментарии 0
Наверх