// // Беспилотники, танки без экипажа и самоходные мины изобретены раньше, чем принято думать

Беспилотники, танки без экипажа и самоходные мины изобретены раньше, чем принято думать

1132

Боевые роботы Адольфа Гитлера

Беспилотники, танки без экипажа и самоходные мины изобретены раньше, чем принято думать
В разделе

Сверхсовременные виды оружия на поверку оказываются не такими уж современными: на самом деле управляемые на расстоянии коптеры и самодвижущиеся механизмы появились у военных довольно давно. Разработка их началась ещё в годы Первой мировой войны, а во время Второй мировой эти устройства уже широко использовались в ходе боевых действий. Свои боевые роботы были и у Советского Союза, и у Соединённых Штатов, но больше других в их создании преуспели инженеры Третьего рейха.

Считается, что первые беспилотники построили американцы Элмер Сперри и Чарльз Кеттеринг ещё в 1917 году. На самом деле с ними точно такая же печальная история, как и с пресловутой «повозкой Зигфрида Маркуса», претендовавшей на то, чтобы считаться первым настоящим автомобилем. Хотя на копии этой повозки в Техническом музее Вены и красуется табличка «Готова к действию», доказано, что передвигаться самостоятельно этот аппарат не умел. В точности так же случилось и с пресловутыми «жуком Кеттеринга» и «летающей бомбой Сперри». Их опытные образцы если и взлетали, то тут же падали. Впрочем, это обстоятельство не помешало американским военным принять беспилотники на вооружение и даже заказать фирме Dayton-Wright Airplane 45 таких аппаратов. Однако их тут же «законсервировали» в ангарах и никогда не использовали, от греха подальше. У советских авиастроителей до Великой Отечественной войны с беспилотниками тоже не задалось: несмотря на то что на проект телеуправляемого планера специального назначения (ПСН) были затрачены немалые деньги, работу пришлось свернуть в мае 1940 года. И только у гитлеровских учёных получилось построить полноценные беспилотники. Правда, их целью была не разведка с воздуха, а бомбардировка наземных объектов.

Роботы-бомбардировщики – предтечи крылатых ракет

Придумал этот робот австрийский профессор Герберт Вагнер, сотрудник компании «Хеншель». Смысл изобретения заключался в следующем: бомбардировщик сбрасывает управляемую по радио «крылатую бомбу» с высоты, на которой его не могут достать вражеские зенитки. Далее беспилотник самостоятельно разгоняется до скорости 600 километров в час и летит до цели ещё 8–10 километров, управляемый особым передатчиком, пульт которого находился у пилота бомбардировщика. На разработку первого действующего беспилотника у немцев ушло два года: предсерийную модель Hs293A-0 запустили в производство весной 1941 года, а менее чем через год началось серийное производство. С 1943 года радиоуправляемый «Хеншель» активно использовало Люфтваффе. При помощи этого беспилотника были повреждены и потоплены несколько десятков английских и американских эсминцев, транспортных и десантных кораблей. Японцев так вдохновила эта германская разработка, что на её основе они попытались создать свой собственный радиоуправляемый беспилотник «Кавасаки-147». Клон, впрочем, оказался негодного качества и в массовое производство не пошёл.

Но к тому времени германские конструкторы Роберт Луссер и Фриц Госслау успели создать кое-что покруче «Хеншеля», а именно беспилотник V-1, известный как «оружие возмездия» или «Фау-1». Считается, что именно эта разработка стала прообразом первой в мире крылатой ракеты. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель разгонял самолёт-снаряд до фантастических по тем временам 800 километров в час, а боеголовка массой 847 килограммов превращала беспилотник в «вундерваффе» – «чудо-оружие». Самолёт-снаряд управлялся при помощи автопилота, удерживавшего аппарат на заданном курсе и высоте. На вооружение беспилотник поступил в 1944 году и шума наделал немало. Разрушительные удары гитлеровцев по Лондону, Антверпену, Льежу и Парижу были нанесены именно при помощи «Фау-1». Кстати, конструкция этого беспилотника, лишь немного видоизменённая, до сих пор используется при создании крылатых ракет.

По теме

Радиоуправляемые танки умели плавать и взрывать мосты

Идея изготовить танк без экипажа зародилась у германских инженеров незадолго до Второй мировой войны, но поначалу им не удавалось придумать, как приспособить эту идею к практическим задачам, которые бронетехника могла бы выполнять на поле боя. Первоначальной идеей было создать «минный тральщик» – устройство, которое самостоятельно перемещалось бы по заминированной территории, заставляя взрываться заложенные в землю заряды без особого вреда для себя. В 1939 году фирма Карла Боргварда разработала гусеничный аппарат Sd.Kfz.300. Вес его составлял полторы тонны, а запас хода – 18 километров. Ползая по минному полю на скорости 5 километров в час, устройство буксировало за собой железную сцепку с несколькими зубчатыми катками. Они наезжали на мину, мина взрывалась, но «миненраум» продолжал ползти дальше, слегка покорёженный, но ещё вполне работоспособный. Управлялось устройство при помощи приёмно-передающей радиостанции из «командирского танка». «Миненраум» постепенно совершенствовали и на его базе даже построили радиоуправляемую амфибию «Утка», вот только плавающему варианту «минного тральщика» так поначалу и не нашли применения. Но идея носилась в воздухе – «Утку» можно было задействовать в разведке.

Тогда же до инженеров дошло: настоящим предназначением радиоуправляемых танкеток может быть не разминирование, а именно разведка на местности! Специалисты Боргварда поднапряглись и к весне 1943 года соорудили аппарат Sd.Kfz.301. Чего только не умел делать этот робот на гусеницах: вести разведку обороны противника в полосе наступления танковых соединений, вызывать на себя огонь противотанковых средств, разведывать местность, определяя её проходимость для бронетехники (противотанковые рвы, болота, овраги и т.п.). Радиотанкетка умела самостоятельно подрывать полевые оборонительные сооружения, уничтожать вражеские танки, идя на таран, взрывать мосты и другие инженерные сооружения без помощи сапёров и даже задымлять местность, затрудняя действия вражеской пехоты. Танковый робот приводился в движение двухлитровым шестицилиндровым двигателем мощностью 49 лошадиных сил. Боевое крещение радиоуправляемых гусеничных аппаратов нового типа прошло на Курской дуге. Аппарат прекрасно управлялся с дистанции до километра – по тем временам устройство казалось фантастическим.

К 1945 году в Третьем рейхе уже вовсю эксплуатировалась идея роботизации военной техники: создавались роботы-субмарины, роботы-тральщики. На базе самолёта-разведчика, известного как «Рама», строился первый разведывательный беспилотник. Все эти наработки после войны попали за океан, обеспечив американцам известный приоритет в строительстве подобного рода систем.

Опубликовано:
Отредактировано: 04.04.2016 12:23
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх