Покончив с главным конкурентом в лице «Трансаэро», национальная авиакомпания «Аэрофлот» решила с помпой провести вручение ежегодной корпоративной премии «Взлетная полоса». Церемонию планировалось провести в марте в Гостином дворе, а затраты на нее должны были составить 65 млн руб.
Информация о тендере на банкет «Аэрофлота», размещенная на сайте госзакупок, тут же стала достоянием общественности, а в СМИ поднялась шумиха.
Еще бы – в кризисное время перевозчик решил потратить больше денег, чем во время предыдущих подобных мероприятий. На вечере планировалось собрать 1400 гостей. Стол, согласно условиям конкурса, должна была накрыть компания международного уровня не ниже Marriott. А программа мероприятия подразумевала две части: вручение корпоративной премии «Взлетная полоса» по десяти номинациям, и концертную, где планировались выступления не менее пяти популярных российских артистов (приводились имена Сергея Лазарева, Димы Билана, Елки, Веры Брежневой и группы Serebro).
Также «Аэрофлот» заказал разработку видеоконтента для сцены и банкетного зала плюс «Обеспечение двух ведущих на все мероприятие: мужчина (уровень Андрея Малахова), женщина (уровень Яны Чуриковой)», - отмечалось в требованиях к организации мероприятия. Со вкусом, и совсем не скромно.
Дедлайн для предложений по проведению мероприятия был установлен 18 января, а 19 числа компания должна была подвести итоги конкурса. Однако в тот же день «Аэрофлот» поспешил публично откреститься от мероприятия, которое грозило наделать много шума. После того, как эта информация стала активно муссироваться в СМИ, пресс-секретарь перевозчика Максим Фетисов заявил, что заявка была сделана исключительно для оценки цены проведения праздника.
По его словам, получив несколько предложений и выяснив существующие цены на рынке, авиакомпания приняла решение не проводить церемонию, а пресса якобы оказалась вовлечена в заказную кампанию.
«Учитывая, что на рынок блогосферы поступил большой заказ на проведение черной PR-кампании против "Аэрофлота", логики в обвинительных публикациях против российского нацперевозчика в ближайшее время искать бессмысленно», — цитировали СМИ Максима Фетисова.
Задний ход
Понять «Аэрофлот» можно – ее руководству совсем не хотелось повторить судьбу Анатолия Чубайса, который попал под шквал критики после новогодней вечеринки «Роснано». Как писала «Наша версия», празднование в новомодном московском клубе было недешевым удовольствием. Корпоратив «Роснано» в Duran Bar обошелся в 2,3 млн рублей. Естественно, тогда пресс-службы компании поспешила заверить общественность, что корпоратив, дескать, проводился на личные средства членов правления «Роснано».
Житель Магнитогорска Челябинской области полтора года не выпускал из квартиры сожительницу и их общего ребёнка. Раскрыть местонахождение женщины с ребёнком удалось благодаря случайности.
Но вице-премьера Аркадия Дворковича эти слова ни в чем не убедили, он поручил проверить источники финансирования. Но больше всего представителей власти, по всей видимости, разозлило выступление Чубайса, в котором он поведал об успехах вверенной госкомпании. В частности, он заявил, что у «Роснано» «просто вот совсем много денег» и пообещал всем сотрудникам вторую премию.
Так что Дворкович, занимающий также пост председателя совета директоров «Роснано», поручил выяснить, насколько обосновано решение о выплате всем сотрудникам компании второй премии. Вице-премьер Юрий Трутнев предложил главе «нано-компании» инвестировать в Дальний Восток, а его коллега Ольга Голодец - раздать бедным «очень много денег», признав поведение руководителя структуры, финансируемой государством, неэтичным.
Кстати, вопросы к Анатолию Чубайсу появились и у финансовых аналитиков, которым оказалось не понятно, о каких успехах тот говорил. По данным СМИ, только в 2014 году чистый убыток ключевой компании наноиндустрии в нашей стране составил 14,57 млрд рублей при выручке в 6,3 млрд.
Напомним, что еще в 2013 году президент России Владимир Путин одобрил инициативу Общероссийского народного фронта (ОНФ) о запрете корпоративов за государственный счет. Российский лидер заявил тогда, что не имеет ничего против самого празднования, но сотрудникам следует организовывать новогодние вечеринки вскладчину из своего кармана. В качестве иллюстрации привел свой собственный опыт работы в государственных организациях. Практически одновременно с распоряжением вице-премьера, активисты Общероссийского народного фронта заявили о намерении проверить источники финансирования предновогоднего праздника для «Роснано», показывающей столь удручающие результаты деятельности.
Под прицелом
У «Аэрофлота» 51,17% акций принадлежат государству, дела тоже идут неважно. Чистый убыток авикомпании в 2015-м может достигнуть 20 млрд руб. ($320 млн по средневзвешенному курсу за 12 месяцев), а некоторые аналитики предрекают и все $400 млн. Это контрастирует с блестящей отчетностью компании по МСФО за девять месяцев прошлого года, по итогам которых удалось нарастить выручку на 30% и показать чистую прибыль в размере почти 2 млрд руб. Но в любом случае о выходе на прибыльность по итогам 2016 года речь пока не идет, пишут аналитики «Инвесткафе».
Разумеется, и на дивиденды по итогам прошлого года вряд ли приходится рассчитывать, в том числе государству, так как на фоне ожидаемых убытков источников для их выплаты просто-напросто нет. Для отечественного авиаперевозчика №1 закончившийся год будет убыточным, в то время как ведущие мировые представители этой отрасли наверняка отметятся внушительными прибылями: горючее вслед за нефтью дешевеет, и маржинальность бизнеса растет. Все это заставит инвесторов во всем мире крепко задуматься о целесообразности вложения своих средств в бумаги «Аэрофлота» в условиях сложной рыночной конъюнктуры и отсутствии перспектив по выплате дивидендов.
Хотя у национального перевозчика были все шансы добиться успеха, особенно после ухода с рынка главного конкурента – компании N2 «Трансаэро». «Аэрофлот» перевез в 2015 году 26,1 млн пассажиров, что выше показателя предыдущего года на 10%, хвастался гендиректор авиакомпании Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным. Причем, по его словам, внутренние перевозки компании после поглощения «Трансаэро» выросли сразу на 34%.
Аналитики Газпромбанка и «Ренессанс капитала» подсчитали, что «Аэрофлот» заберет большую часть пассажиров «Трансаэро», и доля группы превысит 50%. А антимонопольная служба ранее озвучивала свое недовольство ценовой политикой перевозчика N1 после того, как компания получила в свое распоряжение ряд маршрутов «Трансаэро». Глава ФАС Игорь Артемьев* не исключал возбуждения антимонопольного дела, если «Аэрофлот» не исправит ситуацию.
В общем, праздник был отменен не зря – не та нынче ситуация, чтобы раздражать первых лиц страны. Вдруг еще придется просить помощь для устранения с рынка еще одного конкурента.
- *
- Игорь Артемьев внесен Минюстом в реестр иностранных агентов