Версия // Общество // Жульничество с короткими номерами приносит мошенникам миллионы, а операторам – миллиарды

Жульничество с короткими номерами приносит мошенникам миллионы, а операторам – миллиарды

4463

Коротко и нагло

В разделе

Управление «К» МВД сообщило о поимке группы мошенников, которые взламывали мобильные телефоны случайных прохожих и организовывали с их помощью рассылку на специально подготовленные платные номера. В главном следственном управлении при московском ГУ МВД отмечают, что впервые столкнулись с такой изощрённой схемой. Впрочем, дело не только в изобретательности преступников, но и в самом принципе регистрации через мобильных операторов платных номеров. Проблема сомнительных мобильных услуг и отсутствия информации о ценах существует не один год, но вопрос никем так и не решается.

По данным следствия, деятельность преступной группы, которую возглавлял ранее судимый 30-летний Леонид Сидоров, началась в 2010 году. Жулики организовали массовое незаконное проникновение в сотовые телефоны абонентов, чтобы рассылать несанкционированные SMS-сообщения на номера, которые контролировались членами преступной группы. Сообщения, естественно, были платными и стоили до 80 рублей. Мошенники не зарывались, и большинство «жертв» просто не замечали лишних списаний в общей массе расходов. По данным следствия, оспорить незаконность отправки SMS-сообщений пытались всего 0,5% абонентов.

Сначала мошенники, а их было семь человек, зарегистрировали на подставные фирмы номера телефонов, на которые предполагалось отсылать сообщения, заключили договоры с сотовыми операторами и, по данным следствия, закупили за рубежом спецоборудование. Его установили в микроавтобусе «Соболь», который был замаскирован рекламными плакатами компании, занимающейся ремонтом. Машина разъезжала по Москве и области, останавливаясь в основном возле станций метро, закусочных, крупных торговых центров – в местах массового скопления людей.

В течение 10–15 минут преступники подключались к телефонам, расположенным на расстоянии до 1 километра от микроавтобуса, взламывали их и от имени их абонентов отсылали на «свои» платные телефонные номера сообщения или инициировали звонки. Ущерб пострадавших граждан за год деятельности группы составил около 3 млн рублей, а число жертв приблизилось к 50 тыс. человек!

Операторы, впрочем, никаких подробностей дела не раскрывают, ссылаясь на тайну следствия. В «Мегафоне» не стали называть число пострадавших абонентов, заявив лишь, что всем пострадавшим денежные средства уже возвращены, а служба безопасности компании активно сотрудничала со следствием и помогла вычислить злоумышленников. В «Вымпелкоме» сообщили, что они контактировали с управлением «К», однако минимизировали ущерб от атак. Было выявлено около 400 попыток нанести ущерб абонентам, что было обнаружено техническими средствами и специалистами компании. Как заявили в МТС, в компанию обратилось несколько десятков абонентов. После проверки все неправомерно списанные деньги были возвращены, а короткие номера, использовавшиеся мошенниками, оперативно закрыты.

По данным Ассоциации региональных операторов связи, такая схема мошенничества была использована в России впервые. И, согласно версии МВД, операция потребовала немалых вложений. Хакеры якобы собрали мобильную базовую станцию оператора сотовой связи из запчастей, привезённых контрабандой из-за рубежа. По предварительным прикидкам, её стоимость составляет до полумиллиона долларов. «Когда включённый мобильный телефон попадал в зону действия псевдостанции, злоумышленники могли делать с ним фактически что угодно», – говорит старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления ГУ МВД по Москве Александр Попов.

По теме

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что действовали преступники гораздо проще и никакую станцию за полмиллиона долларов не собирали. Пользовались они невнимательностью и рассеянностью абонентов. Дело в том, что современные мобильные телефоны имеют так называемые радиоинтерфейсы – такие как Bluetooth и wi-fi. Однако люди, являющиеся бытовыми пользователями электронных устройств, не знают, какую опасность могут представлять эти достижения инженерной мысли.

По мнению Муртазина, мошенники могли проникать в чужие телефоны через включённый постоянно Bluetooth или wi-fi, к тому же слабо защищённый каким-нибудь простым паролем. «Если пароль к Bluetooth подбирается, на телефон либо ставился софт, либо – что происходило чаще – делался взлом с помощью команд, передаваемых по Bluetooth, и отправлялась SMS на платный номер», – поясняет эксперт. А если аппарат был привезён из-за рубежа и взломан при помощи программы «Джейлбрейк», а стандартные пароли для доступа к системе не были заменены на новые, телефон становился очень уязвимым и легкодоступным для злоумышленников.

Чтобы не стать жертвой таких мошенников, Муртазин просто советует отключать Bluetooth и wi-fi, когда эти интерфейсы не используются, а также устанавливать нестандартный пароль. Предосторожность, безусловно, не лишняя, тем более что МВД, вероятнее всего, накрыло лишь вершину айсберга. Если семь человек работали целый год и украли 3 млн рублей, то выходит, что они получали в месяц примерно 250 тыс. рублей, то есть около 35 тыс. рублей на человека. А если сюда приплюсовать «накладные расходы», да ещё и стоимость оборудования, ни о какой рентабельности схемы вообще говорить не приходится. Поймали ли сотрудники МВД всю группу, или обнаружили лишь одно из её звеньев, а оставшаяся система продолжает функционировать дальше, не ясно. Но очевидно, что ради 3 млн рублей в год Сидоров и компания трудиться не стали бы.

Возможным подобное мошенничество стало в первую очередь благодаря наличию множества сомнительных коротких номеров. Получить такой номер и использовать его для заработка несложно. Собственно говоря, это короткий код доступа к услуге, которая в реальности предоставляется на обычном федеральном номере, выделенном оператору регулирующими органами. Услугу может оказывать оператор самостоятельно либо при помощи подрядчиков контент-провайдеров. Взять короткий номер в аренду может любой, достаточно соблюдения некоторых условий: наличие юридического лица, лицензии, собственного программного обеспечения, работающего по стандартным протоколам, и способность оплатить счета за подключение номеров. А затем получать доход, предоставляя платные услуги населению: присылать гороскопы, анекдоты, определять местоположение абонента и т.д. Проблема лишь в том, что подобная модель открывает массу возможностей для жуликов, ведь, по сути, вы покупаете неизвестно что неизвестно у кого и неизвестно за сколько. При этом, по разным оценкам, страдают от мошенничеств, то есть теряют деньги, около 10 млн абонентов в год.

Платные номера используются жуликами по совсем простой схеме: вам могут просто звонить и сбрасывать. Перезвонив, абонент лишается определённой суммы денег. Может также прийти SMS-уведомление о том, что для получения некоторых услуг или информации следует позвонить по какому-то номеру или набрать числовую последовательность и т.п.

На сайте «Мегафона» лишь сказано, что в случае обнаружения недобросовестных и противоправных действий контент-провайдера абоненты могут обратиться в абонентскую службу ОАО «МегаФон» по телефону 0500 или оставить заявку на сайте. «После поступления жалобы ОАО «МегаФон» проводит проверку по данному обращению абонента и в случае подтверждения нарушений применяет к контент-провайдеру жёсткие штрафные санкции, в том числе блокировку и/или полное изъятие сервисных (коротких) номеров». Стоимость отправки сообщения на короткий номер можно узнать в абонентской службе оператора.

«Не спешите звонить или отправлять SMS на короткий номер, который обещает разблокировку компьютера от вируса или рекламирует сервис, основанный на доступе к персональным данным других людей. Уточните информацию у своего оператора», – предупреждает на своем сайте «Билайн». Кроме того, на сайтах ведущих операторов есть списки коротких номеров, с провайдерами которых они сотрудничают, с указанием стоимости отправки SMS на этот номер и описанием предоставляемых услуг.

Но в любом случае инициатива должна исходить от абонента. А вот организовать сервис, который перед отправкой SMS на платный номер давал бы информацию о стоимости отправки и запрашивал подтверждение, никто не торопится. Это решило бы проблемы с теми, кто сообщает заниженную цену услуг, а также исключило бы ситуацию с мошенниками, которые взламывают телефоны. Но в результате уменьшилась бы и прибыль операторов. И пусть доход от одной «левой» эсэмэски невелик, копейки в результате складываются в огромные суммы. У «большой тройки» более 170 млн абонентов, а значит, достаточно списать с каждого по 6 рублей в год, чтобы получить дополнительный миллиард.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.10.2011 12:16
Комментарии 0
Наверх