Версия // Общество // Западные компании спаивают Россию

Западные компании спаивают Россию

5828

Губит людей не пиво?

Фото: РИА Новости
В разделе

«Руси есть веселие питии, не можем без того быти», – согласно преданию, определил князь Владимир, что и стало для предков решающим аргументом в пользу принятия православия, а не ислама. Пили и пьют в России действительно крепко, как бы ни пытался доказывать Владимир Мединский, что укоренившийся в мире стереотип о тотальном пьянстве русских якобы иностранная клевета и пропаганда. Хотя в одном министр культуры всё же прав: без Запада тут дело не обошлось. И как продовольственный рынок России давно оккупирован зарубежными компаниями, так и на рынке алкоголя также ощущается сильное зарубежное присутствие. Крепкое спиртное и вина пока ещё отечественные, зато самый объёмный по потреблению пивной рынок уже много лет как контролируется исключительно иностранцами. Чем, естественно, они не могут не пользоваться.

Колосящиеся золотые поля, голубое небо, прозрачные реки и прочие родные просторы вкупе с запотевшей кружкой янтарного напитка – как любила это демонстрировать нам пивная реклама. Ощущения складываются сами собой: вот он – настоящий российский продукт, с каждым глотком которого прибавляется гордость за родину! Хотя гордиться тут стоило бы кому угодно, только не россиянам. Ведь с каждой купленной бутылки пива прибыль капает в карманы зарубежных хозяев компаний, ударными темпами спаивающих граждан большой и привыкшей к алкоголю страны.

Как заработать на потребителе

Владеющий «Балтикой» датский концерн Carlsberg, бельгийская InBev, нидерландский Heineken, турецкий Efes, британская SABMiller – пять крупнейших зарубежных компаний контролируют свыше 80% пивного рынка России. Им принадлежат основные и самые популярные бренды, сеть заводов и складов, их рекламные бюджеты исчисляются сотнями миллионов рублей. Что, впрочем, по нашему мнению, неудивительно – надо же постоянно напоминать россиянам покупать и выпивать.

Тем более что объёмы потребления последние годы падают. Во-первых, сказались ограничения на рекламу пива, его продажу ночью и торговлю им в ларьках, во-вторых, из-за роста акцизов на пивную продукцию растёт и цена. В результате пивовары терпят убытки. Efes сообщил о закрытии своих заводов в Москве и Ростове-на-Дону, пессимистичный прогноз о развитии ситуации на пивном рынке якобы выдал и Carlsberg. Но терять доходы не хочется. И вот уже, по нашей информации, «Балтика» в марте анонсировала свой метод: объёмы пивной тары будут сокращены. Так, объём пластиковой «полторашки» может уменьшиться с полутора литров до 1,42 литра, а 2,5-литровые бутылки станут 2,37-литровыми, а классические полулитровые стеклянные бутылки станут вмещать всего 0,47 литра. Такое своё решение компания объясняет желанием принять участие «в формировании культуры ответственного потребления пива». Правда, одновременно сообщается, что цены на пиво останутся прежними. То есть пейте меньше – платите столько же. Благая забота о потребителе, ничего не скажешь.

По мнению экспертов, потребление пива в России в будущем будет сокращаться и дальше – законодатели собираются вводить новые ограничения. Естественно, что производители понесут ещё большие издержки, которые надо будет как-то компенсировать. Возможно, за счёт увеличения цены, возможно, каким-то другим способом. В связи с этим возникает интерес: а что вообще за пиво мы пьём?

Секреты пивной бочки

Разве что в глухом сибирском селе можно сегодня найти человека, который хоть раз в сердцах не высказал бы мнение: мол, что такое – ведь было ж когда-то пиво! А теперь все сорта одинаковы, не отличишь друг от друга. То ли дело импортное пиво – его с первого глотка отличить можно. И вроде бы те же самые марки и у нас производятся по лицензии, но вот незадача: возьмёшь настоящее пиво «оттуда» – эх, хорошо! А пригубишь его отечественный аналог – нет, не то…

Сами пивовары на голубом глазу клянутся – всё это лишь предубеждения и стереотипы, что за границей всё лучше. На самом деле пиво импортных брендов в России производится с точнейшим соблюдением западных технологий и под строжайшим контролем зарубежных специалистов. Поэтому не переживайте и пейте, не хватит – сварим ещё.

Но граждане в эти клятвы почему-то не верят, ссылаясь на парадоксы собственного здоровья. Мол, от нашего пива наутро голова как колокол, а вот от настоящего немецкого, чешского, голландского, да хоть даже и турецкого – словно и не пил вчера. Ну и что это за дела?

В результате рождаются самые невероятные слухи. Вплоть до того, что в пиво добавляют димедрол, чтобы таким образом сэкономить на спирте. Это, конечно, слишком уж смелое предположение. Хотя .

Прежде всего солод. В целях экономии можно снизить его процент, искусственно добрав разницу с помощью химикатов.

В самом крайнем случае использовать уже использованный солод дважды.

Теперь возьмём второй по важности компонент настоящего пива – хмель. Хороший хмель можно найти в основном только за границей. Поэтому дешевле привезти хмелевые экстракты и изоэкстракты и на их основе сварить пиво.

Основной этап технологии – брожение и созревание будущего напитка. В зависимости от рецептуры и характеристик конечного продукта он может тянуться от нескольких недель до нескольких месяцев. Но если на дворе стоит лето и холодное пиво в магазинах отрывают с руками, то, само собой, может появиться желание ускорить процесс. Ведь быстрее приготовишь – больше продашь. Но не разливать же по бутылкам недобродившую бурду? Ничего страшного, химия решала и не такие задачи.

Ну и, наконец, вода. Что ни говори, но её характеристики кардинально отличаются даже на территории России.

А сравнивать нашу воду с немецкой, чешской и т.д. вообще вряд ли корректно. Вода же является главным компонентом в пивоварении. Ещё вопросы есть?

90 процентов пива – бурда?

Официальных данных о том, что работающие в России зарубежные пивоваренные компании не соблюдают технологию, не существует. Наоборот, «наше» пиво завоёвывает медали и получает призы. Хотя даже если допустить мысль о том, что на пивзаводах применяются различные уловки, вряд ли о них стали бы сообщать широкой общественности. Пивная отрасль – крупный источник налогов. А когда несколько компаний фактически держат страну в своих руках, ссориться с ними как минимум недальновидно. К тому же пивовары уже продемонстрировали, что чуть в их адрес прозвучит критика, как они идут с иском в суд.

Однако время от времени происходят интересные случаи. Один из таких тихо прогремел по страницам деловых изданий в начале 2011 года. Тогда в ходе слушаний в Госдуме депутат Виктор Звагельский вдруг рубанул: согласно его подсчётам, до 90% пива, которое производится и потребляется в России, пивом не является, поскольку производится с сахаросодержащими компонентами, то есть с концентратом. «Мы, к сожалению, пьём не пиво, мы думаем, что мы пьём пиво, но этот напиток можно назвать как угодно, например пивосодержащим», – констатировал депутат. После чего добавил перцу: мол, если взять статистику по ввозу в Россию солода и по его выработке в РФ, то эти цифры на два порядка отстают от реальных объёмов производства пива в стране. Иными словами, из чего варим?

Естественно, что пивовары обиделись, тут же подав на Звагельского иск. Однако Арбитражный суд отказал в его удовлетворении. Основанием для такого решения стали принесённые парламентарием материалы – протоколы испытаний различных видов пива и независимые оценки экспертного сообщества. В том числе Союза сомелье, Союза экспертов России, Союзэкспертизы при ТПП и других. «Все они говорят о том, что российское пиво ежегодно теряет свои потребительские качества. Разные марки (чаще всего очень известные мировые бренды) невозможно отличить одну от другой, как будто они разлиты из одной бочки, а состав пива вообще не выдерживает никакой критики». Более того, одна и та же марка, произведённая за границей и в России, имеет абсолютно разные органолептические и физико-химические показатели. Выражаясь простым языком, это два абсолютно разных продукта, естественно, не в пользу российского», комментировал депутат.

Интересно, можно ли теперь утверждать, ссылаясь на судебное решение, что 90% российского пива – всего лишь поддельная бурда?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.05.2014 15:33
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх