Версия // Спорт // Возвращение «пенного» на стадионы может поменять спонсорскую политику спортивных властей

Возвращение «пенного» на стадионы может поменять спонсорскую политику спортивных властей

4839

Губит футбол не пиво


https://pxhere.com/ru/photo/1631313
В разделе

Министр спорта РФ Михаил Дегтярев недавно прямо в Госдуме сказал: «Возвращать пиво на стадионы можно и нужно». Скорее всего пенный напиток вернется на футбольные арены уже летом. Кто-то усматривает в этом камбэке некое «извинение» за введение фан-айди. Другие полагают, что может поменяться вся спонсорская политика спортивных властей, ведь сейчас футбол практически весь под букмекерами. Также вспомним, как все было до футбольного сухого закона от 2005 года.

Закидали «Балтикой» на матче с «Балтикой»

В советское время алкоголь прямо на стадионах не продавали, но рядом были многочисленные пивные ларьки. К тому же в 1930-1940-е спокойно брали с собой на игру водку и бутерброды к ней. Беленькую запретили после матча «Трактор (Сталинград) – ВВС (Москва)», состоявшемся в 1947 году. Тогда недовольные судейством и поведением гостей хозяйские болельщики устроили в отношении них настоящий «бутылкопад». Правда потом, хоть водка и была запрещена, но так... Не строго.

В 1980-е болельщики, например, зарывали бутылки водки или портвейна на стадионе днем, в день матча, а после вырывали, пройдя небольшую линию милиционеров у трамвайной остановки. И уже стадион во всеоружии! Милиция знала об этом, конечно, но если беспорядков нет, то и суда нет. Правда, в 1998 году случился инцидент, когда после матча «Зенит (СПб) - Балтика (Калининград)» пивные жестяные банки посыпались после игры на судейскую бригаду Сергея Хусаинова. Прикрывали милиционеры щитами. Пикантно, что спонсором «Зенита» тогда была пивоваренная компания «Балтика», играли против «Балтики», а пивные банки летели в судей, в основном тоже «балтийских». Вообще в 1990-е было немало пьяных скандалов, потасовок, даже жестоких драк на трибунах, но фанаты преимущественно накачивались алкоголем крепким, и, конечно, еще до игры. Дрались или противоборствующие «фирмы» (это по-фанатски объединение), или с ОМОН. Пиво же пили обычные «кузьмичи» (так называют простых болельщиков), и особых эксцессов не случалось. Тем не менее в 2005 году пиво на футбольных аренах России запретили. Несмотря на то что пиво слабоалкогольный напиток, к тому же на стадионе недешевый – много не выпьешь. Вот и министр спорта, а также глава Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев заявил, что «сейчас прибыль получают близлежащие к стадиону магазины и ларьки, а вот продажа пива непосредственно на стадионах может принести дополнительные инвестиции в спорт и его инфраструктуру».

Для посещаемости

Запрет продажи пива на стадионах выглядит и правда несколько искусственным. Пенный напиток продается на стадионах ведущих футбольных стран – Германии, Англии, Франции, Испании, Италии, Голландии, Бельгии. В первой даже есть пивопроводы прямо к аренам. Да и во время чемпионата мира в России в 2018 году пиво на футболе вовсю продавалось – никаких проблем, кроме очередей в туалеты. Ноль агрессии у болельщиков.

Почему пивной вопрос вдруг стал решаться сейчас, ведь его обсуждали многие годы? Возможно, решено поднять посещаемость матчей, которая после введения в 2022 году системы «фан-айди» (фанаты переиначили – «фан – уйди»), то есть электронного паспорта болельщика, резко упала. Фанаты ведущих клубов страны принципиально отказались «оцифровываться», а, значит, не могут попасть на матч. Аргументируя, что идея введения паспорта болельщика от отдельных депутатов Госдумы была дилетантской. К примеру, наш лучший футболист в новом веке Андрей Аршавин говорил, что «пока эту глупость не довести до президента, отменять «фан-айди» побоятся, ведь депутаты принимают законы с серьезными лицами». Действительно, закон продавливали депутаты, хоть и бывшие спортсмены, но не футболисты – боксер Николай Валуев, фигуристка Ирина Роднина, конькобежка Светлана Журова. Выглядело это по принципу «не зря свой хлеб едим», надо же себя проявлять. В результате посещаемость матчей российской футбольной премьер-лиги предсказуемо, но резко упала. До 9700 человек в среднем на матчи. А ведь к чемпионату мира были построены огромные, современные, комфортабельные стадионы. И для кого? И обслуживать их дорого, один свет чего стоит... Но, видимо, в случае с антиалкогольным законом для фанатов фарш уже нельзя провернуть назад. Поэтому потенциальное возвращение на арены пива (кажется, вопрос решен, раз министр спорта говорит столь уверенно как раз перед депутатами) видится неким и извинением перед болельщиками, и попыткой поднять посещаемость футбольных матчей. Но были у этой идеи лоббисты? Кто станет бенифициаром?

Выдавливание букмекеров?

По теме

Маловероятно, что любители смотреть футбол в компаниях на стадионе как-то продавливали возвращение пива на футбол. Многие уже и забыли-то про эту нишу. Если им верить, тем интереснее. Кто-то из пивоваренных компаний сейчас резко застолбит первенство в футбольной локации. Тут надо спешить, дельце выгодное. Для этого, видимо, придется еще и менять закон «О рекламе», ведь алкоголь ныне по ТВ запрещен к рекламированию (с 2006 года, с редактированием в прошлом году). Хотя реклама безалкогольных «нулевок» присутствует. В последние несколько лет российский футбол (да и другие виды спорта) оказался под пятой букмекерских компаний. Издание «Аргументы и факты» приводит контрактные цифры вложений по прошлому сезону (речь о футболе, однако мы не будем делать рекламу букмекерским конторам и называть их):

• Российская премьер-лига - 2,76 млрд;

• Кубок России - 2,4 млрд;

• «Динамо» - 1 млрд;

• Первая лига - 500 млн;

• «Пари НН» - 450 млн;

• «Спартак» - 350 млн;

• «Зенит» - 250 млн.

Что получают букмекеры взамен – понятно – многочисленные ставки от игроманов. Известно, что спортивные пари сейчас заменили казино и «одноруких бандитов» - играют и те, кто совсем не разбираются в спорте. Какая разница, во что играть – в карты, домино, лишь бы на интерес. И это уже большая социальная проблема. Для того ли запрещали игорный бизнес в 2009 году, чтобы он просто мимикрировал, да еще на как бы спортивной стезе? Автору известны случаи, когда игроманы, уже как бы от футбола, продавали квартиры, влезали в жуткие долги, лишь бы сделать новую ставку. А как известно, ставка рано или поздно будет бита...

Так что пивные спонсоры футбола – точно меньшее из зол. Если чиновники от спорта руководствуются сейчас этой концепцией, то всё тогда логично. Приведенные выше спонсорские контракты от букмекеров «пивняки» точно потянут. Но губит людей точно не пиво, если сравнить с бизнесом азарта.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.04.2025 12:00
Комментарии 0
Наверх