Версия // Колумнисты // Выживут только ларёчники

Выживут только ларёчники

4255
Георгий Бовт, политолог
В разделе

Пандемия подчеркнула главный тренд развития России – неуклонный рост влияния государства на экономические процессы. Впору говорить об окончательном переходе страны к государственному капитализму. Так почему бы не объявить об этом открыто?

Лет пять назад, когда на фоне кризиса на Украине началось противостояние России и Запада, многие предлагали либерализовать экономику, чтобы помочь ей справиться с новым кризисом. Однако случилось наоборот – государство ещё больше усилило своё влияние на экономику. Складывается впечатление, что правящая номенклатура не верит ни в какое частное предпринимательство, кроме как на уровне ларёчников, а главное – не доверяет ему.

Сколько государства в экономике?

Оценки как формальной доли государства в российской экономике, так и степени общего огосударствления её сильно разнятся. Так, МВФ оценивает её весьма скромно, примерно в треть – столько добавочной стоимости производит госсектор. Но тут надо учесть, что ещё пять-шесть лет назад МВФ приводил цифру в 2 раза большую, а затем просто изменил методику подсчёта, начав почему-то считать, что «дочки» крупных корпораций вроде «Газпрома» принадлежат к частному сектору. Зато в нашей ФАС уверены: на долю государства приходится 70% производимого добавочного продукта, причём эта доля выросла в 2 раза за последние 15 лет.

На конец прошлого года более 12% из 378 действующих российских банков прямо или опосредованно контролировались государством. Это вроде бы не много, но на деле доля таких банков в активах сектора за 10 лет увеличилась с 54,5 до 65,9%. А их розничный кредитный портфель за те же 10 лет вырос в 7 раз (!) и в 3,5 раза вырос портфель корпоративных кредитов. То есть кредитование физлиц и компаний всё больше становится прерогативой (или уже почти монополией?) госбанков.

При этом мало у кого есть сомнения в том, что именно компании с госучастием получают максимум госфинансирования, льгот и субсидий. Наибольшая доля госсобственности сосредоточена в коммунальном хозяйстве, добыче полезных ископаемых, транспорте, финансовой сфере, производстве электроники и оборудования. «Частник» ещё чувствует себя относительно вольготно в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и обрабатывающей (кроме переработки нефти и газа). Но сдаётся, что это временно.

Приватизация для своих

Проникновение государства в традиционно рыночные сферы – большая проблема. Ведь конкуренция в этом случае заменяется административным ресурсом и околовластным лоббизмом. Что позволяет крупным государственным игрокам пренебрежительно относиться к повышению производительности труда или рентабельности производства. А зачем пыжиться, если госконтракт всё равно будет в кармане!

Или вот ещё явление: даже если та или иная компания формально остаётся частной, зачастую она принадлежит родственникам или «друзьям» чиновников. В таких условиях «клановой структуры собственности» не может быть и речи о высоких темпах развития экономики.

Собственно, никакого быстрого развития в последние годы и не происходит. Да, нам говорят, что с 2000 года экономика России выросла аж в 6 раз. Но Китай за это же время «вырос» в 11 раз. К тому же основной рост нашего ВВП пришёлся на первое десятилетие, когда темпы составляли 7% в год, затем он упал до среднегодового 1%. Вот вам и результат огосударствления экономики.

По теме

Сегодня государство является собственником имущества почти 700 федеральных предприятий и акционером 1130 хозяйственных обществ. В правительстве продолжают уверять, что от сокращения доли государства в экономике по-прежнему не отказываются, обещая выставить на продажу госпакеты 186 акционерных обществ и 86 федеральных государственных унитарных предприятий. Но следует уточнить: по-настоящему крупных предприятий в плане на приватизацию совсем немного. До сих пор не проданы заявленные к приватизации ещё несколько лет назад доли в «АЛРОСА», ВТБ, РЖД, «Совкомфлоте», НМТП, ОЗК, ГТЛК и других компаниях. Да и можно ли считать приватизацией контролируемый государством и зачастую далёкий от прозрачности процесс передачи госактивов в пользу разных олигархических околовластных группировок?

Будем отставать

Сегодня, на выходе из пандемии, правительство обещает стране ускорение темпов развития экономики. После спада в 4,5% нам сулят рост в 2,1%. В США, для сравнения, планируется рост до 8%, в других странах – тоже существенный. Значит, наше отставание будет прогрессировать. Первый вице-премьер Андрей Белоусов в конце прошлого года говорил, что стране предстоит «в ближайшие три-четыре года обновить модель экономики и найти новые источники роста». Однако среди этих «источников роста» у правительственных чиновников не просматривается ничего, кроме ещё большего усиления роли государства.

Вице-премьер Юрий Борисов как-то высказался на сей счёт весьма откровенно. Курируя ВПК, который в развитых странах сплошь и рядом частный, он заявил, что считает оправданным усиление роли государства в экономике. В том числе за счёт жёсткого протекционизма «в интересах отечественных производителей», хотя тем самым они будут поставлены в неконкурентные выгодные условия. «Много бытовало разных мнений о том, что рыночная экономика и так всё урегулирует, только не мешайте, не лезьте – и всё будет нормально. Государство – крупнейший игрок на рынке и поэтому должно диктовать свою волю в интересах своих производителей и поддерживать их», – заявил Борисов.

Трудно это назвать иначе как манифестом в пользу госкапитализма. Так что, похоже, новое издание НЭПа, когда частным предпринимателям отдали кое-какие отрасли экономики, заканчивается. Оставят, наверное, частникам какие-нибудь ларьки, торговлю, часть сельхозпроизводства, ещё кое-что по мелочи, а остальных предпринимателей превратят в подконтрольных «господрядчиков».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.03.2021 14:10
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх