// // Выдвижение на премию американской киноакадемии интересно только самим процессом голосования

Выдвижение на премию американской киноакадемии интересно только самим процессом голосования

303

Оскарбительные подробности

Михалков «продавил» свою картину, не встретив системного сопротивления
Фото: ИТАР-ТАСС
Михалков «продавил» свою картину, не встретив системного сопротивления Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Скандал вокруг выдвижения на «Оскар» фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Цитадель» больше напоминает детские споры в песочнице о том, чья очередь лепить куличики. Лишнее тому подтверждение – факт, что конфликт стал достоянием общественности. Тем не менее «самовыдвиженец» Михалков хранит молчание, поручив общение с прессой продюсеру проекта «Утомлённые солнцем-2». Зачинатель скандала Владимир Меньшов рассуждает о справедливости. Результат же весьма печален: похоже, отечественному кинематографу сегодня больше нечего предложить зрителям, кроме как разборки в «прямом эфире».

Напомним, что конфликт вокруг «Цитадели» разгорелся ещё в начале прошлой недели, когда глава Российского оскаровского комитета отказался подписывать результаты итогового голосования в пользу картины Никиты Михалкова.

«Он сам представил свой фильм на комиссию, что было не очень корректно. Год был урожайный: «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила-была одна баба» Смирнова – есть несколько фильмов, которые в этом году могли претендовать», – мотивировал свой поступок Владимир Меньшов.

Кроме того, по его словам, голосование было проведено не совсем честно: некоторые члены комитета попросту не присутствовали на заседании – за них голосовали по доверенности. Этот факт, по мнению Владимира Меньшова, позволил Михалкову использовать «административный ресурс» и повлиять на мнение голосовавших.

И всё же «Цитадель» действительно победила большинством голосов: два голоса были отданы за фильм «Елена» Андрея Звягинцева, один – за «Фауста» Александра Сокурова, остальные – за «Утомлённых солнцем-2: Цитадель». Но Меньшов остался недоволен. «Собрать президиум академии из-за занятости её членов крайне сложно. Точно так же, как дождаться, когда на него придёт Михалков. Получается замкнутый круг», – прокомментировал результаты голосования Александр Меньшов.

В итоге складывается впечатление, что сам факт выбора картины отечественных кинематографистов, входящих в состав комитета, не очень-то и беспокоит. Сам процесс всё больше напоминает предвыборные кампании, а не попытки оценить художественную ценность или шансы на победу того или иного произведения. Достаточно сказать, что фильм «Цитадель» – часть трилогии «Утомлённые солнцем» и в большей или меньшей степени сюжетно завязан на две предыдущие части. Каким образом отечественные «киноакадемики» полагают презентовать этот фильм на «Оскаре», где, естественно, далеко не все знакомы с содержанием предыдущих серий, не очень понятно.

«Мне кажется странным, что некоторые члены комитета не смотрят фильмы, которые обсуждаются для выдвижения на «Оскар». В комитете много людей, которые годами не приходят на заседания», – лишь утверждает в этой мысли первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук.

Причём манкируют своими обязанностями и главные стороны конфликта. К примеру, Владимир Меньшов не присутствовал на первом заседании комитета, где формировался список фильмов, которые впоследствии могут стать претендентами на «Оскар». В результате три картины – «Жила-была одна баба», «Шапито-шоу» и «Фауст» – были внесены самим же Меньшовым в лонг-лист уже сильно позже. Возможно, это обстоятельство также повлияло на то, что члены жюри, к тому времени уже предварительно проголосовавшие за картину Михалкова, решили своё мнение не менять.

«Да, шансов пройти в шорт-лист у «Цитадели» немного. Мало и у «Фауста», чуть побольше у «Елены». А голосование за фильм Михалкова в известном смысле было протестным», – констатирует программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов.

Вот и получается, что в итоге выбор той или иной картины сводится к противостоянию лоббистских групп, к конкурсу влияния. Итоги подобной политики неутешительны: последний раз России удалось взять «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1994 году. Кстати, за фильм всё того же Михалкова «Утомлённые солнцем». Похоже, что в этом году Никита Сергеевич не словом, но делом решил доказать справедливость поговорки о невозможности войти в одну и ту же реку дважды.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2011 17:39
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх