// // Комбинаторы от гонок ведут борьбу за убытки в 55 000 000 долларов

Комбинаторы от гонок ведут борьбу за убытки в 55 000 000 долларов

590

Формула успеха

Петров – удобная ширма для любых коммерческих начинаний
Фото: ИТАР-ТАСС
Петров – удобная ширма для любых коммерческих начинаний Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В середине декабря должны состояться выборы Российской автомобильной федерации (РАФ). Событие в принципе не очень-то примечательное, особенно если иметь в виду, что об автомобильном спорте в нашей стране большинство граждан имеют очень смутное представление. Однако от того, кто именно займёт место президента РАФ, зависит, сможет ли Россия на должном уровне провести в 2014 году гонки «Формула-1».

На прошлой неделе стало известно, что один из главных претендентов на пост главы РАФ – Сергей Воробьёв, уже успевший дать свою «предвыборную» пресс-конференцию, в которой в пух и прах разнёс нынешнее руководство федерации. «Нынешний аппарат Российской автомобильной федерации в случае моего прихода ждут очень серьёзные изменения. Своих должностей лишатся ряд чиновников, это будет первое, что я собираюсь сделать, – озвучил свою программу Сергей Воробьёв. – Я считаю, что их работа не соответствует тем требованиям, которые сегодня выдвигает российский автомобильный спорт, в том числе и события, которые в нём произошли».

Столь радикальный подход кандидата в президенты объясняется просто: должность президента РАФ Сергею Воробьёву надо получить, что называется, кровь из носа.

В отечественном автомобильном спорте Сергей Воробьёв – личность в некотором роде знаменитая. Правда, известность его можно сравнить скорее с популярностью слесаря Полесова из романа «12 стульев». Как и литературный герой, Сергей Воробьёв принимается буквально за любую работу. В частности, уже не один год наш герой возглавляет Федерацию автомобильного спорта Москвы. Правда, никаких заметных успехов на этом поприще ему достичь так и не удалось: по словам экспертов, в столице все сколько-нибудь значимые соревнования проходили без участия Сергея Воробьёва.

Зато богатый городской бюджет щедро спонсирует спортивные мероприятия: по неофициальным данным, в 2010 году на проведение автомобильных соревнований город выделил порядка 20 млн рублей.

Впрочем, городские рамки Сергею Воробьёву стали тесны ещё в 2009 году, когда он взялся возглавлять Федерацию автомобильного спорта и туризма (ФАСТ). «Ко мне пришёл молодой, пышущий энтузиазмом человек. Казалось, что он действительно хотел работать. А мне к тому времени уже, честно сказать, надоело поддерживать деятельность ФАСТ, и я предложил избрать на своё место Сергея Воробьёва», – вспоминает экс-глава ФАСТ Игорь Ермилин. Но должность президента ФАСТ изначально едва ли могла удовлетворить амбиции Сергея Воробьёва.

Чтобы понять это, здесь уместно сделать некоторое пояснение об организационной структуре отечественных автомобильных ассоциаций. Исторически в стране действуют две самые крупные из них – ФАСТ и Российская автомобильная федерация. Обе входят в Международную автомобильную федерацию (FIA). Но дьявол, как говорится, в деталях: всё дело в том, что заниматься спортивной деятельностью от имени FIA, собственностью которой является, в том числе и «Формула-1», может только одна ассоциация от каждой страны. «Национальная спортивная власть от FIA у нас – это РАФ. ФАСТ же занимается непубличной деятельностью, что позволяет поддерживать де-юре и де-факто существование самой организации, таким образом мы усиливаем присутствие нашей страны на международном уровне в FIA», – поясняет Игорь Ермилин.

По теме

Однако выполнение столь «унылых» функций Сергею Воробьёву, очевидно, было не вполне интересно. Статус главы ФАСТ он использовал лишь дважды: один раз – для получения золотого пропуска на гонки «Формулы-1» (vip-билет, дающий право проходить на все этапы гонок и заходить в зону размещения команд), второй – для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Есть версия, что именно должность главы ФАСТ позволила Сергею Воробьёву стать главой компании «Формула Сочи», на которую ныне официально возложены промоутерские функции организации Гран-при России. После этого Воробьёв к руководству ФАСТ совершенно охладел. «В своё время ФАСТ была зарегистрирована на мой личный адрес, поэтому я до сих пор продолжаю получать корреспонденцию от них. За всё время своего руководства организацией Воробьёв ни разу не пришёл даже забрать почту. Последний раз из FIA пришло официальное уведомление, что если членские взносы уплачены не будут, то ФАСТ лишится своего голоса в международной организации», – говорит Игорь Ермилин.

По нашему мнению, для самого Воробьёва сегодня куда важнее получить пост президента РАФ – только так он сможет сосредоточить в своих руках и возможность получения спонсорских денег, выделяемых для Гран-при России, и возможность их распределения. Первое – его прямая обязанность на посту главы компании «Формула Сочи», являющегося промоутером российского этапа. Второе он сможет получить, только возглавив РАФ.

Правда, будут ли в итоге у Сергея Воробьёва сосредоточены те самые потоки, которые он будет распределять, ещё большой вопрос. Несколько недель назад четвёрка крупнейших отечественных компаний – Ростехнологии, ЛУКОЙЛ, «БазЭл» и «Мегафон» – официально отказались от участия в создании промоутера. Каждая из компаний согласилась выступить только в роли рекламодателя, заплатив за это по 52 млн долларов. За эти деньги компании получат билеты на гонки и определённые рекламные возможности. На сегодняшний день именно из этих денег осуществляются платежи головному промоутеру «Формулы-1», компании Берни Экклстоуна Formula One World Championship (FOWC). Хотя промоутерский контракт с FOWC заключён именно с воробьёвским ОАО «Формула Сочи».

Как уже сообщали российские СМИ, по предварительным оценкам компании Deloitte, убытки от проведения в Гран-при в России в первый год составят никак не меньше 55 млн долларов. К 2020 году, по подсчётам Deloitte (заметим, что при расчёте учитывается оптимистичный сценарий), расходы на гонки составят 162 млн долларов, доходы – лишь 77 миллионов.

«Промоутерский бизнес убыточен в большинстве стран мира, – поясняет Игорь Ермилин. – Именно поэтому почти везде он дотируется государством. Но в нашем случае, как уже заявлял Владимир Путин, никаких государственных дотаций именно на организацию «Формулы-1» выделяться не будет». По официальной информации, из госбюджета будет профинансировано только строительство непосредственно трассы. Бюджет стройки составит 6 млрд рублей: 90% из них будет выделено федеральным центром, ещё 10% – администрацией Краснодарского края. На этом государственная помощь, по идее, должна закончиться.

Впрочем, опыт подготовки к Сочинской Олимпиаде показывает, что средства могут быть выделены не напрямую из госбюджета, а, например, из бюджета какой-нибудь крупной корпорации типа «Газпрома». Но даже это пока что не более чем предположения.

По какому бы сценарию в итоге ни пошло развитие событий, компания-промоутер всё равно в итоге может оказаться в выигрыше.

«Во всём мире известны десятки случаев, когда промоутеры меняются уже после первого соревнования, поскольку они не смогли сделать событие прибыльным», – рассказал «Нашей Версии» анонимный источник в отечественном автоспорте.

А «Рынок «Формулы-1» в России остаётся не до конца оценённым маркетинговым инструментом, – констатирует в одном из своих интервью менеджер российского пилота Виталия Петрова Оксана Косаченко. – Для «Формулы-1» у нас не готова телеаудитория, не готовы СМИ, не готово бизнес-сообщество. В западных странах, прежде чем пошла тенденция по привлечению значительных инвестиций в автоспорт, было что-то на более низких уровнях: картинговые соревнования, например. Только после этого на рынок выплыл такой ёмкий финансовый инструмент, как «Формула-1».

Но даже при этом промоутеры только в трёх странах мира умудряются получить прибыль от привлечения спонсоров. «Уникальный пример – Бразилия, где промоутеру удалось получить прибыль в 19 млн долларов. У нас же взята за основу модель Сингапура, а это минимум 50 млн долларов убытков».

В этом смысле позиция главы промо-компании в нашей стране оказывается более чем выигрышной: получение прибыли изначально признаётся задачей невыполнимой. Зато все попытки привлечения спонсорских средств всячески приветствуются. Часть полученных денег направляется в РАФ, в задачу которой входит в том числе оплата подготовки персонала, организация медицинского обслуживания, подготовка команды и т.д. и т.п. Причём, если всё это на должном уровне сделано не будет, само проведение гонок оказывается под угрозой срыва. Но главное, что сочетание позиции промоутера с главой федерации можно сравнить с сочетанием чиновника высокого ранга и бизнесмена, что позволяет распоряжаться деньгами фактически бесконтрольно.

Призывать к ответственности – бессмысленно. Когда «провальность» мероприятия станет очевидной, промоутер с чистой совестью может заявить, что все его попытки собрать деньги ни к чему не привели, да ещё и сослаться на аналогичные примеры из мировой практики. Круг замкнулся.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.11.2011 14:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх