// // Верховный шаман Тувы выдвигает свою версию Всемирного потопа

Верховный шаман Тувы выдвигает свою версию Всемирного потопа

4302

Ноев ковчег в Сибири

3
В разделе

Настоящей сенсацией стала изданная в минувшем году книга верховного шамана Тувы Кара-оола Допчун-оола «Адыг Тулуш» («Дух медведя»). На страницах республиканских СМИ развернулась нешуточная дискуссия, к которой наряду с праздными обывателями подключились известные тувинские учёные. В частности, заместитель директора по научной работе Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Андрей МОНГУШ.

–Не даёт мне покоя глава «Всемирный потоп», с которой начинается книга. Верховный шаман ничуть не сомневается в реальности библейского Всемирного потопа, – поделился учёный. Это и подтолкнуло его к тому, чтобы предпринять, как он выразился, некоторые усилия с целью верификации сведений о Всемирном потопе.

В мире остались только двое – мать и её сын

Оказывается, у тувинцев тоже есть аналогичная легенда. Вот как описывает её со слов одного из тувинцев австрийский историк Отто Менхен-Хелфен в книге «Путешествие в азиатскую Туву», опубликованной в 1931 году в Берлине: «... Неужели ты не слышал историю про железный плот на горе Буура (горно­-таёжный массив на правобережье реки Верхний Енисей)? Когда случилось большое наводнение, на железном плоту смогли спастись только трое: муж с женой и их сын. Все остальные утонули. И вдруг мужчина увидел выступающий из воды островок земли. Это была вершина Бууры. Он хотел привязать здесь свой плот, выпрыгнул, но не рассчитал расстояние и утонул. А когда вода отступила, в мире осталось только двое – мать и её сын. Там они и жили, как муж с женой. У них рождались очень слабые дети, намного слабее тех, что жили на земле прежде. Мы все происходим от них».

А вот как излагает эту версию верховный шаман Тувы Кара-оол Допчун-оол в своей книге: «Ранее давнего времени, про которое говорят «когда Сут-Холь был лужей, а Сумбер-Уула – холмом», народы не устраивали между собой никаких столкновений и войн, общины-государства жили по своему разумению, царей не было. Эти общины-государства являлись очень сильно развитыми с помощью то ли науки, то ли ума людей, то ли силы магии. Уровень жизни общества был очень высоким. Войны не было. Только мирные, хорошие времена были, между людьми не было мести, взаимоуничтожения.

По рассказам стариков, до того как пришло наводнение, целый год беспрерывно шёл дождь, даже зимой шёл. Формировались и всё больше нарастали огромные глыбы льда, летом они таяли. Что-то стало происходить с землёй, стала наступать вода, сначала на низинные места, потом всё выше и выше. Соответственно и люди все поднимались в горы. Народы государств, попавшие под этот потоп, были уничтожены. В то время был один ноян (князь). Этот человек посадил на большой железный плот своих самых сильных, способных людей, взял также свой скот. И когда они так плыли, появилась земля, вершина таёжного хребта.

Сейчас это тайга, расположенная на правом берегу Большого Енисея, с одной стороны от неё течёт река Эйлиг-Хем, с другой – реки Демир-Суг и Эъжим. На вершине Бууры есть горб, чуть дальше него до сих пор лежит железный плот. Находившиеся на этом плоту люди и остались в живых. С помощью этого плота с не затопленных ещё потопом вершин таёжных хребтов собирали оставшихся в живых людей, ставили деревянные срубы и пытались наладить свою жизнь. Все животные тоже собирались на вершине Бууры. И люди, и животные жили там хоть и в тесноте, но помогая и поддерживая друг друга. Солнце тоже помогало этим людям. От тепла и солнечных лучей вода пошла на убыль. Таким образом, люди, скот, звери и птицы остались живыми на вершине Бууры. По мере подсыхания почвы люди продвигались с горы в долину и постепенно распространились по Земле – по странам Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Северной Африки. Повсюду. Небесное Солнце в верованиях этих народов осталось в качестве бога. Потому что во время Всемирного потопа люди видели только небо и солнце. Небо и солнце были единственной для них надеждой, к ним люди и обращались в своих молитвах. Они просили у Солнца на Синем Небе: «Сделай так, чтобы потоп пошёл на убыль».

По теме

По заверениям верховного шамана, этот железный плот и по сей день лежит, проржавевший, на вершине Бууры, свидетельствуя о том, что ещё в допотопные времена получили развитие химия, физика, горная металлургия, производство железа, бронзы, золота, серебра...

Верховный шаман Тувы недоумевает

Учёному Андрею Монгушу удалось встретиться и поговорить с людьми, видевшими остатки этого удивительного сооружения. Один из них – Прокопий Хуурак, 1938 года рождения: «Я каждое лето перекочёвывал на летник в верховья Мунгаш-Хема. Однажды, когда я пас овец, услышал, как моя деревянная тросточка ударилась обо что-то непривычное, это я понял по звуку. Я раздвинул мелкие густые кустики карликовой берёзки и увидел железные трубы. Местами железо было разъедено до дыр и из них росла трава. Когда ударял по ним тросточкой, то раздавался звук, характерный для полых труб. Это место находится в истоках Мунгаш-Хема, откуда видно Саяно-Шушенское водохранилище».

А вот какими наблюдениями поделилась кандидат исторических наук, начальник Тувинской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) Марина Килуновская: «В 1981 году я была в экспедиционном отряде А.М. Мандельштама. Местный чабан рассказал, что на вершине горы Буура есть остатки плота, на котором спаслись последние тувинцы во время Всемирного потопа – мужчина и женщина. Там есть деревянный помост, на котором лежат остатки этого плота, и на этом месте в то время ежегодно собирались ламы и совершали моления, посвящённые Небу. Мы с небольшой группой студентов решили пойти на Бууру с этим чабаном. Мы поднимались на вершину с правой стороны горы. Сначала по логу, потом вышли на гребень, дошли по нему до белой вершины, которая видна издалека достаточно чётко. У подножья этого скального выступа был деревянный помост размером примерно 3 на 4 метра, на нём, сбоку справа, лежал кусок железа примерно один метр длины и полтора-два сантиметра толщины. Он был похож на рельс, абсолютно прямой, выглядел как тёмно-коричневое железо, плотный, не могу сказать, насколько тяжёлый, – мы его даже не поднимали. Я думаю, что он был неподъёмный».

Ещё одно свидетельство Андрей Монгуш получил от жителя города Шагонара Алексея Кыргыса, 1956 года рождения: «Где-то в 1984 году мы на вершине Бууры добыли крупного зверя. Мои товарищи отправили меня вниз к чабанской стоянке за лошадью. Я побежал, миновал вершину Ыдык-Бажы и направился в сторону выхода реки Мунгаш-Хем из ущелья. Ещё не доходя до места, где отрог Бууры начинает понижаться, на поляне среди мха увидел лежащее железное сооружение, по форме и размерам похожее на широкую П-образную железную балку. Я сидел на ней, курил и не мог понять, как и для чего она там оказалась. Потом подумал, что это и есть остатки того самого железного плота, оставшегося со времён Всемирного потопа. Мои товарищи мне не поверили, только посмеялись надо мной».

Верховный шаман Тувы недоумевает, почему историки упорно игнорируют предания тувинцев о Всемирном потопе. Похоже, осторожно предполагает он, они боятся оспорить устоявшуюся на Западе интерпретацию библейской истории о Ное, корабль которого остановился якобы у горы Арарат. Кара-оол Допчун-оол утверждает, что библейский Арарат – это Саянские хребты, которые в древности называли «Ар хребты, где находится Ар-арт (северный перевал)», потому что далее на север от этих хребтов, вплоть до арктических морей, нет больше перевалов.

Указания давал Господь Бог или кукушка прокуковала?

В Библии написано, что указания Ною давал Господь Бог, а в тувинских преданиях о Всемирном потопе «кукушка прокуковала», «ноян наперёд понял», то есть здесь на первый план выдвигаются экстраординарные способности самого человека. На первый взгляд никакой связи между этими источниками нет, но, как утверждает верховный шаман, противоречия разрешаются, если признать, что Господь – это часть человека, его дух, высшее Я.

По его мнению, существование эпонима «ноян» (князь) только в центрально-азиатских языках, косвенно указывает на то, что род Ноя остался жить в том же регионе, где спасся во время Всемирного потопа, т.е. не переселялся за пределы Центральной Азии.

Известно, что библейский ковчег был построен исключительно из дерева. В свидетельствах же предков тувинцев говорится о железном плоте либо о брёвнах, скреплённых железом. И этому верховный шаман находит объяснение:

– Общеизвестно, что большинство библейских книг были отредактированы и изменены. По всей видимости, сведения, свидетельствующие о производстве железа в допотопные времена, из Библии убрали, (скорее всего из-за ограничений, связанных с небольшими объёмами библейских книг). Корректировке подверглась, в том числе, и легенда о ковчеге, что помогает найти недостающее звено во взаимосвязи библейской истории и тувинских преданий.

Опубликовано:
Отредактировано: 24.05.2015 14:34
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх