// // Жертвами мошенников ежегодно становятся 10 миллионов абонентов сотовой связи

Жертвами мошенников ежегодно становятся 10 миллионов абонентов сотовой связи

400

Трубодуры

Жертвами мошенников ежегодно становятся 10 миллионов абонентов сотовой связи
В разделе

Про телефонных мошенников давно и много говорят, предупреждают – без толку. Стоит раскрыть один способ высасывания денег из доверчивых и «непросвещённых» абонентов, как преступники придумывают новый. Да и бороться с мошенниками довольно сложно: абонент в основном сам добровольно переводит средства на счёт преступника. В других случаях необходимо писать заявление в милицию, что делают единицы пострадавших, да и в этом случае поймать виновника и доказать факт преступления почти невозможно.

«Ежемесячно мы выявляем несколько сотен потерпевших в результате мобильного мошенничества абонентов. Но обращений с жалобами, конечно, гораздо больше», – говорит пресс-секретарь «МТС» Ирина Осадчая.

«В июле 2009 года мы запустили специальный автоответчик 068044, информирующий пользователей об основных мошеннических схемах и о рекомендациях как себя обезопасить. С июля по октябрь 2009 года мы зафиксировали более 300 тыс. обращений на этот номер, и количество абонентов, которые обращаются за информацией, продолжает расти», – говорит Ксения Корнеева из «Вымпелкома».

По разным оценкам, страдают от мошенничеств, то есть теряют деньги, около 10 млн абонентов в год. Оборот теневого рынка достигает десятков миллионов рублей в день.

Одним из самых прогрессивных и поэтому прибыльных видов мошенничества является использование платных (в основном коротких номеров). Такие номера используются компаниями, поставляющими мобильный контент, организаторами теле- и радиопередач. Использование платных номеров с целью обмана набирает популярность.

«В последнее время отмечается большая активность мошенников, связанная с разнообразными предложениями в Интернет – от предложений по чтению чужих sms и определения местоположения абонентов до установки ПО, позволяющего скачивать или просматривать фильмы, видеоролики и тому подобное», – говорит Сергей Хренов, начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом «Мегафона».

По его словам, сами эти программы являются вредоносными троянскими программами (а в случае, например, обещания определить местоположение абонента это происходит методом случайного выбора). «В действительности же получается так, что абонента побуждают отправлять несколько дорогостоящих (порядка двух-трёх сотен рублей) sms, – говорит Хренов. – Хотя заявленная сумма – 20–30 рублей».

С платных номеров могут звонить и сбрасывать. Абонент перезванивает, в результате чего лишается определённой суммы денег. Кроме пропущенного вызова абоненту может прийти sms-уведомление о том, что для получения некоторых услуг или информации следует перезвонить по какому-то номеру или набрать числовую последовательность и т.п. При этом человек, потерявший больше денег, чем планировал потратить, вряд ли будет искать наказания для получателя платежа.

Беда в том, что получить короткий номер для организованной группы несложно. Короткий номер – это короткий код доступа к услуге (в реальности услуга предоставляется на обычном федеральном номере, который выделен оператору регулирующими органами). Услугу может оказывать оператор самостоятельно либо при помощи подрядчиков «контент-провайдеров».

«Получить короткий номер в аренду может любой человек, достаточно соблюдения некоторых условий: наличия юридического лица, телематической лицензии, собственного программного обеспечения, работающего по стандартным протоколам, и способности оплатить счета за подключение номеров», – говорит Ксения Корнеева.

При этом есть другая сторона проблемы. Пользователя, то есть рядового абонента, практически никогда не предупреждают, сколько стоит звонок или sms на тот или иной платный номер. Аналитики считают, что операторам выгодны звонки на платные номера по любому поводу: они получают часть прибыли таких провайдеров. Правда, какую, они держат в секрете, ссылаясь на коммерческую тайну.

По теме

Между тем уже существуют способы по крайней мере узнать сумму, от которой вам предлагают избавиться с помощью звоноков или sms.

«Мы рекомендуем абонентам уточнять информацию о стоимости услуг, в том числе контентных услуг или звонков на платные номера, с помощью бесплатной услуги «Инфоконтент», – говорит Ирина Осадчая из «МТС». Чтобы проверить, платный номер или нет, необходимо отправить sms или mms с текстом «?» на тот короткий номер, по которому абонент хочет получить информацию о стоимости.

«Получите ответное sms-сообщение от сервисного номера «2282» с текстом: «Исходящее sms на номер:xxxx стоимость xx руб. с НДС; входящее sms с номера: xxxx стоимость 0,00 руб. с НДС, контент-провайдер (название провайдера), тел. x(xxx)xxxxxxx, WEB: http://www.cont-prov», – говорится на сайте «МТС» в описании услуги.

Но в «Билайне» такой услуги нет. «Билайн» выделяет короткие номера внешним компаниям (контент-провайдерам) для оказания собственных услуг абонентам «Билайна», – говорит Ксения Корнеева. – Оператор может заблокировать короткий номер целиком, обработку конкретного кода конкретной единицы контента может заблокировать исключительно контент-провайдер».

«Мегафон» в плане прозрачности находится где-то посередине. «При звонках на дорогостоящие сервисы абоненту сообщают, что услуга платная, – заявил Сергей Хренов из «Мегафона». – При использовании ряда других сервисов, которые могут использоваться мошенниками, например скачивание контента, абонента в явном виде предупреждают о том, что с его лицевого счёта списывается определённая сумма денег». Правда, каким образом, он не уточнил.

Из-за сложности взаимоотношений в мире мобильной связи мошенников практически невозможно поймать. В подавляющем большинстве случаев максимум, что можно сделать – это заблокировать номер «вредоносного» абонента (что не помещает ему приобрести новый).

Опубликовано:
Отредактировано: 01.02.2010 11:41
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх