// // В фильме «Орлова и Александров», показанном на Первом канале, нет практически ничего от подлинной истории отношений великой актрисы и именитого режиссера

В фильме «Орлова и Александров», показанном на Первом канале, нет практически ничего от подлинной истории отношений великой актрисы и именитого режиссера

6574

Нереальная любовь

Постер фильма «Орлова и Александров»
Постер фильма «Орлова и Александров»
В разделе

На Первом канале любят биографические мелодрамы. Любовная интрига, известные имена, лихой сюжет, растянутый на десяток серий - вот слагаемые успеха и залог высокого рейтинга. Беда в том, что подобные сериалы все больше становятся похожи на программу «Большая разница». Фильм «Орлова и Александров», снятый режиссером Виталием Москаленко,- не исключение.

Известный адвокат Александр Добровинский знал внука режиссера Григория Васильевича Александрова с детства. Они учились вместе во ВГИКе, дружили. К сожалению, Григорий (так звали внука Александрова) страдал от алкогольной зависимости, что привело со временем к распродаже имущества его знаменитого деда. Навестив несколько лет назад приятеля юности, Александр Добровинский фактически спас архив именитой супружеской четы, выкупив его вместе с домом у внука Григория Александрова. Сейчас Добровинский завершает работу над книгой на основе уникальных материалов из этого архива.

Смутные сомнения насчет взаимоотношений Любови Орловой и Григория Александрова терзали меня давно. Несколько раз на разных телеканалах я бралась за документальный фильм об этих людях. Но красивая сказка про любовь не складывалась. Настораживало многое: Орлова с Александровым всегда были друг с другом только на «вы», в поездках всегда просили заказывать им два разных номера, у них не было детей... Александр Добровинский подкрепил мои сомнения и догадки фактами из спасенного им семейного архива именитой супружеской пары.

Страсть или расчет?

«Существуют две версии отношений Любови Орловой и Григория Александрова, - рассказывает Александр Добровинский. – Согласно первой версии, это был страстный роман, который быстро закончился и перерос в деловой союз двух профессионалов. Согласно второй версии, никакой любви между этими людьми никогда не было, их отношения были игрой. Они общались только на людях, в остальное время писали друг другу записки, которые сохранились. Однако, изучив архив Григория Васильевича, я все же склоняюсь к тому, что их связывала взаимная благодарность. Орлова была признательна Александрову за то, что тот фактически спас ее от лагерей после осуждения и ссылки первого мужа, а также после романа с иностранцем, сделав актрисой номер один в СССР. Александров держался за Орлову, потому что к ней благоволил Сталин, а ее имя было залогом успеха любого проекта».

В фильме есть эпизод, когда радостная Орлова объявляет мужу, что беременна. На самом деле, детей у этой пары не было. Действительно ли Любовь Петрова избавилась от ребенка, потому что боялась за его судьбу в период репрессий и арестов, как это показано в фильме? Вот что рассказывает Александр Добровинский: «Письма Орловой говорят о том, что она просто не хотела иметь детей. Она писала об этом так: «Если я рожу, я сойду с экрана и сцены. За это время и Грише, и мне все припомнят». Пока она была на виду, оставаясь звездой, ей и мужу была гарантирована безопасность. В силу этих причин после выхода фильма «Веселые ребята» Орлова обратилась к профессору, светилу советской гинекологии Ефиму Львовичу Кватору, который предложил ей революционное для того времени средство контрацепции, платиновую спираль. В ее дневниках и переписке я нашел записи об этом».

Кого же любила Орлова на самом деле? И любила ли вообще? В фильме фигурирует некий иностранец, который приезжает к ней во время съемок «Веселых ребят». Однако иметь связь с иностранцами в 30-е годы было довольно рискованно. Является ли этот эпизод вымыслом? Александр Добровинский рассказывает: «У неё в 1932 году случился безумный роман с военным атташе Германии. После такого ее судьбу трудно было бы предсказать, если бы она не встретила Александрова. Но настоящей, страстной любовью Орловой был только ее первый муж Андрей Берзин, которого арестовали, буквально вынув из супружеской постели. Именно этого человека онапомнила всю жизнь».

По теме

Через весь фильм проходит еще одна любовная линия – увлечение Сталина Орловой. Что на самом деле связывало актрису и вождя? Александр Добровинский рассказывает: «Из ее писем можно понять, что она ненавидела Сталина: не могла простить ему арест и ссылку первого мужа. Что касается самого Сталина, я сильно сомневаюсь, что он испытывал к Орловой какие-то глубокие чувства. Да, она нравилась ему, он отдавал дань ее таланту и популярности, но не более того. В фильме чувства вождя, на мой взгляд, преувеличены».

Мужские чувства

Александров недолгое время был женат на Ольге Ивановой, у них родился сын Дуглас. Любил ли Орлову Александров? В фильме, во многих эпизодах, показана его безумная страсть: режиссер лезет к актрисе ночью в окно по балконам, рискуя жизнью, устраивает ей сцены ревности, вопреки приличиям целует на съемочной площадке... Так ли было на самом деле? «В архиве Александрова есть рисунки и коллажи, которые ясно дают понять, что между этими людьми была какая-то интимная связь. Однако, она не вписывалась в общепринятые каноны, - рассказывает Александр Добровинский.– Вместе с тем Любовь Петровна была не единственной пассией великого режиссера».

Судя по воспоминаниям современников, Григорий Васильевич Александров был натурой страстной, увлекающейся. У него была, что называется, фактурная внешность: высокий, красивый, великолепно сложенный, он обладал атлетической фигурой. Все это заставило великого режиссера Сергея Эйзенштейна обратить внимание на Александрова, когда тот служил актером театра Пролеткульта. Александров участвовал в работе над сценариями фильмов Эйзенштейна «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь», снимался в них как актер. Вместе с Эйзенштейном Александров обучался мастерству в Голливуде. Некоторые современники предполагали, что Эйзенштейн и Александров любили друг друга не только как профессионалы. Александр Добровинский подтверждает эти версии: «Действительно, в архиве Александрова сохранились эротические рисунки, которые позволяют предполагать, что между ним и Эйзенштейном имел место роман. В архиве сохранились и письма Эйзенштейна, которые недвусмысленно подтверждают это. Есть и другие свидетельства гомосексуальности Александрова – например, письма к нему французского писателя, драматурга и кинорежиссёра Жана Кокто. В архиве Александрова сохранилось также немало записок от мужчин со словами «я вас люблю», «я вас обожаю».

В фильме Виталия Москаленко у Александрова периодически возникают романы на стороне – то с ассистенткой Брошкиной, то с некой Курочкиной. Изменял ли режиссер своей жене с другими женщинами? «У него был роман с великой Марлен Дитрих, - рассказывает Александр Добровинский. – Однако сильный ореол связи с Эйзенштейном веял над Александровым всю жизнь, так что представлять его женолюбивым неправдоподобно. Правда, после смерти сына Александров оформил брак с его женой Галиной. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы сохранить имущество».

«Дьявол кроется в деталях»

Помимо романтизированных отношений Орловой и Александрова в фильме Виталия Москаленко можно найти еще множество нестыковок. Например, на планах идущих вместе Сталина и Горького видно, что Иосиф Виссарионович в исполнении Евгения Князева выше ростом пролетарского писателя в исполнении Анатолия Смолякова. Доподлинно известно, что рост Горького был намного выше среднего и составлял 193 сантиметра. Сталин, как известно, был маленького роста, не выше 163 сантиметров.

Во время сцены прослушивания Орловой и Александрова сотрудниками ОГПУ-НКВД в 30-е годы в кадре крупно показан магнитофон с крутящимися бобинами. Однако, катушечная технология записи на магнитной пленке была разработана в 40-х годах прошлого века. Фирма Ampex выпустила свои первые катушечные магнитофоны–бобинники лишь в 1948 году.

В сцене, когда после разговора с Орловой и Александровым на набережной у Красной площади Сергей Эйзенштейн садится в машину и уезжает от них по Ордынке, камера "захватывает" гостиницу Балчуг - Кемпински современной архитектуры.

Адвокат Александр Добровинский отмечает еще несколько неточностей: «Орлову и Александрова познакомил не Утесов, как это показано в фильме. Григорий Васильевич увидел ее в театре, в спектакле «Перикола», и сразу же принял решение взять на главную роль в «Веселых ребятах». Досадно искажены в фильме и личности многих великих актеров и режиссеров той эпохи. Моя семья, например, была знакома с Леонидом Осиповичем Утесовым, которого и я неоднократно видел в детстве. Он никогда не был скупым и мелочным человеком, считающим каждую денежную купюру, как это показано в фильме. На самом деле Утесов был широкой души человек. Когда ему предлагали купить раритетные вещи, он никогда не торговался! Показывать его скрягой, который заказывает в ресторане столик и не платит за себя – значит погрешить против истины».

Конечно, художественный фильм допускает определенную долю вымысла. Однако если кино претендует на то, чтобы называться биографическим, оно должно хотя бы не противоречить исторической правде. Иногда эта правда бывает неудобной или даже шокирующей, но от этого она не перестает быть правдой. Если же целью было просто показать красивую сказку о двух известных людях, возможно, и не стоило замахиваться на исторические и биографические аналогии. Так честнее.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.04.2015 13:42
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх