// // Проводы Валентина Распутина показали, насколько изменилось общество с советских времён

Проводы Валентина Распутина показали, насколько изменилось общество с советских времён

1502

Уроки русского

РИА Новости
РИА Новости
В разделе

На панихиду по скончавшемуся писателю в храм Христа Спасителя пришли первые лица. Цветы к гробу Распутина возложили Владимир Путин и Геннадий Зюганов, министр культуры Владимир Мединский и новый глава столичного Департамента культуры Александр Кибовский. Однако траурная церемония оказалась на удивление малочисленной, словно и не было тех времён, когда голос Валентина Распутина защищал от несправедливости и согревал души миллионов людей.

Когда в июне 1997 года в Москве хоронили Булата Окуджаву и гроб с телом стоял на сцене Театра Вахтангова, очередь из желающих проститься тянулась по Арбату до Смоленской площади и продолжалась ещё квартал на Садовом кольце. Александр Ширвиндт тогда с грустной иронией отметил: «Я шёл вдоль очереди и думал: какие интеллигентные лица! Ведь есть же! Где они прячутся?»

Прошло два десятилетия, и панихида по Распутину показала, что те самые лица спрятались окончательно. Теперь в России другая интеллигенция, здесь давно поменялось время, сменились ценности, а Валентин Распутин оказался несправедливо забыт.

После гибели в авиакатастрофе любимой дочери он из Иркутска переехал в Москву, но вёл довольно замкнутый образ жизни. Несколько лет подряд о нём не было никаких новостей, он отказывался от встреч с читателями, не ходил на премьеры. Наконец 16 марта этого года СМИ сообщили о том, что артисты иркутского театра подготовили большой видеопроект, посвящённый «Прощанию с Матёрой». Днём позже пришла другая весть: Валентин Григорьевич экстренно госпитализирован в одну из столичных клиник. Спустя несколько часов он умер, не дожив до собственного 78-летия ровно сутки.

На церемонии прощания экс-министр культуры писатель Евгений Сидоров сказал: «Перестройка развела нас совершенно. Он и Белов поддерживали другую точку зрения на развитие страны. Но это не имеет никакого отношения перед лицом вечности».

Перед лицом вечности стихают партийные и идеологические распри, замолкает злоба дня. Остаются книги и фильмы-экранизации. «Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Продаётся медвежья шкура», «Живи и помни».

«России грозит не старость, не усталость, не изношенность, а «красивая» жизнь в пучине безнравственности и отвержения традиций, – сказал Распутин однажды в интервью «АиФ». – Римлянам и грекам не снилось то, что вывалилось на Россию с телевидением, «культурной революцией» и нравственным разрушением человека. Достаточно вспомнить новогодние и прочие праздничные телеразвлекаловки. Пройдёт ещё 30–40 лет – и развеют по ветру сначала всё русское, чем заняты уже теперь, а затем и российское. Посмотрите: образование у нас чужое, отечественная литература и русский язык всё настойчивее вытесняются из школьных программ».

Люди, знавшие близко Распутина, говорили, что гибель дочери только усилила растущую мизантропию. Последние 10 лет он вдруг сблизился с коммунистами. Требовал уголовного преследования Pussy Riot, обрушивался на разоблачителей культа Сталина. Однако эту последовательность и непримиримость, с которой он отстаивал свои взгляды, можно было понять. Главным событием жизни, определившим его мировоззрение, стало затопление села Аталанка, где прошло детство писателя. И позже образ разрушаемой деревни, где каждый дом стоит в центре мира, будет не раз появляться в его произведениях, станет символом не только огромной страны с её просторами и бездонным небом, но порой и Вселенной.

Опубликовано:
Отредактировано: 23.03.2015 11:18
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх