// // В чём причина последних неудач в космосе?

В чём причина последних неудач в космосе?

515

Винительный падёж

4
В разделе

Российскую космическую отрасль преследуют неудачи. 24 августа у запущенной с Байконура ракеты «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс М-12М» на 325-й секунде полёта отказала третья ступень носителя. Обломки корабля упали на территорию горного Алтая. Шестью днями ранее ракета-носитель «Протон-М» из-за сбоя в системе управления разгонного блока не вывела на расчётную орбиту спутник «Экспресс-АМ4». На этом фоне вспоминаются и неудачные запуски спутников системы ГЛОНАСС, которые в декабре 2010 года рухнули в океан. Эксперты уже сомневаются, что цепь этих неудач является лишь стечением обстоятельств, мол, их причина – системный кризис космической отрасли, которая исчерпала заложенный ещё в СССР запас прочности. Хотя так думают далеко не все.

Юрий КАРАШ, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского:

– Пациент скорее жив, чем умер. Не надо раньше времени хоронить отечественную космическую отрасль. Действительно, сейчас кажется, будто бы ей наступает конец, потому что практически одновременно произошло два очень неприятных инцидента – не вышел на расчётную орбиту спутник «Экспресс» и не вышел вообще на какую-либо орбиту космический корабль «Прогресс». Но при этом не надо забывать, что с 1978 года в космос было запущено 135 грузовиков «Прогресс» и лишь этот 135-й стал полностью неудачным запуском. Правда, в июле 1985 года «Прогресс» не сразу пристыковался. Система ракета-носитель «Союз» – космический корабль «Прогресс» является достаточно надёжной связкой. Да, сейчас отказала ракета-носитель «Союз», но при этом не надо забывать, «Союз» – исключительно надёжная машина, её надёжность оценивается в 98%. Ну сломалась. И что? Главное, чтобы это не превратилось в систему. Вот если подряд произойдёт два-три отказа ракеты-носителя «Союз», тогда можно будет говорить о начале развала космической отрасли. Пока этого не произошло, давайте не будем спешить с её похоронами.

Основная же причина провальных запусков спутников кроется в банальном воровстве. Недаром Генпрокуратура занялась проверкой этой сферы. Я не говорю применительно к этому случаю. Но разворовывание средств – это всё довольно по-русски. Деньги выделяются на элементы одного качества, при этом закупаются аналогичные, но другого качества и соответственно по другой цене, а разница кладётся в карман. Это, конечно, неизбежно приводит к ухудшению качества ракетно-космического комплекса. Для того чтобы прекратились подобные проблемы при запусках, необходимо немного: перестать воровать и начать создавать принципиально новую технику для решения принципиально новых задач в космосе. Это привлечёт в космонавтику молодых, талантливых инженеров и конструкторов, что, в свою очередь, неизбежно повысит качество ракетно-космической техники.

Георгий ГРЕЧКО, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:

– Падение грузового корабля «Прогресс», конечно, неприятное событие, но не надо считать, что это начало конца авиакосмической отрасли. Ошибки бывают всегда. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но я считаю, что бояться надо другого. Однажды я спросил 6-летнего мальчика, кем он будет, когда вырастет, он ответил: «банкиром». Вот это страшно! Сейчас космосу уделяется намного меньше внимания, чем раньше, а если и бывает его усиление, то в отрицательном ключе: «На космос тратятся такие деньги, мы можем прожить и без него!». Я недавно встречался с руководителями в космической сфере США, Европы, Китая и Японии и предложил им: давайте на один день выключим все космические аппараты, находящиеся за пределами Земли. Тогда люди, вместо того чтобы говорить, что космос никому не нужен, сразу поймут, что сейчас без этого жить уже нельзя, а пока вокруг него господствуют только отрицательные эмоции. И мне кажется, что всё это создаёт такую атмосферу, в которой работа идёт уже не так, как раньше.

По теме

Когда был запущен первый спутник, когда летали первые космонавты и были получены первые фотографии Луны, это был праздник для всей страны. Те, кто работал ради этих успехов, по-настоящему гордились своими достижениями. Они работали так, будто молились: каждая деталь, каждая сборка, каждая цифра проверялась-перепроверялась по 100 раз. А при сегодняшних отношениях в обществе разве могут работать так, как мы? Поэтому участились неудачные запуски. Техника, которую мы сейчас запускаем в космос, создана давно и отработана уже в течение десятков лет. Если бы этот корабль создали только что, не успели испытать и послали в космос, тогда было бы понятно, что это недостатки проектирования, конструирования и изготовления. А поскольку ракета «Союз» – самая надёжная в мире, а отказала только ракета – грузовой корабль тут ни при чём, то считать, что она плохо сконструирована, нельзя – это сотни успешных запусков. Значит, где-то в производстве, где-то в испытаниях или в работе на старте кто-то допустил ошибку. Но это не крах, это не трагедия. Сейчас очень хорошая телеметрия, всё, что происходит с ракетой в полёте, регистрируется и выводится на компьютеры – люди получают возможность анализировать всю информацию. Если отказ был случайный и легко устранимый, тогда следующие запуски пойдут почти как задумано. Если же найдут что-то системное, например нарушение технологического процесса, тогда, возможно, на месяц-другой пуски задержатся. По-моему, сейчас в прессе слишком нагнетают обстановку: характеризуют произошедшее как провал, закат отечественной космонавтики и прочее. Я не стал бы так драматизировать. Другое дело, что надо ужесточить контроль. Раньше была военная приёмка. Сейчас военная приёмка уже практически отсутствует. Внимание к космосу меняется, и производственники работают уже не с такой отдачей. Надо организовать встречное течение, ужесточить контроль и сделать его таким же строгим, каким он был когда-то.

Надеюсь, эти неприятные события в космической отрасли только пойдут на пользу – где-то ужесточат контроль, где-то заменят технологию, когда найдут причину отказа. Некоторые СМИ поторопились, заявив, что это происшествие – результат последних отставок в Роскосмосе; я так не считаю. Наоборот, неудачные запуски привели к отставкам, а не отставки привели к неудачным запускам.

Анатолий ДОЛГОЛАПТЕВ, бывший президент Лиги содействия оборонным предприятиям:

– Ситуация неприятная, но я бы не сказал, что необратимая. За последние годы слишком много умных людей ушли из этой отрасли, но всё же самые светлые головы отрасли ещё остались. Если сейчас, при нынешнем всплеске финансирования, подтянется молодёжь, то будущее ракетно-космической отрасли мне видится довольно хорошим. Ведь рынок ещё требует продукцию отрасли. Благо лучшие вузы страны – Бауманский университет, авиационные институты и некоторые другие – вопреки всем реформаторам сохранили высокий уровень образования. Поэтому пополнение кадрами вполне возможно. Тем более что при нынешних достаточно сильных информационных и компьютерных технологиях большого кадрового пополнения и не нужно.

Вообще кадровый вопрос, а главное – человеческий фактор – одна из главных причин последних происшествий. Дело в том, что в последние годы наиболее грамотные и принципиальные специалисты отодвигались от принятия решений. Прежнее руководство Роскосмоса во главе с Перминовым отказывалось их даже выслушивать. Для них главной задачей было решение своих проблем, а не отрасли. И подобные происшествия – неизбежное следствие такого руководства. Все эти падения ракет – результат управленческого подхода к отрасли, когда, например, всегда существовавший совет главных конструкторов был полностью отстранён от принятия решения. В своё время я был настолько не согласен с руководством Роскосмоса, что даже не подавал руку Перминову – так я выражал свой протест. Сейчас, надеюсь, новое руководство Роскосмоса сможет начать инновационное развитие и ставить чёткие задачи. Тогда и молодые специалисты в отрасль подтянутся, пока действительно ничего кризисного там не произошло.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.08.2011 12:39
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх