// // В ближайшее время ВВС России лишатся более половины своих взлётно-посадочных полос

В ближайшее время ВВС России лишатся более половины своих взлётно-посадочных полос

635

По аэродромам!

Стратегические объекты зарастают бурьяном
lori.ru
Стратегические объекты зарастают бурьяном lori.ru
В разделе

1 апреля на расширенном заседании Совета безопасности президент Дмитрий Медведев сообщил о грядущих реформах Военно-воздушных сил России. По словам главы государства, в ближайшее время ВВС лишатся значительной части старых аэродромов – вся авиационная техника будет сосредоточена на крупных авиационных базах, каждая из которых будет прикрывать своё стратегическое направление. Зачем руководству страны понадобилось собирать всю авиацию в большие «осиные гнёзда», попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

По данным на 2008 год, на балансе Минобороны России числилось 245 военных аэродромов. Впрочем, большинство из них назвать аэродромами можно было с большой натяжкой – последний раз самолёты здесь появлялись ещё в советские времена, и в лучшем случае всё представительство армии на них ограничивалось небольшим подразделением охраны. На сегодняшний день благодаря энергичным усилиям главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова по сокращению армии число военных аэродромов составляет около 70, при этом на части из них базируется как военная, так и гражданская авиация. Например, пассажиры и гости пермского аэропорта Большое Савино могут периодически любоваться взлётами и посадками сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31. Не исключено, что в рамках нынешнего реформирования в первую очередь армия постарается избавиться именно от таких аэродромов двойного назначения.

«Сегодня ситуация на многих таких аэродромах складывается парадоксальная, – рассказывает «Нашей Версии» авиационный эксперт Роман Гусаров, – взять, например, новосибирский аэропорт Толмачёво, который фактически выполняет гражданские функции, но взлётная полоса принадлежит военному ведомству. Полоса пришла в негодность, сам аэропорт реконструировать её не мог, а у Министерства обороны на это не было денег. В итоге там пришлось строить новую полосу на значительном удалении от аэропорта».

Многие такие военно-гражданские аэропорты вообще армейцами или не используются, или используются крайне эпизодически. Например, аэродром международного аэропорта Угольный в Анадыре является собственностью Министерства обороны – он используется как аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков. Но последний раз военные бомбардировщики «подскакивали» с Чукотки около пяти лет назад, зато на него приземляется по нескольку гражданских бортов в день. Спрашивается, почему за содержание фактически гражданских объектов должна платить армия?

Другой очевидный аргумент против содержания такого огромного количества аэродромов в том, что Между тем, несмотря на, казалось бы, такие очевидные вещи, идея с сокращением военных аэродромов и укрупнением авиачастей наталкивается на серьёзное сопротивление в военных и околовоенных кругах. Дело доходит до митингов и открытых обращений к президенту и премьер-министру.

Самые жаркие споры разгорелись вокруг ликвидации подмосковного аэродрома Кубинка, где базируются пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи». В 2009 году появилась информация о том, что аэродром сделают коммерческим, а пилотажные группы перебросят в липецкий Центр боевого применения и переучивания лётного состава. Против ликвидации военного аэродрома тогда резко выступили представители ветеранской общественности. Судя по последним сообщениям командования ВВС, пилотажников из Кубинки всё-таки решено не убирать – «Стрижи» и «Витязи» останутся на своём историческом месте. Как заявил 5 апреля замглавкома ВВС генерал-лейтенант Игорь Садофьев, Центр показа авиационной техники не планируется куда-либо перебазировать. «Центр остаётся в Кубинке. Других задач, распоряжений, планов нет и не будет», – отрезал генерал.

По теме

Между тем на прошлой неделе министр транспорта Московской области Пётр Кацыв сообщил, что правительство области утвердило инвестиционный проект по переоборудованию кубинского аэродрома в аэропортовый комплекс для бизнес-авиации, который должен будет заработать уже в 2012 году. И что самое интересное, по словам Кацыва, более 80% персонала (это более 700 человек) составят «увольняющиеся с воинской службы офицеры и прапорщики, а также члены семей военнослужащих Кубинского авиационного гарнизона». А если военный аэродром, по словам замглавкома ВВС, не будут ликвидировать, то откуда возьмётся такое количество увольняющихся офицеров и прапорщиков? Хотя не исключено, что ракеты на пилоны истребителей будут подвешивать теперь уже гражданские специалисты на основании договора аутсорсинга.

Ликвидация аэродромов приводила даже к открытым массовым протестам. Бунтовал, например, посёлок Шаталово Смоленской области, откуда в 2009 году было решено убрать 47-й отдельный разведывательный авиаполк. Авиаторов и членов их семей волновало то, что на новом месте базирования полка в Воронеже нет нормальных условий для жизни и службы. Остальные же жители посёлка с уходом военных фактически лишались своих рабочих мест. И таких «монопосёлков» при военных аэродромах по всей стране сегодня насчитывается несколько десятков. Поэтому с ликвидацией лишних аэродромов властям придётся решать и многие социальные вопросы.

Жители Воронежа, наоборот, выступают против создания в городе крупнейшей авиационной базы ВВС «Балтимор». Базу создают на месте старого полузаброшенного аэродрома, который в 90-е годы оброс по периметру крупными жилыми массивами и коттеджными посёлками. Теперь же здесь будет базироваться более сотни бомбардировщиков и транспортных самолётов. Уже сейчас боевая учёба на «Балтиморе» стала настоящим кошмаром для местных жителей. По исследованиям СЭС, уровень шума в жилых районах многократно превышает допустимые нормы. Воронежцы провели уже несколько митингов и отправили письмо президенту РФ с просьбой остановить строительство базы, но, судя по всему, убирать «Балтимор» из города никто не собирается.

По различным данным, в ходе анонсированного президентом сокращения аэродромной сети ВВС на балансе Военно-воздушных сил останется около 25–30 аэродромов. Много это или мало для масштабов России, судить сложно. Хотя очевидно, что в случае военной агрессии уничтожить военную авиацию противнику станет куда проще, ведь одно дело, пустить «Томагавки» по 30 целям, другое – по 70. А как показывают недавние события в Ливии, первой целью нашего вероятного противника станут как раз аэродромы и средства ПВО.

Кроме того, очевидно, что на данный момент в России ещё толком не отработана система функционирования таких крупных соединений ВВС с разными типами летательных аппаратов. Это ведь совершенно иной подход к обслуживанию и ремонту самолётов, тыловому обеспечению и так далее. Например, на новой авиабазе в Забайкалье, куда стянули технику с нескольких ближайших аэродромов, включая истребители и ударные вертолёты, по словам наблюдателей, сегодня творится сумятица и неразбериха. А из-за скученности техники заметно увеличилось время на взлёт авиации по тревоге. Хотя эксперты не склонны драматизировать ситуацию.

«В современных условиях о возможности какого-то внезапного нападения говорить не приходится, – утверждает Роман Гусаров, – и у нас будет достаточно времени, чтобы в случае военной угрозы перебазировать и рассредоточить авиацию по гражданским или законсервированным аэродромам, которые в случае войны всё равно перейдут в подчинение ВВС. А сейчас, в мирное время, содержать в состоянии полной боевой готовности такую аэродромную сеть просто экономически нецелесообразно».

Кстати, не стоит забывать и о том, что в случае войны авиация может использовать даже автомобильные дороги. На многих трассах в России есть так называемые аэродромные участки дороги (АУД). Правда, после развала СССР эти стратегические куски автотрасс стали мало чем отличаться от обычных дорог. Например, в 2009 году военные планировали посадить истребитель Су-27 на трассе Хабаровск – Владивосток. На дороге организовали настоящий аэродром с командным пунктом, заправщиками, столовой, мастерскими и даже мобильной прачечной. Правда, сажать самолёт на трассу военные так и не рискнули – несмотря на хорошее покрытие, обочины дороги были усыпаны асфальтовой крошкой, и военные опасались, что её засосёт в двигатели истребителя. Су-27 в итоге лишь сымитировал посадку, снизившись над дорогой.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2011 11:48
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх