Версия // Власть // Пилотируемая космонавтика останется в прошлом?

Пилотируемая космонавтика останется в прошлом?

4212

Слетаем с орбиты

В разделе

12 апреля – 50 лет первому пилотируемому полёту в космос. Да, Гагарин, да, Советский Союз – первый на орбите. Но сейчас, спустя полвека, голоса скептиков всё громче. Они утверждают, что на нынешнем техническом уровне полёты человека за пределы атмосферы – баловство. Межпланетные путешествия, скажем высадка на Луне, – блажь. На их стороне цифры. Лунная программа обошлась США в 26 млрд долларов, причём в ценах середины прошлого столетия. Международная космическая станция – это больше 150 млрд из бюджетов стран – участниц проекта при минимальной, если не сказать мизерной, отдаче. Космический бюджет – имя нарицательное, но, к сожалению, эти цифры имеют весьма практическое выражение, если речь заходит о том, чтобы выделить эти самые бюджеты из общих, народно-хозяйственных. Итог – человечество в очередной раз стоит перед выбором. Прекратить попытки выйти за пределы Земли или, несмотря на призрачность целей, тратить колоссальные средства на мечту.

Сергей Крикалёв, начальник ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», Герой Советского Союза, Герой России, лётчик-космонавт СССР:

– Я очень негативно отношусь к появившимся в последнее время пессимистичным настроениям в отношении российской космонавтики. Нельзя говорить, что будущего у российской космонавтики нет. Мы не стоим на месте, мы развиваемся. Может, конечно, медленнее, чем хотелось. Но ведь все понимают – космонавтика не единственная отрасль в государстве, которой требуются вложения. Конечно, наше развитие будет зависеть от того, как государство будет к нам относиться. И, наверное, главной государственной стратегией в этом вопросе должно в первую очередь стать изменение отношения к людям, «делающим» космонавтику. Прежде всего – создание таких условий, чтобы к нам шла молодёжь. Ведь по сути своей специалисты, работающие в космической отрасли, – консерваторы. Любые изменения они сначала считают вредными. Это препятствует прогрессу. Так что главная причина того, что нет новых проектов, – проблема с выбором приоритетов и постановкой задачи. И главным приоритетом здесь должны стать люди. А что касается российских пилотируемых космических кораблей, то они своё уже отслужили. Им нужна достойная замена. «Союз», без сомнения, надёжен, но он стал раритетной и потому слишком дорогой машиной. В США, например, строят взамен своих шаттлов новые транспортные корабли. Если мы не найдём замену старому «Союзу», то отстанем на этом важном направлении. Кроме того, настало время приступить к строительству космической базы на орбите, где можно было бы собирать, испытывать и запускать космические аппараты. Многие расчёты показывают, что производственная и испытательная база на орбите обойдётся дешевле и проще, чем на Земле. Но это опять же всё упирается в главную проблему – отношение государства к космической отрасли в целом и к людям, работающим там, в частности.

Владимир Войнович, писатель:

– Когда в стране разваливается всё, то, естественно, какая-то отдельная сфера развиваться не может. Судя по всему, как это ни печально звучит, но на рубеже 50-летия советской, а теперь российской космонавтики – она разваливается. Но это проблема не только России – космическая отрасль сейчас не развивается во всём мире. Это слишком дорогостоящая отрасль. Сейчас даже американцы отказываются от своих шаттлов и будут летать на наших кораблях – свои корабли содержать трудно и накладно.

Да и в обществе интерес к космосу потихоньку исчезает. Когда полетел первый космонавт Юрий Гагарин – это было интересно, необычно, завораживающе. Когда космонавт впервые вышел в открытый космос, тоже восторгу и восхищению не было предела во всём мире. Да и за приключениями первого «космического туриста» общество наблюдало с интересом. Сейчас такого интереса нет. Космические полёты стали обыденным явлением. Исчезло ощущение новизны и первых открытий. Летают себе и летают – обществу не интересны обыденные дела, поэтому по телевидению сейчас мало говорят о космических полётах и жизни космонавтов.

Но в то же время я не стал бы говорить, что космонавтика тихо умирает. Да, денег на неё выделяется мало. Но ни у одного государства в мире нет возможности сосредоточить все усилия лишь на одной космонавтике. Раньше освоение космоса – это было престижное дело для страны, это была демонстрация её мощи. Сейчас же запуски в основном идут в научных целях, для народного хозяйства и экономики страны. Да и освоение космоса уже вполне может быть без присутствия космонавтов на борту, а это не такое дорогостоящее дело. Запускают навигационные, метеорологические, шпионские спутники. Сейчас уже посылают спутники за пределы Солнечной системы. Рассматривается возможность построения орбитальной станции вокруг Марса, с тем чтобы ступить на Марс.

И мне кажется, что Россия не сможет быть вне таких проектов. Немцы, французы, американцы, китайцы свои космические программы не бросают. Скорее всего мы также будем участвовать в каких-то совместных проектах, а значит, будущее у российской космонавтики есть. Но я не стал бы говорить, что в будущем будут какие-то прорывы. Скорее нас ждёт обыденная космическая работа.

Никита Белых, губернатор Кировской области:

– Я довольно часто встречаюсь с нашими великими космонавтами. Легендарный космонавт – участник трёх космических полётов на орбитальных станциях «Салют» и «Мир», 50-й космонавт Советского Союза и 100-й космонавт Земли – Виктор Петрович Савиных вообще уроженец Кировской области. Мы с ним часто при встречах говорим о будущем российской космонавтики, о престиже работы космонавта. И, несмотря на все проблемы, существующие сегодня в обществе, несмотря на практически полное отсутствие патриотического воспитания молодёжи, будущее у российской космонавтики всё же есть. Да, теперь мальчишки не мечтают становиться космонавтами, у них мечты более приземлённые – стать банкиром или юристом. Да я и сам мечтал стать космонавтом только в четвёртом-пятом классах. Даже когда космический туризм стал довольно популярной темой, меня в космос не тянуло. Но ведь есть те, кто хотел стать таким туристом, например Сергей Полонский и Владимир Груздев. Так что будущее у российской космонавтики есть.

Другой вопрос, сколько на это потребуется средств. Думаю, навряд ли какое-либо государство сейчас самостоятельно сможет развивать свои космические проекты. Глобализация здесь как нельзя кстати пригодится. Совместные космические проекты – вот будущее мирового освоения космоса. Ведь не секрет, что космическая отрасль – это очень высокая стоимость и трудность технического воплощения.

А ещё развитие российской космической отрасли – это развитие и российских регионов. Например, наша область ещё несколько лет назад подписала с Роскосмосом соглашение о взаимодействии. Реализация этого соглашения позволила расширить сотрудничество в области использования и внедрения результатов космической деятельности и дистанционного зондирования Земли в геоинформационных системах, способствовала повышению социально-экономического развития Кировской области.

Сергей Крикалёв, начальник ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», Герой Советского Союза, Герой России, лётчик-космонавт СССР
Сергей Крикалёв, начальник ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», Герой Советского Союза, Герой России, лётчик-космонавт СССР

Владимир Войнович, писатель
Владимир Войнович, писатель

Никита Белых, губернатор Кировской области
Никита Белых, губернатор Кировской области

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.04.2011 12:39
Комментарии 0
Наверх