Версия // Общество // В 70-х – 80-х годах ХХ века в СССР проводились настоящие экспедиционные круизы

В 70-х – 80-х годах ХХ века в СССР проводились настоящие экспедиционные круизы

3544

Забытые круизы. Возрождение

В 70-х – 80-х годах ХХ века в СССР проводились настоящие экспедиционные круизы
(Фото: Wikimedia Commons/Csőke József)
В разделе

В круизной отрасли самыми сложными считаются экспедиционные круизы. Не все круизные компании берутся за их реализацию. В конце августа – начале сентября в круизных СМИ и на форумах любителей прошла сенсационная информация. Круизная компания «Русич», владеющая двумя лайнерами в европейской части страны купила экспедиционный круизный лайнер «Stella Australis», перевела его во Владивосток.

Лайнер получил новое имя – «Родина», и после перерегистрации теплохода Российским Морским регистром, в 2022 году будет совершать экспедиционные круизы из Владивостока на Камчатку, Курильские и Шантарские острова и на Сахалин. Заговорили о том, что это будут первые экспедиционные круизы в истории страны. Но это не так. В этой статье мы расскажем о далеких 60-х - 70-х годах ХХ века, когда в Советском Союзе проводились настоящие увлекательные экспедиционные круизы.

Первые экспедиционные

Тогда, в 70-е годы ХХ века термина «экспедиционный круиз» ещё не было. Но дальневосточникам удалось сделать круиз, который по сегодняшним меркам полностью соответствует современному понятию экспедиционного круиза.

В те годы в состав советских пароходств стали поступать пассажирские теплоходы типа «Михаил Калинин» проекта 101, строившиеся в ГДР. Всего для СССР было построено 19 таких пассажирских лайнеров. Это были теплоходы водоизмещением около 5 000 тонн. Они брали на борт 340 пассажиров. Такое количество пассажиров было оптимальным для советских лайнеров в то время. Конечно, в составе ММФ были и пассажирские суда большой вместимости, но они использовались на конкретных линиях. Теплоходы проекта 101 были универсальны, и могли работать как на пассажирских, так и на круизных маршрутах. На Дальнем Востоке в круизах «По морям и землям Дальнего Востока» работали теплоходы: «Урицкий», «Григорий Орджоникидзе», «Приамурье» (бывший «Владивосток»), «Туркмения», «Хабаровск», «Байкал».

У этого круиза было несколько вариантов маршрута. Туристы посещали Камчатку, высаживались на Курильских островах, где для них проводились интересные экскурсии, включая восхождения на вулкан Эбеко на острове Парамушир, посещали самые красивые места острова Сахалин. Стоили такие круизы от 130 до 227 рублей, что для путешествия в 20 дней было не очень дорого. Первые круиз состоялся летом 1962 года на теплоходе «Григорий Орджоникидзе». Несмотря на всесоюзную рекламу, загрузка первого рейса составило всего 79 человек (при вместимости теплохода 340 пассажиров). В первом рейсе это были преимущественно жители Сибири и Дальнего Востока. Впоследствии, когда информация разошлась, загрузка лайнеров была почти полной. Подтянулись москвичи и ленинградцы.

По теме

Высадка на острова производилась с плашкоутов, на которые туристы пересаживались с теплоходов на рейде. Тогда лайнеры, участвовавшие в экспедиционных круизах, не имели на борту «Зодиаки». В случае плохой погоды высадка отменялась, и туристы были недовольны. В те годы при продаже путевок, о таких мелочах, как погодные условия, их никто не предупреждал.

Закончилось все с распадом СССР. Теплоходы проекта 101 устаревали и изнашивались. Они менялись современными пассажирскими судами. В состав Дальневосточного морского пароходства вошли три современных парома проекта В-482 польской постройки – «Константин Симонов», «Михаил Шолохов» и «Константин Черненко». Они не были приспособлены к экспедиционным круизам, а самое главное, вошли они в состав ДМП в самый канун распада Советского Союза, очень быстро были переведены в европейские воды, и, в конце концов, были проданы иностранным компаниям. Кроме них в состав Дальневосточного и Сахалинского морских пароходств вошли пассажирские теплоходы типа «Мария Ермолова» проекта 1454 югославской постройки – «Ольга Андровская», «Ольга Садовская», «Любовь Орлова», «Антонина Нежданова» и «Мария Савина». Это были небольшие пассажирские суда пассажировместимостью 237 человек. Они начали работать на регулярных рейсах между Владивостоком, Камчаткой, Сахалином и Курильскими островами. «Актрис» стали пробовать и как круизные суда. После распада СССР все пять теплоходов были проданы за границу. В конце 80-х годов спрос на такой туристический продукт, по понятным причинам, резко упал. Эпоха СССР и советских морских круизов закончилась.

Теплоход «Родина» – версия 2.0

К круизам, как к важной составляющей туристической отрасли, в современной России стали относиться серьезно после 2010 года. Было несколько попыток воссоздать Крымско-Кавказскую линию. Теплоход «Адриана» провел несколько успешных навигаций. Но после «Крымской весны» 2014 года иностранный владелец судна заставил российского операторов круиза отказаться от него. Купленный в Финляндии паром «Nordlandia» переименовали в «Isabella I» и. перевели на Черное море. Он даже сделал презентационный рейс. Но из-за ошибок владельцев в бизнес-плане, круизы отменили, и паром был продан новому владельцу. Несколько сезонов отработал круизник «Князь Владимир», который был куплен по личному указанию Президента Россию. Но в этом году судну исполнилось 50 лет! В августе появилась информация, что компания «Аквилон» приобрела у немецкой круизной компании AIDA Cruises лайнер «AIDACara». Его переименовали в «Astoria Grande» и отправили, как водится, на ремонт в Турцию. После ремонта он должен был заменить «Князя Владимира» в Чёрном море летом, а зимой ходить в круизы на Средиземное и Красное море с российскими туристами. Пандемия остановила круизную отрасль, Что получится с «Astoria Grande», будет понятно в 2022 годах. На Балтике работает круизно-паромная линия Санкт-Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Таллин – Санкт-Петербург.

В современной России на Дальнем Востоке с круизами было плохо. Собственно говоря, их практически не было. С середины 10-х годов из Владивостока по маршруту Владивосток – Донгхэ (Южная Корея) – Сакаиминато (Япония) – Владивосток ходит паром «Eastern Dream». Он перевозит грузы и туристов, желающих совершить небольшой круиз по Японскому морю. Жители Приморья до пандемии использовали его для поездок в Южную Корею и Японию. Попытка использовать паром «Георг Отс», который перевели по Северному морскому пути из Санкт-Петербурга во Владивосток, закончилось печально. Его передали в оперативное управление коммерческой компании, та отправила паром на ремонт в Китай и бросила его. Паром был разобран на металл. Руководитель компании сбежал, его арестовали в Крыму. Об этом смотри статью «Когда поплывет белый пароход – 2».

По теме

Положение изменилось, когда в стране была принята программа развития внутреннего туризма. Она включает в себя и развитие речных и морских круизов. Администрация Приморского края озаботилась наличием своего круизного теплохода. В качестве партнера была выбрана судоходная компания «Русич». Она владела двумя круизными лайнерами – речным теплоходом «Святая Русь» проекта 588 и теплоходом класса «река-море» «Русь Великая» проекта РЕКГ.002. Последний – один из немногих речных теплоходов, которым Российский Речной регистр присвоил класс «река-море». Ему разрешены выходы в прибрежные воды внутренних морей. На «Руси Великой» совершаются круизы по Каспийскому, Азовскому и Белому морям. Последние годы теплоход работает на маршруте Москва (или Санкт-Петербург) – Соловецкие острова – Архангельск – Москва (Санкт-Петербург). Руководство этой круизной компании тяготеет к нестандартным маршрутам, поэтому для Тихого океана был выбран вариант экспедиционного круиза. Была разработана финансовая схема. При содействии министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики компания получила целевой кредит на 1,77 миллиарда рублей под сниженный процент для покупки пассажирского судна. Выбор пал на экспедиционный круизный лайнер «Stella Australis» компании «Australis», эксплуатировавшегося под флагом Чили. Теплоход был построен в 2010 году, его водоизмещение 4 500 тонн, длина 89 метров. Теплоход небольшой, рассчитанный на 210 туристов. Покупка была совершена, когда теплоход находился в одном из чилийских портов. «Stella Australis» была переведена во Владивосток (свой будущий базовый порт) и переименована в «Родину». Во Владивостоке теплоход предъявлен Российскому Морскому Регистру для получения класса. Первые круизы на нем должны быть совершены в 2022 году. Он будет эксплуатироваться под российским флагом. Это информация от генерального директора компании «Круизный флот Русич» Антона Нешатаева.

По большому счету будущие маршруты «Родины» будут повторять круизы «По морям и землям Дальнего Востока». Это Камчатка, Курильские и Командорские острова и Сахалин. Отличием у «Родины» будут заходы на Шантарские острова, которые являются заповедником со строгим режимом посещения. Настораживает только одно – стоимость круизов. Она разная, в зависимости от маршрута и длительности. Цена может достигать 356 000 рублей. К ней еще надо прибавить стоимость перелета во Владивосток и обратно. Понятно, что «Русич» должен компенсировать затраты на покупку теплохода, но встает вопрос о загруженности «Родины» в рейсах. Ответы на все эти вопросы мы получим в 2022 году, когда начнутся первые в современной России экспедиционные круизы.

В любом случае хочется пожелать успеха компании, которая начала столь сложный проект.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.10.2021 10:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх