Версия // Общество // В 1944 году США против Японии стали применять ударные дроны

В 1944 году США против Японии стали применять ударные дроны

3127

Беспилотник Второй мировой

В 1944 году США против Японии стали применять ударные дроны
В разделе

Ход проведения СВО показал, что в современной войне появилось новое оружие – беспилотники. Большие и малые, ударные и разведывательные, FPV-дроны и стратегические разведчики, способные находиться в воздухе десятки часов. Считается, что беспилотные летательные аппараты появились на вооружение ведущих армий в 70-е – 80-е годы ХХ века. Это правда, тогда в США и СССР были приняты на вооружение БПЛА – разведчики.

Сюжет: Армия

Современные беспилотники впервые массово применились в 1990-1991 годах во время операции «Буря в пустыне». Но только историки авиации знают, что первые серийные ударные беспилотники самолетного типа стали участвовать в боевых действиях в далеком 1944 году. В этой статье мы расскажем о «Interstate» TDR-1— беспилотном ударном бомбардировщике-торпедоносце, разработанном по заказу ВМФ США во Второй Мировой войне.

Первые телеуправляемые корабли и самолеты

В период между мировыми войнами идея о дистанционно управляемом оружии была популярна. Тогда такие катера и самолеты назывались не беспилотными, а телеуправляемыми. Работы велись в ряде стран: США, Великобритании, Советском Союзе. В СССР на вооружении был принят комплекс телеуправления звеном торпедных катеров типов Ш-4 или Г-5 с гидросамолета МБР-2. Кроме этого, популярным было направление создание телеуправляемых кораблей-мишеней. Об этом смотри статьи «Неизвестное оружие Советского Союза Часть 1», «Радиоуправляемые корабли-мишени. Начало. США» и «Радиоуправляемые корабли-мишени. Великобритания и Германия». Теоретическая основа телеуправления и аппаратная составляющая были разработаны и применялись, хотя и в ограниченных масштабах. Америка находилась в лидерах по подобным разработкам, поэтому не удивительно, что ВМФ США выступил заказчиком по теме разработки безэкипажного самолета для использования его как бомбардировщика и торпедоносца.

«Interstate» TDR-1

В августе 1938 года лейтенант ВМФ США Д.С. Фэрнли выдвинул идею о создании управляемого по радио торпедоносца. Дело в том, что торпедоносец для пуска торпеды должен был снизиться до не большой высоты – от 30 до 100 метров – и подойти к кораблю противника на близкое расстояние – до двух километров. Всё это предполагало большие потери среди летчиков торпедоносной авиации. Идея казалась экстравагантной, но её приняли в разработку, правда, программа получила низкий приоритет, но планомерно разрабатывалась до 1940 года.

По теме

Ускорение программа получила в 1940 году, когда известный российский изобретатель, живший в Америке, Владимир Зворыкин разработал компактную для 30-х годов телевизионную камеру с возможностью передачи по радиоканалу 40 кадров в секунду. Весила эта камера 44 кг. Её наличие позволило решить вопрос наведения самолета на цель и сброса торпеды. В 1942 году программа по созданию беспилотного бомбардировщика-торпедоносца получила высший приоритет и новое название – «Variant». Конечной целью программы было создание массового и дешевого самолета, управляемого с берегового аэродрома, или с пилотируемого бомбардировщика. Дальность устойчивого управления составляла порядка 50 км.

Испытания беспилотников проводились в апреле 1942 гола в заливе Нарагансет. Дальность управления составляла 50 км. Целью служил эсминец USS «Aaron Ward» DD-483. Эсминец активно маневрировал, но оператор беспилотника тем не менее смог сбросить торпеду так, что она прошла точно под килем корабля. Присутствующий на испытаниях адмирал Кинг заявил. что необходимо срочно закупить 2 000 таких беспилотноков, но командование флота решило ограничиться экспериментальной партией, правда, достаточно большой – 200 единиц. Возможно, командование флотом было право – ведь на испытаниях эсминец не защищался и не вел заградительного зенитного огня. Кроме того, не совсем было ясна возможность технического противодействия радиопомехами. Собственно говоря, не было и самого беспилотника – испытывали аппаратуру и возможность с помощью неё находить и атаковать цель. Заказ на производство беспилотника был выдан компании «Interstate» из города Де Калб, штат Иллинойс, которая гарантировала минимальную цену за один самолет.

«Interstate» TDR-1 был двухмоторным самолетом с низко расположенным крылом. Два двигателя Lycoming O-435-2 имели мощность 220 л.с. каждый. Скорость TDR-1 составляла 225 км/ч, дальность полета 685 км. Размах крыльев самолета составлял 15 метров, вес – 2 700 кг. Основным материалом была фанера и алюминиевые трубы. Беспилотник мог взлетать или с берегового аэродрома, или с авианосца. В носовой части находился прозрачный обтекатель для телевизионной камеры, которая имела обзор 35 градусов. Основным вариантом применения была связка беспилотник – самолет управления с оператором. Управление осуществлялось с помощью обычного джойстика, параметры полета, сброс торпеды – с помощью наборного диска. Что любопытно. В технических данных самолета в графе «Экипаж» указано: 0+1. Это означало, что кроме использования TDR-1 в беспилотном варианте был предусмотрен и пилотируемый полет. Такой режим был нужен для обучения операторов (чтобы они понимали и чувствовали возможности машины) и для перегона TDR-1 с аэродрома на аэродром, или на авианосец. Беспилотник нес авиабомбу весом 910 кг (американский калибр 2 000 фунтов), или авиационную торпеду аналогичной массы. Всего было произведено 195 машин. Армия США первоначально так же заинтересовалась возможностями нового оружия, и даже переоборудовала один TDR-1, который получил обозначение XBQ-4 для армейских испытаний, но потом отказалось от программы.

Боевое применение

По теме

Для управления «Interstate» TDR-1 была создана специальная авиационная группа STAG-I. Обучение будущие операторы начали с 1943 года. Вначале летчики управляли TDR-1 с гражданской машины. В дальнейшем под самолет управления выбрали Grumman TBF-3 «Avenger». Программа обучения предусматривала как взлеты с береговых аэродромов, так и с палубы учебного авианосца USS IX-81 «Sable» на озере Мичиган. Об этом корабле смотри статью «Необычные корабли. Колесные авианосцы». Тренировки заставили сделать неожиданный вывод. Оказалось, что прицельно сбросить авиационную бомбу с TDR-1 было невозможно. Поэтому остановились на двух вариантах: сброс торпеды и вариант камикадзе, когда беспилотник с бомбой врезался в борт вражеского корабля. Проблемы с новой для того время техникой и сложности в обучении операторов несколько охладили энтузиазм флота по поводу перспектив применения TDR-1. Всё это привело к тому, что STAG-I была признана боеспособным подразделением только в мае 1944 года.

Для обеспечения STAG-I был выделен эскортный авианосец USS «Marcus Island» CVE-77. В его задачу входила доставка TDR-1 в районы боевого применения. 5 июня 1944 года STAG-I была развернута на острове Банник в готовности к боевым вылетам. 30 июня 1944 года 4 TDR-1 в сопровождении четырех самолетов управления Grumman TBF-3 «Avenger» поднялись с островного аэродрома для атаки своей первой цели – японского грузового корабля «Yamazuki Маru», В этом вылете самолеты использовались в варианте камикадзе. Из четырех TDR-1 в японское судно попали два, у одного из них сдетонировала подвешенная авиабомба.

Но флот окончательно охладел к новому виду оружия. Командованию STAG-I был дан месяц для боевых испытаний TDR-1, после чего программу беспилотников закрывали.

19 сентября STAG-I была разделена на две эскадрильи: VК-12 (базирование на остров Стирлинг у южного побережья Бугенвиля) и VК-11 (севернее Бугенвиля на Зеленом острове). С 27 сентября по 26 октября группа произвела ряд успешных атак, но не кораблей и судов, а позиций японских береговых и зенитных батарей на Бугенвиле, в Рабауле и на острове Новая Каледония. Особо сложной были две последние атаки на маяк на мысе Святого Георгия на Новой Каледонии. Маяк – сложная цель для беспилотников, учитывая достаточно примитивное оборудование управления. Тем не менее, маяк был уничтожен. Всего за последний месяц было использовано 26 TDR-1 из 47, которые находились на вооружение STAG-I. Еще три машины были потеряны по техническим причинам.

Заключение

Адмирал Нимиц скептически относился к возможностям TDR-1. По его указанию программа беспилотников была окончательно закрыта в конце 1944 года. Произведенные TDR-1 использовались как воздушные мишени для зенитчиков (хотя, если честно, скорость этих мишеней была очень небольшой), а часть машин была переделана в пилотируемые самолеты (помните формулу 0+1) и продана частным пилотом в стране.

Немецкие крылатые V-1 (ФАУ-1) и баллистические ракеты V-2 (ФАУ-2) а также беспилотник TDR-1 были первыми серийными образцами и прообразом современного оружия XXI века. Их применение во Второй мировой войне не всегда было успешным, но они заложили пути развития такого оружия.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.07.2024 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх