Версия // Общество // Вместо экипажа гитарист организовал эвакуацию пассажиров круизного лайнера

Вместо экипажа гитарист организовал эвакуацию пассажиров круизного лайнера

2464

Исключение из правил

Лайнер Oceanos выходит из порта Пирей в 1986 году (фото: Wikimedia Commons/ Peter J. Fitzpatrick)
В разделе

Морские круизы – это почти абсолютно безопасный отдых. С 50-х годов ХХ века до наших дней подавляющее большинство круизов на морях заканчивались благополучно. Но бывали и единичные исключения. Об одном из таких исключений, когда океан показал всю свою грозную мощь, а экипаж повел себя неподобающим образом, мы расскажем в этой статье. Речь пойдет о гибели в 1991 году греческого круизного лайнера MTS «Oceanos».

MTS «Oceanos»

60-е годы ХХ века были временем, когда пассажирские суда, работающие на регулярных линиях по всем морям и океанам, стали в массовом порядке переоборудоваться в круизные лайнеры. У судовладельцев не было выбора. Роскошные и не очень пассажирские лайнеры вчистую проиграли гражданской авиации. Самолеты стали летать на большие расстояния, и судоходные компании массово теряли пассажиров. Трансокеанское пассажирское судоходство сошло на нет. В каждой стране осталось по несколько пассажирских линий, где гражданская авиация не смогла потеснить пассажирские суда из-за отсутствия аэродромов, или из-за большого количества перевозимых пассажиров.

В 1952 году для крупной французской судоходной компании «Messageries Maritimes» на воду был спущен пассажирский теплоход «Jean Laborde», последний, четвертый теплоход в серии однотипных судов. В 1953 году над теплоходом был поднят французский флаг. Это был пассажирский лайнер средних размеров водоизмещением 14 000 тонн, длиной 153 метра и скоростью хода 18,5 узлов – около 34 км/ч. Теплоход перевозил 550 пассажиров, экипаж состоял из 250 человек. Компания «Messageries Maritimes» была одной из старейших французских судоходных компаний. Она основана в 1851 году. Её суда работали на линиях в Латинскую Америку, Африку и в Индокитай. «Jean Laborde» обслуживал линию Марсель – остров Мадагаскар – остров Маврикий. В 60-х – 70-х годах ХХ века, когда начался кризис пассажирского судоходства, теплоход несколько раз менял хозяев и названия – «Jean Laborde» , «Mykinai» , «Ancona» , «Eastern Princess». Период перепродаж закончился в 1976 году, когда теплоход был куплен греческой компанией «Epirotiki Lines». Судно в очередной раз переименовали в «Oceanos». Портом приписки стал греческий Пирей. «Oceanos» переоборудовали в круизный лайнер, и он пополнил флот круизников греческой компании. Теплоход пользовался популярностью у туристов. На нём даже происходили съёмки двух художественных фильмов – в 1985 году фильма «Высший пилотаж», а через год, в 1986 году снимался фильм «Твердые тела 2»

Последний круиз

«Epirotiki Lines» не входил в «высшую лигу» круизных компаний, но благодаря нестандартным маршрутам лайнеры компании пользовались популярностью. Завершался очередной круиз 3 августа 1991 года «Oceanos» вышел из порта Ист-Лондон East London, и взял курс на север, в Дурбан (оба порта находятся в ЮАР). Круиз проводился туристической компанией TFC Tours. Погодные условия были явно не для круиза. «Oceanos» попал в сильнейший шторм со скоростью ветра в 40 узлов и высотой волн до 9 метров. Начало и конец круиза отмечаются торжественными мероприятиями. На «Oceanos» планировали провести шоу на верхней палубе. Но из-за штормовых условий его пришлось проводить в зале «Four Seasons» во внутренних помещениях теплохода. После его окончания пассажиры разбрелись по своим каютам – что еще делать в шторм? К вечеру он усилился настолько, что во время ужина в ресторане у официантов были проблемы с доставкой еды на столы.

По теме

До круиза «Oceanos» проходил плановый ремонт. Однако, он был не завершен до конца. В вентиляционной трубе, проходящей через кормовую водонепроницаемую переборку, не были заменены обратные клапаны. Вроде бы пустяк. Но во время сильного шторма, одна из больших волн разрушила эту трубу. Вода стала её заливать. А поскольку неисправный обратный клапан не заменили, вода через него стала поступать в кормовой отсек лайнера. Главный механик доложил капитану Янису Авраниосу (Yanis Avranios), что вода поступает в корпус теплохода, а самое главное, затапливает отсек с генераторами. Около 21-30 по местному времени внутри лайнера раздался приглушенный взрыв, и «Oceanos» обесточился. Разные источники придерживаются двух версий. По одной вода затопила работающие генераторы, что вызвало их остановку, по другой генераторы были остановлены главным механиком лайнера. Но это было уже не важно. Все клапаны были отключены, и лайнер стал набирать воду через судовые системы. Результатом стало затопление машинного отделения. Команда не боролась за живучесть лайнера, пассажиры не были проинформированы о произошедшем. Что интересно. Пассажиры стали собираться в салоне лайнера. Крен увеличивался настолько, что предметы на столах стали падать на палубу. Экипаж приготовился к эвакуации, не проявляя никакой заботы о пассажирах.

Подвиг музыканта

Гитарист Мосс Хиллс (Moss Hills), музыкант из Зимбабве, работал вместе с женой Трейси в составе бригады артистов на борту «Oceanos». Пассажиры в салоне стали проявлять нервозность от неизвестности, поэтому Хиллс принял решение пойти на разведку. Вместе со своим коллегой, фокусником, они спустились на шлюпочную палубу, где увидели удивительную для круизного лайнера картину – экипаж на полупустой шлюпке покидал «Oceanos»..Как сказал ему директор круиза Лоррейн Беттс, капитан отдал приказ на эвакуацию с судна и часть экипажа покинули лайнер на спасательной шлюпке. Гитарист не имел ни малейшего понятия, как правильно спускать спасательные шлюпки в шторм. Но, тем не менее, Хиллс взял на себя руководство посадкой в шлюпки. Как он сказал после спасения, просто никого другого, кто мог бы это сделать из экипажа, не было. Мест в шлюпках хватило всем 571 пассажирам лайнера – каждая шлюпка вмещала 90 человек. Хиллс руководил посадкой пассажиров в шлюпки и спуск их на воду. Часть шлюпок были спущены, но пассажиры не смогли запустить на них двигатели. Через некоторое время крен усилился. Он достиг такой величины, что спуск шлюпок стал невозможен, а на борту оставалось ещё около 200 человек. Мосс отправился на мостик, но на нём никого не было. По радиотелефону ему удалось передать сигнал бедствия и с помощью подсказок определить координаты лайнера. Было принято решение об эвакуации оставшихся пассажиров с помощью вертолетов. По этим координатам на следующее утро вертолеты спасателей нашли «Oceanos» , дрейфующим недалеко от залива Коффи-Бей на Диком побережье. Во время ожидания вертолетов случайно нашли капитана лайнера Яниса Авраниоса. Он находился в шоковом состоянии и курил на палубе, на корме корабля.

Спасательная операция

По наводке берегового спасательного центра два небольших рыбацких судна первыми прибыли к «Oceanos», и передали южноафриканским властям точные координаты лайнера. Через три часа первые вертолеты появились в небе над круизником. Всего в операции участвовали 16 вертолетов, 13 из которых были вертолеты SA 330 «Puma» южноафриканских ВВС и ВМС. 9 вертолетов эвакуировали с палубы лайнера 225 пассажиров и оставшихся на борту членов экипажа. К месту катастрофы подошёл голландский теплоход «Nedlloyd Mauritius» компании «Nedlloyd». Он занимался спасением пассажиров с воды с помощью судовой шлюпки. Дело в том, что некоторые пассажиры поддались панике, и бросились за борт. Спасательная операция продолжалась 7 часов. Хиллс с женой Трейси эвакуировались последними. Когда вертолет приземлился на берегу, спасенные пассажиры бросились его благодарить. И вот тогда нервное напряжение дало о себе знать – Мосс Хиллс зарыдал и … потерял сознание.

«Oceanos» затонул через 45 минут после эвакуации последнего человека. Его останки лежат на глубинах от 92 до 97 метров в 2,7 морских миль – 5 км – от берега. Сильные придонные течения затрудняют работу водолазов там. Ни один из 571 человека на борту не погиб. Хиллс эвакуировал даже собаку капитана. Мы живем в медийном мире, и последние минуты «Oceanos» в прямом эфире на весь мир транслировала ABC News Яннис Авранас, капитан «Oceanos» эвакуировался на первом вертолете. Об этом на суде дал показания водолаз ВМФ ЮАР. В 1992 году решением греческой следственной комиссии он и еще пять офицеров лайнера были признаны виновными в халатности за то, что они покинули лайнер, не оказав никакой помощи пассажирам. Мировые СМИ оценили действия капитана «Oceanos» крайне негативно. Получилось так, что не капитан пассажирского судна, а обычный гитарист из приглашенных музыкантов взял на себя ответственность и спас всех пассажиров лайнера. Интересно, что судоходная компания «Epirotiki Lines» за три года потеряла три своих круизных лайнера. Кроме «Oceanos» погибли «Pegasus» и «MV Jupiter». Удар по репутации был огромен. Пытаясь исправить положение, в 1995 году «Epirotiki Lines» объединила свои операции с «Sun Line», создав новую компанию под названием «Royal Olympic Cruise Lines». Но это не помогло. В 2005 году новая компания обанкротилась.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.01.2025 13:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх