Версия // Общество // В 1969 году спецслужбы Израиля угнали из французского порта 5 ракетных катеров

В 1969 году спецслужбы Израиля угнали из французского порта 5 ракетных катеров

7764

Как украсть ракетный катер

3
В разделе

История, о которой мы расскажем, воспринимается как фантастика. Её вполне можно было использовать как сценарий для голливудского блокбастера. Тем не менее, всё произошедшее - правда. За весь ХХ век такое произошло только один раз. В этой статье мы расскажем об операции «Ноев ковчег» - угоне израильскими спецслужбами пяти ракетных катеров из Франции.

Новый класс военных кораблей

Вторая мировая война была катализатором появления принципиально новых видов вооружений. Одной из новинок стала крылатая ракета. Над разработкой таких ракет работали конструкторы нескольких стран. Вперед вырвалась Германия. Немецкие конструкторы создали единственную ракету, принимавшую участие в боевых действиях - ФАУ-1 (V-1). Эти ракеты стартовали с балтийского побережья, их целью был Лондон. После окончания войны США и СССР смогли получить в своё распоряжение несколько экземпляров ракет, документацию и некоторое количество инженеров, проектировавших эти ракеты. В США сделали точную копию ФАУ-1, и разместили комплекс на дизель-электрических подводных лодках времен Второй мировой войны. Комплекс получил название «Loon» . Через несколько лет «Луну» сняли с вооружения – ракетный комплекс оказался слишком сложным в эксплуатации, и его характеристики уже не удовлетворяли американских военных. В Советском Союзе на базе ФАУ-1 сделали опытную крылатую ракету 10-Х.

Проведя её испытания, в СССР приступили к разработке собственных крылатых ракет. В конце 40-х годов они назывались самолеты-снаряды. Советские военные хотели, чтобы крылатые ракеты были противокорабельными в трех вариантах: авиационного базирования (воздух–корабль), наземного базирования (берег–корабль) и морского базирования (корабль–корабль). О создании авиационного комплекса КС-1 «Комета» и берегового комплекса С-2 «Сопка» смотри статью «Интеллектуальные трофеи Советского Союза». Корабельный комплекс с крылатыми ракетами П-15 «Термит» был готов последним. В качестве носителя был выбран торпедный катер проекта 183 шифр «Большевик». Его модернизировали. Были демонтированы торпедные аппараты, глубинные бомбы и кормовая спаренная 25-мм артиллерийская установка 2М-3. Вместо них были смонтированы два ангара для ракет «Термит», аппаратура управления и новая мачта с РЛС «Рангоут». Так появился первый советский ракетный катер проекта 183Р. По классификации НАТО они обозначались как «Комар»

Вначале на Западе эти корабли всерьёз не воспринимали, считая их «оружием бедных». Первое десятилетие своего существования катерами проекта 183Р были укомплектованы все флоты советского ВМФ. Продавались они и союзникам СССР. В Египет было поставлено 7 катеров проекта 183Р. Во время очередной арабо-израильской войны 21 октября 1967 года два «Комара» обнаружили и атаковали ракетами израильский эсминец «Эйлат». Катера были под египетскими флагами, официально – с египетскими экипажами. Были ли на борту советские инструкторы – история умалчивает. Результат атаки – из четырех выпущенных ракет четыре попали в эсминец. Экипаж «Эйлата» ничего не смог сделать с ракетами П-15. Итог – гибель эсминца, 47 человек убитых, 41 раненный. Морским специалистам всего мира стало понятно, что родился новый ударный класс кораблей. Командование израильского флота кроме этого осознало, что флот Израиля не готов к морской войне с арабами.

По теме

Заказ и его блокировка

Справедливости ради надо сказать, что работы по проектированию своей противокорабельной ракеты «Габриель» («Gabriel») были начаты в Израиле еще в 1955 году. Но первоначально работы шли не быстрыми темпами. Дело в том, что в Израиле не было носителей для этих ракет. Израильские моряки хотели иметь в составе флота ракетно-артиллерийские катера.

Проектированием и строительством боевых катеров в Европе занимались несколько стран: Германия, Франция, Швеция, Норвегия и Великобритания. Первоначально в Израиле хотели построить свои ракетные катера в Германии. После переговоров на высшем уровне (со стороны ФРГ переговоры вел канцлер Конрад Аденауэр), знаменитая немецкая судостроительная компания «Lurssen Werft» подписала контракт на проектирование и строительство серии ракетных катеров для ВМФ Израиля. Поскольку израильтянам был нужен мореходный большой катер с ракетным и артиллерийским вооружением, в «Люрссене» взяли за основу свой последний проект большого торпедного катера для ВМФ ФРГ типа «Ягуар» проект 140. Созданный проект ракетного катера получил название «Саар». В переводе с иврита – «Шторм». Катера имели водоизмещение 220 тонн, длину 45 метров, развивали скорость 40 узлов (около 74 км/ч). Кроме ракет «Габриель», катера были вооружены 40-мм артиллерийскими установками.

Если внимательно проследить за взаимоотношениями Израиля и европейских стран, то можно констатировать, что периоды сближения чередовались с различными демаршами и санкциями, которые европейские страны предпринимали по отношению к Израилю. Так произошло и с катерами. ФРГ успело построить для Израиля только три катера (с артиллерийским вооружением, без ракет), как разгорелся очередной скандал. Информация о том, что в Германии строятся катера для израильского флота, была слита в американскую «Нью-Йорк Таймс». Арабские страны пригрозили устроить бойкот ФРГ и признать ГДР. Германия не хотела портить отношения со всем арабским миром, поэтому отказалась от контракта. Но при этом ФРГ дала добро на продолжение строительства серии катеров в другой стране по немецкому проекту. Французская верфь «Constructions Mechaniques de Normandie» в Шербуре получила заказ на 12 катеров. На период строительства в Шербуре временно проживали около 200 израильских моряков. Они принимали катера и проходили обучение по их эксплуатации и обслуживанию. В те годы Франция активно поставляла в Израиль различные виды вооружений, так что строительство катеров не было чем-то особенным. Весной 1967 года Израиль получил первые два катера. В ближайшей арабо-израильской войне они не участвовали, так как их не успели вооружить ракетами. Но сама война - с 5 по 10 июня 1967 года - послужила причиной охлаждения отношений между Израилем и Францией. 2 июня 1967 года Президент Франции Шарль де Голль запретил продавать Израилю наступательное оружие. Почему-то под этот запрет не попали строящиеся катера. В результате до полного запрета Израиль получил 5 катеров из заказанных 12.

Дальше произошли события, о которых сегодня мало кто помнит. 22 июля 1968 года палестинские боевики захватили самолёт израильской авиакомпании «Эль-Аль» и угнали его в Алжир. 26 декабря 1968 года арабские террористы из Народного фронта освобождения Палестины атаковали израильский авиалайнер в аэропорту Афин. В ответ израильтяне уничтожили больше половины ливанского гражданского воздушного флота – 13 самолетов. Уничтожены они были в международном аэропорту Бейрута. Израильтяне считали, что Ливан помогал палестинским террористам. Скандал вышел мирового уровня. Совет безопасности ООН осудил Израиль, многие страны ввели санкции в отношении Израиля. Военно-техническое сотрудничество Франции и Израиля было полностью заморожено.

По теме

К тому времени произошла атака египетских «Комаров» на «Эйлат», и израильские моряки поняли, что войну на море с арабами, имеющими катера проекта 183Р, без своих ракетных катеров они не выиграют. Египет имел 7 катеров, Сирия – 9 , Алжир - 6 и Ирак – 3 катера проекта 183Р. Резко активизировались работы по доводке «Габриель» до боевого уровня. Было принято принципиальное решение, что ракетные катера должны стать основой ВМФ Израиля.

Операция «Ноев ковчег»

Все началось достаточно просто, можно сказать анекдотично. 4 января 1969 года экипажи двух готовых «Сааров» пришли на катера, завели двигатели и вышли в море, взяв курс на Израиль. Арабская пресса подняла невообразимый шум, обвиняя Францию в двойных стандартах. Французы провели расследование. Директорат верфи заявил, что у них нет официальной бумаги о запрете передачи катеров. Поэтому никто не препятствовал израильским экипажам, которые вывели оплаченные катера.

В Шербуре оставались ещё 5 катеров. Франция начала переговоры с Израилем о возврате денег (позже такое повторилось и с российскими «Мистралями»), но Израиль заявил, что ему нужны катера, а не деньги. Переговоры зашли в тупик. Израильские спецслужбы получили приказ «изъять» катера. Приказ был отдан лично главой израильского правительства Голдой Меир. Сначала горячие еврейские головы предлагали высадить в Шербуре морской десант, захватить верфь и уйти на катерах, но против такого плана выступил израильский министр обороны Моше Даян. Он прекрасно понимал последствия такой акции. Была разработана изящная многоходовка.

Во-первых, Израиль продолжил переговоры с Францией о денежной компенсации. Необходимо было создать у французов впечатление о том, что Израиль смирился с потерей катеров. Во-вторых, в Лондоне была зарегистрирована компания «Starboat». В ноябре 1969 года в Шербуре появился Оле Мартин Сием (Симм). Он был настоящим норвежским судовладельцем, который по каким-то причинам решил подыграть Израилю. Чем его заинтересовали израильтяне, доподлинно неизвестно. В Шербуре он провел переговоры с директором верфи, в ходе которых сказал, что его компания, зарегистрированная в Панаме, ведет добычу нефти у берегов Аляски. Сием интересовался закупкой для своей морской нефтедобывающей компании скоростных катеров для работы на аляскинских месторождениях. Он заинтересуется «Сарами», и готов был заплатить за катера на 5% больше суммы компенсации, которая Франция намеревалась выплатить Израилю. При этом норвежский судовладелец дал французам «гарантии» того, что катера не будут переданы в третьи руки. Французы наживку проглотили. Министр обороны Франции Мишель Дебре также был рад избавиться от проблемы и сделку одобрил.

В Шербур прибыла группа «норвежских» моряков. Это были голубоглазые блондины, но по норвежски они не говорили, а общались между собой на иврите. Кроме этого, в Шербуре остались несколько десятков израильских моряков. Париж дал разрешение на их работу в интересах «норвежского» судовладельца. Операция была продумана очень тщательно. Расстояние между Шербуром и Хайфой около 3 000 морских миль. Было куплено топливо для перехода, но радиус действия катеров не позволял на одной заправке дойти до берегов Израиля. Для дозаправки в Атлантике и Средиземном море катера должны были ждать два судна — сухогруз «Леа» и судно для перевозки накатных грузов (Ro-Ro) «Дан». Суда были оборудованы дополнительными топливными танками и устройствами для передачи топлива в открытом море. Экипажи этих судов были заменены на резервистов ВМФ. Чтобы отработать навыки передачи топлива в открытом море, было проведено несколько тренировок с уже поставленными в Израиль катерами типа «Саар».

Кража была запланирована на Рождество, 24 декабря 1969 года. Погода была штормовая, в обычное время выход в море катеров был бы запрещен. Но выхода у экипажей не было. Французская контрразведка заметила подозрительную активность, но вмешиваться не стала. В 2.30 ночи катера медленно двинулись к выходу из гавани. Ночной шторм предсказуемо разбросал катера по Атлантическому океану. Утром они собрались вместе и начали переход. В районе португальского побережья отряд встретился с первым заправщиком – сухогрузом «Леа». Второй заправщик, «Дан», ждал их у берегов Кипра. Через семь суток катера пришли в Хайфу. Операция «Ноев ковчег» завершилась полным успехом. Французский министр обороны, когда ему доложили об уходе катеров из Шербура, потребовал поднять в воздух «Миражи», чтобы их утопить. Его с трудом уговорили не отдавать такой приказ. Ограничились полетами базовых патрульных самолетов, отслеживавших переход катеров. Франция потребовала возврата катеров, но ответа не получила.

Заключение

Реакция на наглую кражу катеров была бурной и разной. Европейские СМИ с издевкой и злорадством рассказывали о провале французских властей. Адмирала ВМФ Израиля Мордехая Лимона, возглавлявшего израильскую миссию по закупке вооружения во Франции, выслали из страны. Причастные французские генералы и адмиралы лишились своих постов. Руководство верфи в Шербуре опять вышло сухим из воды – вопросы безопасности катеров не входили в их компетенцию. Охрана военных верфей и арсеналов в стране была усилена.

К 1970 году на все 12 катеров типа «Саар» были установлены ракеты «Габриель». Катера стали основой израильского флота и хорошо показали себя в очередной арабо-израильской войне 1973 года.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.12.2020 17:45
Комментарии 1
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх