// // "Трансаэро" и "Аэрофлот" монополизируют рынок после крушения конкурента "ЮТэйр"

"Трансаэро" и "Аэрофлот" монополизируют рынок после крушения конкурента "ЮТэйр"

2438

Небесные монополисты

4
В разделе

Один из крупнейших отечественных авиаперевозчиков UTair близок к массовой распродаже имущества и активов. «Аэрофлот» и другие гиганты предвкушают скорый передел имущества, а также наступление полной монополии в российском небе. Чем это чревато для отрасли? Помогут ли ЮТэйру?

В последнее время всё чаще обсуждаются слухи о возможном банкротстве одного из крупнейших российских авиаперевозчиков – компании UTair. Надо сказать, что эти слухи невероятно близки к действительности. Если Правительство не окажет компании финансовую помощь, а её основной владелец «Сургутнефтегаз» всерьез не задумается о последствиях потери вертолетного парка, то UTair перестанет существовать, несмотря на свои амбициозные планы.

Три года назад гендиректор UTair Андрей Мартиросов озвучил задачи, которые поставлены перед компанией на ближайшие пять лет. Ожидалось, что компания в 2015 году перевезет 15 миллионов пассажиров, а чистая прибыль авиаперевозчика к 2017 году вырастет в семь раз. Надо сказать, что столь амбициозные планы вполне могли осуществиться, так как UTair имел очень крупного владельца в лице НПФ «Сургутнефтегаз», компания заключила контракты на поставку новых самолетов от ATR и Boeing, увеличивалось количество рейсов, перевозки осуществлялись по разным профилям. Знаковым моментом стало то, что UTair в 2012 попал в тройку крупнейших отечественных перевозчиков, отодвинув «Сибирь» на четвертое место.

Если бы не кризис

Успехи, достигнутые компанией в 2012-2013 годах, стали реальностью, по большей части, за счет огромных кредитов (конец первого полугодия 2012 – 53 миллиарда рублей), которые значительно превышали уровень прибыли (31,2 миллиарда рублей). Безусловно, эти крупные финансовые вложения стали бы приносить прибыль в дальнейшем, но только при условии, что в стране не наступит финансовый кризис. А то, что происходит в России с конца прошлого года, именно так и называется. В декабре компания объявила дефолт по облигациям, то есть признала, что не в состоянии расплатиться с кредиторами, которые тут же подали соответствующие иски о банкротстве. UTair обратилось за помощью к Правительству, а также начала переговоры с кредиторами по реструктуризации долга.

В такой ситуации не могут оказаться в стороне основные конкуренты, которые ожидают возможной распродажи и передела неба. «Аэрофлот» и «Сибирь» уже успели намекнуть Правительству, что государственная поддержка не поможет банкроту, а наоборот добавит проблем в отрасли. Конкуренты также не смоги не обратить внимание Правительства на то, что, по их мнению, авиаперевозчик вел абсолютно неграмотный менеджмент – низкие тарифы, отсутствие внимания к эффективности бизнеса. При этом «Аэрофлот» и «Сибирь» выразили готовность взять на себя «ношу» «Ютэйра», сообщив Правительству, что без труда смогут перевезти всех клиентов банкрота.

По теме

Что происходит с отраслью?

Во всем мире в период падения цен на нефть, акции авиаперевозчиков растут – их доходность растет из-за снижения ключевых издержек на топливо. Казалось бы вот момент, когда надо вкладываться в авиакомпании! И только в России лизинговые платежи легко опрокидывают компанию, когда государство решает поддержать бюджет девальвацией рубля. Причем помочь ключевому перевозчику, который закрывал многие не самые популярные направления никто не спешит. Выжившие компании с удовольствием соберут оставшиеся лакомые крошки, попляшут на костях съеденных конкурентов, и затем уже как «единственные оставшиеся» смогут выпрашивать помощи у государства. Если Аэрофлот и Трансаэро захотят «раскрутить» государство на субсидии или гарантии, или даже льготные кредиты им это будет сделать очень легко – ведь крушение оставшихся приведет к коллапсу отрасли. А то что сейчас они помогают превратить рынок в монопольный и создать все основания для жесткого дальнейшего общения с государством кто-то может в правительстве специально не заметить.

И в этой ситуации рост тарифов, который неминуемо заметят потребители с сокращением конкуренции, и даже закрытие некоторых направлений будет подано как само собой разумеющееся. Многие, кто пользуется сегодня экономными рейсами, не смогут себе позволить услуги Аэрофлота – они поедут на поезде. И это на фоне падения покупательной способности населения и относительного роста внутренних перевозок к внешним – ведь людям приходится из дальних регионов все чаще отдавать предпочтение отдыху в России, нежели за рубежом.

Разрешить ситуацию может основной акционер авиакомпании – НПФ «Сургутнефтегаз», взяв на себя оперативное руководство. До сих пор нефтяная компания особенно не спешила вкладываться в свою «дочку», хотя считается одной из самых богатых и финансово устойчивых структур. По данным бухгалтерской отчетности за III квартал 2014 г., «Сургутнефтегаз» накопил порядка триллиона рублей свободных денежных средств и держит их на валютных депозитах.

А может сыграть свою роль и ответственные банки, если нацелятся не на отъем имущества у чихнувшей авиакомпании, а на возврат ее к жизни. Только таким путем должен идти ответственный кредитор - помочь компании привстать и в короткое время получить свои проценты по кредитам.

В истории с UTair на кону стоит не только перевозка пассажиров, но и вертолетные работы для газовиков и нефтяников – «Сургутнефтегаза» в первую очередь. Ведь UTair располагает крупнейшим в мире вертолетным парком, исторически работавшим на нефтегазовых месторождениях и северных стройках. Поэтому потеря такого перевозчика весьма чревата серьезными неприятностями и в нефтяной отрасли.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.02.2015 16:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх