Стоянки междугородних автобусов вывели из центра Москвы. Официально им закрыт путь на излюбленные места – площадь трёх вокзалов и другие площадки перед крупными транспортными узлами. Однако журналисты и местные жители тут же обнаружили изгнанников на прилегающих улицах, а на самих площадях – зазывал и торговцев билетами. В мэрии обещают разобраться с этой проблемой до начала сентября, предприниматели сопротивляются.
Проблема не только в желании властей улучшить транспортную обстановку в центре города, избавить жителей от неприятного соседства и вывести из тени доходы от междугородних перевозок. На официальном, а не стихийном автовокзале всё-таки проще проконтролировать техническое состояние транспорта и подготовку его водителей. На фоне целого ряда крупных автокатастроф с участием пассажирских автобусов, произошедших в последние месяцы по всей России, это становится особенно актуальным.
Почему именно на Комсомольской площади – той самой площади трёх вокзалов – появился стихийный автовокзал, понятно уже из неофициального названия этого места. На Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы прибывают люди со всех уголков России и ближнего зарубежья. То есть, по сути, это ещё и крупнейший в Москве пересадочный пункт. И, если так можно выразиться, логика логистики говорит: здесь же удобнее всего предложить разношёрстной публике услугу добраться до места назначения на автобусе. При этом чёткого расписания у этих автобусов фактически не было – езжай в любое время суток, а цены на билеты зачастую оказывались значительно ниже, чем у всех мыслимых конкурентов.
Предприниматели, которых начали этим летом выводить с площади на официальные автовокзалы, расположенные на окраинах Москвы, такое к себе внимание именно этим и объясняли: мол, именно конкуренты спровоцировали гонения. Но о каких именно соперниках шла речь, осталось неясным, ведь за сутки лишь на одной точке успевало встать под посадку до 500 автобусов. Да и рейды представители мэрии и ГУВД начали, по их словам, по другим причинам.
Одна из них – транспортная обстановка в центре города. Здесь и так не пропихнуться, а сотни отправляющихся с площади автобусов лишь усугубляют проблему. Ещё одна причина – долгосрочные планы по развитию районов, генплан города. Существует концепция, по которой к 2015 году на той же Комсомольской площади появятся торговые и бизнес-центры, рестораны и даже концертные залы. Соответственно территорию нужно в самое ближайшее время начать очищать от уличной нелегальной торговли и «бомбил». Наконец, уверяют представители властей, многие из перевозчиков были попросту нелегалами: ездили по неутверждённым маршрутам, продавали билеты без кассовых аппаратов и так далее. Незадолго до объявления о начале зачистки площади была проведена выборочная проверка. Первые же минуты работы инспекторов привели к фантастическим результатам: семь фактов нелицензированной перевозки пассажиров и три случая эксплуатации нелегальных маршрутов.
Надо сказать, что о закрытии стоянки автобусов на Комсомольской власти объявили в начале лета. А 3 августа своё обещание исполнили. Однако если саму площадь очистить удалось, то на прилегающих улицах автобусы так и остались. А зазывают на них и продают билеты по-прежнему на площади. В мэрии признали, что это наблюдение журналистов было вовсе не массовой галлюцинацией.
Государству следует сохранять контроль над системой образования, поскольку это вопрос фундаментальной важности, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Действительно, такая проблема есть, – сказал на пресс-конференции префект Центрального административного округа Москвы Алексей Александров. – Автобусы, которые сегодня паркуются в небольших «карманах», переулках и улицах, не создают комфортного проживания для москвичей».
Впрочем, добавил он, 80% автобусов всё же удалось вывести на легальные автовокзалы: сейчас их ровно пять, и расположены они в пределах МКАД на въездах в Москву. А глава Департамента транспорта и связи города Москвы Василий Кичеджи уверен, что вскоре операцию удастся завершить полностью. «Поручение мэра по наведению порядка в транспортной ситуации ко Дню города будет исполнено», – заявил он. День города в этом году приходится на 5 сентября.
Однако, даже если властям удастся выполнить своё обещание изгнать автобусы с привокзальной площади, вряд ли это решит проблему полностью. Дело здесь в простой схеме: если есть спрос, найдётся и предложение. Если не найдётся легального предложения, отыщется нелегальное. А легального-то как раз недостаточно. В нашей стране и у ближайших соседей, достаточно небогатых людей, которым железнодорожный транспорт не по карману. А потому прогонят автобусы из одного места – они найдут другое.
Решить эту проблему можно только одним способом – создав мощную инфраструктуру легальных автобусных перевозок. Для начала модернизировать существующие автовокзалы и построить новые. Столичные власти обещают так и сделать. Несколько лет назад была разработана даже схема размещения пяти новых автовокзалов: у станции Косино Горьковского направления МЖД у платформы НАТИ Октябрьской железной дороги на севере Москвы, в посёлке Внуково Западного округа, у станции метро «Черкизовская» в Восточном округе и на юге столицы. Столичный бюджет в предыдущие «сытые годы» вроде бы позволял реализовать этот проект, однако не удалось. Удастся ли в кризис – пока вопрос.
Между тем организация легальных перевозок помогла бы решению ещё одной болезни России – высокого уровня смертности и травматизма на дорогах. Водители полулегальных маршрутов, как правило, не обеспечены полноценным отдыхом, а их автобусы – полноценным техническим обслуживанием.
«Водители в зимнее время спят в своих машинах, не отдыхают, а потом происходит то, о чём мы много слышим в последнее время, – многочисленные автокатастрофы с участием пассажирских автобусов», – рассказывает префект ЦАО Алексей Александров.
Сейчас не зима, но катастроф всё равно хватает. Этим летом произошёл целый ряд трагических ДТП с участием пассажирских автобусов. Самым громким был случай в Ростовской области: 24 июля на федеральной трассе «Дон» столкнулся с масловозом автобус, совершавший рейс Курганинск – Таганрог. В результате погиб 21 человек, в том числе двое детей. Ещё восемь человек было госпитализировано с ранениями. На той же трассе, имеющей среди автомобилистов дурную славу, вскоре произошло ещё одно ДТП: 7 августа в Краснодарском крае столкнулся с грузовиком двухэтажный автобус «Сетра», следовавший из Пятигорска в Анапу. Один человек погиб, 30 получили ранения.
Этим печальный список нынешнего лета не исчерпывается. 20 июля пассажирский автобус перевернулся под Новосибирском, в результате чего погибли девять пассажиров, среди жертв – ребёнок. 25 июля в Москве грузовик протаранил стоявший на остановке автобус – ранены 13 человек. 29 июля в Калмыкии перевернулся двухэтажный автобус, погиб один чловек, пятеро попали в больницу. 3 августа на Рублёво-Успенском шоссе в Москве автобус попал в кювет – 13 пострадавших. 14 августа в Кемеровской области в результате ДТП с участием автобуса пострадали 10 человек. В тот же день на Ликинском шоссе в Московской области столкнулись автобус и легковой автомобиль: два человека погибли, трое госпитализированы.
Конечно, не все эти случаи связаны с недосыпом водителей автобусов или ветхостью транспортных средств. Однако в некоторых из них причина так и звучит: заснул за рулём. «Человеческий фактор» отметил и президент Дмитрий Медведев, который 6 августа провёл совещание по вопросам безопасности дорожного движения.
«85% причин ДТП – это человеческий фактор», – заявил он. Этот самый фактор так проявляет себя неспроста – большинство россиян знают, как готовят водителей в автошколах и сколько нужно заплатить, чтобы получить права практически без всякой подготовки.
«Кругом взятки, экзамены на право вождения сдаются абсолютно формально», – заявил Медведев. Более трети ДТП совершается по вине водителей-новичков. Если такой недоучка сидит за рулём пассажирского автобуса, потенциальное число жертв многократно возрастает.
Среди других причин огромного количества ДТП в России, озвученных президентом, отсутствие нормальной организации дорожного движения на межмуниципальных и муниципальных дорогах, плохое состояние магистралей, несовершенство нормативной базы, которая регламентирует организацию перевозок и безопасность дорожного движения. В документах, подготовленных к совещанию Минтрансом, приводятся данные, согласно которым 40% автобусов пора отправить в утиль из-за их полного несоответствия критериям безопасности дорожного движения.
В общем, понятно, что автоперевозки пытаются ввести в цивилизованное русло. Вопрос только в том, когда появятся результаты этой деятельности.