Версия // Общество // Строительство разделительных отбойников на федеральных трассах сократит число жертв автокатастроф в два раза

Строительство разделительных отбойников на федеральных трассах сократит число жертв автокатастроф в два раза

4589

Иду на таран!

Недавняя страшная авария под Ростовом унесла жизни 21 человека. Их мог спасти простой металлический отбойник Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

29 июля министр внутренних дел Рашид Нургалиев выступил с телеобращением к участникам дорожного движения. Министр привёл страшные цифры статистики: за последние 10 лет на дорогах страны погибли 300 тыс. человек, 2 млн. получили увечья. Главной причиной всех бед Рашид Нургалиев назвал безответственность водителей и призвал их быть на дорогах осторожными, внимательными и бдительными. Для тех же, кто не внял призывам министра, вскоре могут настать тяжёлые времена. На прошлой неделе первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Александр Москалец предложил пожизненно лишать прав и конфисковывать транспортные средства у тех, кто неоднократно превышал скорость, ездил на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или садился за руль в нетрезвом виде. Драконовские инициативы будут рассмотрены в марте 2010 года, и не исключено, что они в итоге будут приняты.

29 июля министр внутренних дел Рашид Нургалиев выступил с телеобращением к участникам дорожного движения. Министр привёл страшные цифры статистики: за последние 10 лет на дорогах страны погибли 300 тыс. человек, 2 млн. получили увечья. Главной причиной всех бед Рашид Нургалиев назвал безответственность водителей и призвал их быть на дорогах осторожными, внимательными и бдительными. Для тех же, кто не внял призывам министра, вскоре могут настать тяжёлые времена. На прошлой неделе первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Александр Москалец предложил пожизненно лишать прав и конфисковывать транспортные средства у тех, кто неоднократно превышал скорость, ездил на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или садился за руль в нетрезвом виде. Драконовские инициативы будут рассмотрены в марте 2010 года, и не исключено, что они в итоге будут приняты. Правозащитники назвали эти предложения очередными репрессиями против водителей, которые лишь подстегнут коррупцию в ГИБДД. Обыватели в свою очередь заговорили о том, что для начала было бы разумно привести в порядок сами дороги, и уж потом «закручивать гайки». Итак, во сколько же человеческих жизней стране ежегодно обходится неразвитость российской дорожной сети? И можно ли её в ближайшее время сделать более безопасной для водителей и пешеходов? Корреспондент «Нашей Версии» попробовал найти ответы на эти и другие вопросы.

По данным МВД, в 2008 году из-за неудовлетворительного состояния дорог и улиц в России произошло 17,1% всех дорожно-транспортных происшествий. Жертвами колдобин, гололёда и сломанных светофоров стали 5799 человек, ранены 48 440 человек. Цифры выглядят внушительно, но есть мнение, что они лишь частично отражают реальную взаимосвязь между состоянием дорожной сети и количеством погибших в автокатастрофах.

Под эту статистику не подпадают серьёзные ДТП, связанные с отсутствием на большинстве российских автотрасс элементарных средств пассивной безопасности, способствующих снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Это в первую очередь отбойники, или, говоря на языке профессионалов, «разделительные ограждения барьерного типа». Как отмечают специалисты, эти нехитрые сооружения могли бы спасти тысячи и тысячи жизней. В этом мы прекрасно убедились, изучив обстановку на одной из самых оживлённых подмосковных автотрасс.

Трасса Москва – Санкт-Петербург (М10) считается одной из самых сложных в Московской области. Ленинградка предельно загружена автотранспортом и до границы с Тверской областью прошивает насквозь почти два десятка населённых пунктов. Некоторые участки дороги пользуются зловещей репутацией у местных жителей и водителей-дальнобойщиков. Например, 5-километровый кусок трассы на границе Солнечногорского и Клинского районов из-за частых ДТП народная молва прозвала «долиной смерти». Всего с начала 2009 года на дороге произошло 239 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 46 и были ранены 313 человек. Хотя ещё несколько лет назад эти показатели были куда печальнее.

По теме

«В 2001 году на головном участке трассы было установлено разделительное ограждение, и число ДТП с тяжкими последствиями сразу сократилось – рассказывает «Нашей Версии» заместитель командира 1-го спецбатальона 1-го спецполка ДПС (Северный) ГУВД Московской области капитан милиции Александр Чеглаков. – Так, если в 2001 году на нашем участке в ДТП погибли 120 человек, то в 2002-м – уже 99 человек. Но, к сожалению, с 69-го по 108-й километр отбойника до сих пор нет. Там сегодня происходят самые тяжёлые аварии на нашем участке. Это в основном ДТП, связанные с выездом на встречную полосу движения».

Одна из таких аварий в июне 2007 года прогремела на всю страну. Водители автомобилей «БМВ» и «Мерседес» устроили на Ленинградке гонки в плотном потоке автомобилей, а один из участников заезда снимал происходящее на видео, которое позже показали центральные телеканалы. В итоге «БМВ» занесло, и машина на огромной скорости протаранила идущий по встречке бензовоз. Трое находившихся в «БМВ» молодых людей погибли на месте, а грузовик с топливом загорелся.

«Иногда причиной таких серьёзных ДТП становятся совершенно простые дорожные ситуации, – говорит Александр Чеглаков. – Были случаи, когда машины выезжали на встречную полосу из-за лёгкого удара по касательной или толчка в бампер. На дороге с отбойником всё бы ограничилось максимум кузовным ремонтом, а в итоге нам приходится доставать погибших людей из искорёженных автомобилей».

Сколько человеческих жизней могли бы спасти разделительные барьеры, будь они повсеместно установлены хотя бы на основных федеральных трассах России, не считал никто. Мы попробовали вывести хоть примерный коэффициент, снижающий смертельный риск для водителей и пассажиров автомобилей на дорогах, оборудованных отбойниками. Капитан Александр Чеглаков предложил нам сравнить статистику по смертности в ДТП в двух районах Подмосковья, через которые проходит трасса Москва – Санкт-Петербург: Солнечногорском и Клинском. Выборка была неслучайной – оба участка практически идентичны и по протяжённости, и по качеству дорожного покрытия, и по количеству полос. Только в Солнечногорском районе на Ленинградке отбойники почти везде есть, а вот в Клинском их нет.

Результаты нас поразили. На участке без отбойников с начала 2009 года погибли 22 человека, а там, где они установлены, – всего 11. Ровно в два раза меньше! Кстати, результаты исследований в США и ряде других стран показали примерно такие же результаты: .

– В Клинском районе есть перегоны, где буквально каждый километр представляет собой потенциальную угрозу возникновения нештатных ситуаций, – говорит Александр Чеглаков. – Если бы там установили разделительные ограждения, мы как минимум вполовину снизили бы количество ДТП с тяжкими последствиями.

– А куда же смотрят дорожники? Неужели им нет никакого дела до безопасности движения? – спрашиваем нашего собеседника.

– Мы постоянно обращаемся в дорожные службы, просим установить отбойник хотя бы на наиболее опасных участках, – говорит Александр Чеглаков, – но получаем ответы, что где-то это не позволяет сделать ширина дорожного полотна, где-то только планируется реконструкция. Но я думаю, что главная проблема здесь всё-таки в деньгах. Отбойник ведь стоит недёшево.

В такой ситуации сотрудникам ГАИ приходится снижать аварийность всеми доступными средствами. Например, на самых опасных участках трассы сегодня постоянно дежурят дополнительные наряды – передвижные посты ДПС, которые контролируют скоростной режим, да и просто своим присутствием остужают пыл некоторых лихачей. Результаты этой работы и целого комплекса других мероприятий не замедлили сказаться – за первые шесть месяцев 2009 года количество ДТП на территории 1-го спецбатальона ДПС снизилось почти на 12%, а количество погибших сократилось более чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Законодателями мод и лидерами в области средств пассивной безопасности дорог в мире безоговорочно считаются США. В Америке нет ни одной крупной автотрассы, которая не была бы оборудована разделительными ограждениями. Причём видов таких конструкций встречается масса. Это могут быть металлические ограждения, барьеры из бетона, широкие разделительные полосы, приподнятые над уровнем дороги, изгороди из густого кустарника.

По теме

Многие американские разработки прижились и в России. Так, например, запатентованный в США бетонный отбойник типа «Нью-Джерси» сегодня разделяет потоки на Московской кольцевой автодороге. Одним из самых эффективных американских ноу-хау в области пассивной дорожной безопасности стали так называемые останавливающие заграждения. Их устанавливают перед опорами мостов, парапетами мостов и прочими препятствиями на дорогах. Фактически это обычные бочки, заполненные песком или незамерзающей жидкостью. Но, несмотря на их простоту, они уже спасли немало человеческих жизней. Так, в США в 2007 году из 242 случаев наезда на такие ограждения только четыре человека получили ранения и лишь девять автомобилей не смогли продолжить движение.

В Европе ситуация с безопасностью дорог, по мнению экспертов, выглядит несколько хуже. Недавно в Германии, славящейся своими знаменитыми автобанами, разгорелся целый скандал, касающийся пассивной безопасности автотрасс. В ходе специального мониторинга дорог выяснилось, что лишь 40% автобанов федерального значения и 60% дорог местного значения оборудованы разделительными и боковыми барьерами. Только 70% из протестированных немецких дорог были отнесены к высшему разряду «четыре звезды». В германском обществе результаты этого мониторинга вызвали шок. Но гражданам России даже о таких дорогах остаётся только мечтать.

В то, что крупные российские дороги в ближайшее время станут безопаснее, люди, знакомые с ситуацией в дорожной отрасли, не верят. На это банально нет денег.

Сколько же стоят разделительные ограждения? Мы ознакомились с предложениями нескольких фирм, которые изготавливают металлические отбойники, и прайсы нас буквально-таки поразили. Так, километр самого дешёвого разделительного ограждения барьерного типа класса 11 ДД стоит сегодня не менее 1,2 млн. рублей. За самый же продвинутый отбойник с максимальным уровнем удерживающей способности просят от 3 млн. рублей. Это без установки и аксессуаров вроде светоотражающих элементов.

На данный момент протяжённость только дорог федерального значения в России составляет порядка 50 тыс. километров. Если каждый километр нового отбойника с установкой будет в среднем обходиться в 3 млн. рублей, то получается гигантская сумма – 150 миллиардов. Это почти половина всех расходов бюджета на дорожное строительство в 2009 году.

Но даже если такие деньги будут изысканы, сразу оборудовать автотрассы отбойниками просто невозможно физически. Для начала федеральные дороги придётся расширить хотя бы до четырёх полос, а по последним данным, более 90% общей протяжённости трасс федерального значения – обычные двухполоски. Это уже цифры совершенно другого порядка. Впрочем, несмотря на такие серьёзные расценки и финансовый кризис, работы по установке отбойников в стране всё-таки идут.

– Кризис на рынке дорожных ограждений не сказался, и его объёмы только растут, – рассказывает «Нашей Версии» представитель научно-производственного объединения «Трансбарьер» Дмитрий Газин. – Причём если раньше основные работы проводились в Москве и области, то сейчас ограждениями активно оснащаются трассы в регионах. Среди лидеров – Владимирская, Воронежская области, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ. Также сегодня ведётся работа по усовершенствованию ГОСТов для дорожных ограждений. Они становятся более надёжными и безопасными.

Но несмотря на столь воодушевляющую картину, эксперты считают, что установка разделительных барьеров на российских дорогах носит по большей части спорадический характер. Какого-то качественного прорыва по обеспечению пассивной безопасности автотрасс в обозримом будущем не предвидится.

– Как минимум в ближайшие 10 лет наши дороги не станут безопасными, – говорит «Нашей Версии» вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – На это, особенно в условиях финансового кризиса, нет денег. И мы видим, что сегодня чиновники пытаются пойти по дешёвому пути: вместо того, чтобы заниматься дорогами, во всём хотят сделать виноватым водителя».

Кстати, установке разделительных барьеров на некоторых участках российских дорог мешает отнюдь не безденежье. Разделительные барьеры фактически уравнивают в правах простых водителей и сильных мира сего. Ведь с ними по встречке и под аккомпанемент «крякалок» особо не погоняешь.

Яркий пример тому «правительственный» Кутузовский проспект столицы, где регулярно происходят серьёзные ДТП с множеством человеческих жертв. Одно из самых крупных произошло в 2002 году: выехавший на «встречку» внедорожник протаранил в лоб автомобиль «Жигули» 9-й модели. Пятеро ехавших в «девятке» молодых людей погибли на месте. В 2007 году в лобовом таране с участием пяти машин на Кутузовском погибли три человека. И такое на правительственной трассе происходит довольно часто. Но отбойника на Кутузовском проспекте до сих пор нет. Зато власть предержащие сегодня очень озабочены вопросами повышения наказания для простых водителей.

– Совершенно очевидно, что то, что предлагает господин Москалец, только приведёт к увеличению поборов на дорогах, – считает Леонид Ольшанский. – Что такое пожизненное лишение прав? Это взятка как минимум в 10 тыс. долларов. Что такое конфискация автомобиля? Ясно, что взятка будет составлять половину стоимости машины.

Что же касается пассивной безопасности дорог, то этот термин почему-то совершенно не встречается в громкой чиновничьей риторике последних дней вокруг безопасности дорожного движения. То ли чиновники его не знают, то ли знают, но боятся признаться в собственном бессилии что-то реально поменять в лучшую сторону на наших самых опасных в Европе дорогах…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.08.2009 11:37
Комментарии 0
Наверх