Версия // Общество // Ночью, утром и по выходным в России будет действовать «сухой закон»

Ночью, утром и по выходным в России будет действовать «сухой закон»

2053

Как пить не дать

Под самогонку хорошо обсуждаются последние веяния антиалкогольной кампании Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В войне с зелёным змием открылся второй фронт. Вслед за Государственной думой, куда недавно поступил очередной «антипивной» законопроект, к кампании за всеобщую трезвость подключилась Общественная палата РФ, представившая концепцию госрегулирования российского алкогольного рынка. Для борьбы с тотальным пьянством и засильем контрафакта предлагается принять целый ряд жёстких мер – повысить цены на винно-водочную продукцию, запретить продажу спиртного утром, ночью и в выходные, резко сократить число торговых точек с горячительным и, наконец, возродить госмонополию на реализацию алкоголя. Не обошли вниманием алкогольную проблему и на самом верху. Премьер-министр Владимир Путин в беседе с главой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Маргарет Чен сказал, что россиянам надо бы «пить поменьше». А президент Дмитрий Медведев распорядился разработать государственную программу по борьбе с алкоголизмом.

Авторы нового доклада Общественной палаты (ОП) под названием «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия», насчитавшие в стране 5 млн. алкоголиков (по официальным данным, «проспиртованных» граждан у нас вдвое меньше – 2,5 млн.), видят в горячительных напитках главную причину катастрофической убыли населения. Из-за чрезмерного поглощения зелья каждый год преждевременно уходят в мир иной около 500 тыс. россиян, а по продолжительности жизни Россия отстаёт даже от неблагополучных стран вроде Йемена, Бангладеш и Таджикистана.

«Каждая четвёртая смерть в стране прямо или косвенно связана с алкоголем, – говорится в документе. – Это около 30% смертности среди мужчин и более 15% среди женщин». Причём свободные представители сильного пола умирают в три раза чаще, чем их сверстники, находящиеся за решёткой. Исключительно из-за любви к выпивке, считают в ОП.

Другая важная проблема – поведенческие расстройства. Так, по данным МВД, 37% всех преступлений в России совершаются в состоянии алкогольного опьянения. В частности, на совести нетрезвых граждан четыре из пяти убийств. Кроме того, более трети серьёзных дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают или получают увечья люди, происходят из-за пьянства за рулём.

«Особое беспокойство вызывает алкоголизация детей и подростков», – заявила на презентации доклада глава Комиссии ОП по социальной и демографической политике Александра Очирова. Оказывается, более 80% российских тинейджеров уже успели приобщиться к пагубной привычке. «Треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно, притом что средний возраст, в котором подростки впервые пробуют спиртное, за последнее время снизился с 17 до 14 лет», – добавила г-жа Очирова.

По словам одного из авторов доклада, сопредседателя Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарьи Халтуриной, «к алкоголизму в России все привыкли так же, как в советские времена привыкли к отключению горячей воды на всё лето». Это давно никого не пугает и не удивляет, несмотря на то что мы уверенно держимся в пятёрке самых пьющих наций.

«Конечно, по абсолютному потреблению алкоголя на душу населения мы не являемся мировым лидером, – заметил зампред вышеупомянутой комиссии Евгений Юрьев. – Россия – мировой лидер по потреблению крепких алкогольных напитков, особо опасных в плане социальных последствий». По оценке Всемирной организации здравоохранения, потребление горячительного (в пересчёте на этиловый спирт) в нашей стране составляет 14–15 литров на каждого взрослого человека. Это, подчёркивается в докладе, почти в два раза превышает уровень, признанный экспертами ВОЗ относительно безопасным (8 литров этанола). К тому же эти данные были собраны в период относительного экономического и социального благополучия. В Общественной палате опасаются, что в кризисные времена количество поглощаемых «веселительных» напитков будет увеличиваться.

Чтобы выглядеть более убедительными в глазах чиновников, «общественники» перевели отечественных выпивох в деньги. Подсчитали всё – от ущерба от пожаров и ДТП, происходящих по вине нетрезвых товарищей, до затрат на лечение последствий обильных возлияний и убытков из-за снижения производительности труда. Получилось ни много ни мало 1,7 трлн. рублей – таковы ежегодные экономические потери государства от зелёного змия (для сравнения: объём оборонного госзаказа в 2009 году составит 1,2 трлн. рублей).

Выяснив масштабы национального бедствия, в ОП разработали три сценария развития Отечества – алкогольный, инерционный и антиалкогольный. Первый, разумеется, самый ужасный: берёт верх алкогольное лобби с его проектами «народной водки», снижаются акцизы на пьянящую продукцию. Как результат население страны к 2050 году сокращается до 80 млн. человек. В инерционном сценарии алкополитика не меняется, и к указанному сроку в России остаётся 93 млн. жителей. И самый оптимистичный – антиалкогольный сценарий сохраняет жизни 17 млн. россиян по сравнению с инерционным сценарием и 30 млн. по сравнению с алкогольным. А чтобы это стало возможным, нужно прислушаться к членам палаты и принять предлагаемые меры. Правда, эксперты полагают, что начинания «общественников», которые «не блещут ни новизной, ни оригинальностью, ни профессионализмом», приведут к обратным результатам.

В числе главных причин массового пристрастия к спиртному в России создатели очередной ограничительно-запретительной концепции называют его доступность. К примеру, в 1990 году на среднюю зарплату можно было купить 10 литров водки. А теперь – раз в 10 больше. ОП, конечно, не предлагает бороться с высокими зарплатами – надо просто «подогреть» цену алкоголя за счёт повышения акцизов. «Акцизы должны расти темпами, опережающими инфляцию, – уверена Дарья Халтурина. – И президент эту меру поддерживает». Особенно прибавят в цене крепкие напитки: по замыслу «общественников» водка должна стоить в 10 раз дороже своих слабоалкогольных соседей по магазинной полке (за тот же объём), причём последние тоже не должны быть слишком дешёвыми. Авторы инициативы не сомневаются: при таком раскладе вместо 40-градусного напитка народ непременно будет выбирать слабенькие коктейли, вино и пиво.

А вот по мнению аналитиков алкогольного рынка, удар по пьянству рублём будет иметь другой результат – пьющий люд в массовом порядке перейдёт на «палёную» водку и суррогаты. «У нас и так легальная продукция очень дорогая. Уже сейчас она недоступна 30% населения страны, – рассказал «Нашей Версии» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. – Поэтому-то малоимущие и пьют дешёвую контрафактную водку и спиртосодержащие жидкости. А если цены ещё поднимутся, то в таком положении окажутся половина наших граждан».

И это при том, что А по итогам нынешнего года эти показатели составят 1,05 млрд. литров и 0,85–0,9 млрд. литров соответственно. Путём нехитрых вычислений легко убедиться в том, что два года назад доля контрафакта составляла около 30%, в прошлом году она достигла почти 40%, а к концу этого года превысит 45% (в то время как в официальной статистике этот показатель колеблется в районе 30%).

«Существует определённый порог цены, – продолжает наш собеседник. – Даже добропорядочные прибалты в первом квартале 2009 года нарастили нелегальный рынок водки более чем на 30%. Хотя можно сказать, что это мы их испортили за 50 лет совместной жизни».

Настаивая на значительном увеличении акцизов, специалисты ОП ссылаются на опыт Скандинавии, где подобная политика позволила заметно сбить градус алкогольного потребления и немало поспособствовала снижению уровня смертности. Однако на российских просторах, уверен наш эксперт, попытка сократить потребление этанола за счёт взвинчивания цен обречена на провал. «Нельзя забывать о том, что Россия – это единственная страна в мире, где пьют суррогаты алкоголя, – говорит Вадим Иосифович. – Нигде больше до такого не додумались. Например, в Бразилии, где население ещё беднее, чем у нас, половина автомобилей ездят на спиртосодержащем топливе. Наши умельцы давно разделили бы его на фракции, выделили бы спирт и пили его. А там это никому и в голову не приходит».

Как уверяют «общественники», подросшие акцизы не только умерят алкогольные аппетиты наших граждан, но и увеличат доходы бюджета, что особенно актуально в условиях экономического кризиса. По их подсчётам, эта мера принесёт в казну не меньше 10 млрд. долларов. Однако, по словам г-на Дробиза, с повышением «алконалогов» их собираемость будет только снижаться (за счёт снижения легального производства). «Уже в 2009 году этот показатель должен сократиться на 10–12%. Это самый благоприятный вариант, – утверждает он. – В начале года ставка акциза выросла на 10%, но по его итогам легальное производство водки упадёт на 17–20%. Если в 2010 году ставка вырастет ещё на 10%, как предусмотрено существующей программой, то спад по сбору акцизов составит не менее 5%. А если ставку по предложению Общественной палаты поднимут существенно (а в России «существенно» – это минимум на 25%), то он может составить не менее 12%».

Если же власти прислушаются к мнению о том, что водка должна стоить на порядок дороже пива, то «дела будут обстоять ещё хуже». «Допустим, минимальную цену пива установят на уровне 30 рублей за 0,5 литра. Отсюда водка – 300 рублей за бутылку, – рассуждает наш собеседник. – Конечно, в России найдётся около 5 млн. человек из 80 млн. потребителей водки, которые к этому отнесутся спокойно. Но что будет в этом случае с рынком – лучше вообще не думать».

Впрочем, в популярности горячительных напитков среди российского населения, подчёркивают в ОП, виноваты не только «демократичные» цены. «Алкоголь продаётся круглосуточно и находится в шаговой доступности», – посетовали члены палаты и предложили ввести полный запрет на продажу выпивки (включая пиво) в ночные и утренние часы (до 11.00), а также в выходные дни (получается, беспрепятственно приложиться к бутылке можно будет исключительно в рабочее время). «Догнаться, похмелиться – такой возможности надо лишать!» – настаивает Евгений Юрьев. «Если наш человек захочет выпить, никакие запреты не помешают ему это сделать, – резонно возражает Вадим Дробиз. – Не работает ночью магазин – значит, он приобретёт выпивку заранее. А менее предусмотрительный товарищ купит из-под полы или навестит знакомого самогонщика».

Между тем участники рынка ставят 90 против 10, что возврата, даже частичного, к «сухому закону» не будет. Однако 10-процентный шанс переменам всё-таки оставляют: эксперименты с «пьянящей» индустрией государство проделывает каждые три года, а со времени последнего из них – введения печально знаменитой ЕГАИС – минул как раз этот срок.

Другая идея ОП – сократить число самих торговых точек, которые имеют право продавать алкоголь. К примеру, в Подмосковье один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 400 жителей, тогда как в Швеции и Норвегии – на 4,5 тыс., в Финляндии − на 6,3, а в Исландии – на 15,9 тысячи. Согласно планам палаты в России должно остаться не более одной такой точки на 5 тыс. человек (для этого предполагается, в частности, увеличить стоимость лицензии на торговлю алкоголем). А киоски так и вообще лишатся права реализовывать спиртное, даже пиво. Эксперты, правда, сомневаются в эффективности и этой меры. «Как можно сравнивать Россию с той же Швецией? Там и расстояния совсем другие, и обеспеченность населения личным автотранспортом, – констатирует г-н Дробиз. – Конечно, можно сократить количество магазинов, как это, кстати, уже пытались сделать в 2006 году, но потребление алкоголя от этого точно не уменьшится».

Однако главным оружием в борьбе с «социально опасной эпидемией пьянства», по убеждению «общественников», должно стать восстановление государственной монополии на розничную торговлю алкогольной продукцией. Проще говоря, покупать спиртное можно будет только в немногочисленных государственных магазинах (ну, ещё в барах). Как утверждают авторы инициативы, введение госмонополии (её реанимацию предполагается проводить поэтапно, начиная с сельской местности) позволит «минимизировать коммерческий интерес, который в данной сфере противоречит интересам общества».

Кстати, идея государственного контроля над розницей активно обсуждалась ещё в 2006 году. С ней тогда выступил спикер Госдумы Борис Грызлов. Депутаты рассматривали возможность передачи государству исключительного права на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом народные избранники апеллировали к положительному опыту стран, где существует подобная практика, – Белоруссии, Болгарии, Норвегии, Канады, Швеции, Финляндии.

По понятным причинам эта инициатива вызвала резкое неприятие у тружеников алкогольной индустрии. Производители пообещали тогда, что единственным итогом кампании станут «советские» очереди за спиртным, и обвинили законотворцев в нецелесообразном давлении на рынок. В конце концов тогдашний президент Владимир Путин наложил на этот закон вето с формулировкой, что прописанные в нём нормы «не отвечают рыночным принципам регулирования экономики».

По словам главы ЦИФРРА, нынешнее предложение Общественной палаты «также не выдерживает никакой критики»: у государства нет ни финансовых, ни технических, ни административных возможностей для создания собственной розничной сети по продаже спиртного. «Кто этим заниматься-то будет? Кто на это у нас способен? Какой госорган? Откуда деньги на это? Это экономически неосуществимо, – поделился с нами Вадим Дробиз. – Сегодня государство, не ударяя палец о палец, получает акцизов на 75 млрд. рублей в год. А если розничная торговля станет государственной, то при наших организаторских способностях расходы на содержание этой системы перекроют все акцизы – государство ещё в минус уйдёт. Сначала надо максимально легализовать алкогольный рынок России, а потом что-то делать в других направлениях. Пока в основе жизни российской экономики (и алкогольной в том числе) лежит коррупционная составляющая, все предлагаемые меры будут на уровне популизма».

Возрождение госмонополии – далеко не последний рецепт искоренения алкоголизма и вытеснения с рынка контрафакта. Среди предложений Общественной палаты – введение уголовной ответственности за нелегальное производство зелья, возврат административного наказания за самогоноварение и наделение Роспотребнадзора правом на запрет различных видов спиртосодержащей продукции, ужесточение санкций за продажу алкоголя несовершеннолетним вплоть до отбора лицензии. Кроме того, по мысли «общественников» вся парфюмерия и дезинфицирующие средства со спиртом должны продаваться только в герметичной упаковке с распылителем. Пьяницам, полагают в ОП, будет трудно впрыскивать горячительное себе в рот. Мало того, крепость «спиртовых настоек» предлагается урезать до 10–15 градусов, а объём тары ограничить 25 миллилитрами (придётся, видимо, любителям настойки боярышника скупать заветные флакончики оптом).

В заключение заметим, что тема госрегулирования на алкогольном рынке поднята не случайно. Этот вопрос может быть вынесен на одно из ближайших заседаний президиума правительства. Ожидается, что министры рассмотрят вопросы ужесточения ответственности за нелегальный оборот спиртного, а также ставки акцизов и ликвидацию льгот при их уплате. При этом Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) выступает за снижение акцизов, тогда как Минфин, настаивающий на повышении сборов в казну в период кризиса, ратует за их увеличение.

Борьба с пьянством в России обречена на неэффективность хотя бы потому, что магазины не являются единственными распространителями алкоголя и граждане хорошо осведомлены, где взять заветную поллитровку, минуя прилавок
Фото: ИТАР-ТАСС
Борьба с пьянством в России обречена на неэффективность хотя бы потому, что магазины не являются единственными распространителями алкоголя и граждане хорошо осведомлены, где взять заветную поллитровку, минуя прилавок Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.07.2009 12:02
Комментарии 0
Наверх