// // Советские вклады можно получить только по правильной прописке и без учёта инфляции

Советские вклады можно получить только по правильной прописке и без учёта инфляции

456

Спербанк

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Чем ближе окончание выплаты Сбербанком компенсаций по вкладам советского периода, тем больше становится препон на пути бывших вкладчиков и их наследников. Так, в начале ноября прошлого года Мосгорсуд признал законной схему выплаты по утерянным вследствие распада Советского Союза вкладам в Сбербанке без учёта инфляции за прошедший период. И хотя право в России не является прецедентным, нет сомнений в том, что этим решением будут руководствоваться и другие суды.

Однако и столь неполную компенсацию смогут получить далеко не все бывшие вкладчики. Дело в том, что законом установлено право на получение компенсации только для граждан РФ. Мало того что само это положение несправедливо в отношении тех вкладчиков из СНГ, кто хранил деньги в российском Сбербанке. В прошлом году с новой силой развернулась кампания по проверке законности получения гражданства. Ситуация такова, что оказаться без российского гражданства может практически каждый. Но «зона риска» – прежде всего военные и дети военных, дипломатов, участники «строек века» вне территории нынешней России, то есть как раз те люди и их наследники, которые к началу реформ имели в Сбербанке немалые накопления.

История советских вкладов ещё долго будет вспоминаться гражданами не только России, но и других республик бывшего СССР. И везде эти воспоминания полны обид, которые дают вполне материальный результат: недоверие к финансовым институтам своей страны, тормозящее развитие банковской инфраструктуры и стимулирующее бегство капиталов.

Проснувшись 2 января 1992 года, российские граждане обнаружили, что их накопления в сумме 400 млрд. советских рублей, которые по тогдашнему официальному курсу равнялись 600 млрд. долларов и составляли 85% годового бюджета Советского Союза,

обесценились. Началась «шоковая терапия». И если с её результатом в виде гиперинфляции (в 1992 году официальная инфляция составила 2600%, в 1993-м – 940%, в 1994-м – 315%) граждане смирились благодаря появлению к 1995 году невиданного в СССР изобилия на прилавках, то сгоревшие вклады простить не смогли.

Тем более что власть поначалу обещала вклады вернуть. В 1993–1996 годах было принято несколько решений высшими органами российской власти: постановление Съезда народных депутатов России, два указа президента, постановление Конституционного суда, наконец, Федеральный закон № 73 «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» от 10 мая 1995 года, где написано, что вклады граждан в Сбербанке, помещённые до 20 июня 1991 года (дня превращении государственного Сбербанка в частное акционерное общество, по долгам которого государство не несёт ответственности), «являются государственным внутренним долгом РФ, который гарантирован государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении правительства РФ». В этом же законе даётся оценка пропавших вкладов: «покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения», рассчитанная «исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека». Закон устанавливает, что «восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путём перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами». Однако буква закона так и не была выполнена.

Перед президентскими выборами в 1996 году Борис Ельцин поручил правительству в трёхмесячный срок разработать конкретный механизм для реализации этого закона.

По теме

В правительстве была создана рабочая группа. Разработанная ею правительственная программа восстановления и защиты сбережений предусматривала индексировать вклады следующим образом: первые 250 рублей вклада увеличить в 2700 раз, часть вклада от 250 до 10 250 рублей увеличить в 1080 раз, а оставшиеся деньги – в 540 раз. Но тут же было подсчитано, что на это потребуется 350 млрд. «новых» рублей и 30 лет. В конце концов в законе о Федеральном бюджете были прописаны коэффициенты, применяемые при компенсационных выплатах, которые изначально назывались предварительными, то есть предваряющими основную индексацию вкладов. Но так как никакой другой порядок, кроме порядка выплаты компенсаций, так и не был установлен, об индексации постепенно забыли.

А теперь Мосгорсуд установил, что никакого долга за государством и вовсе нет – есть только компенсации, которые Сбербанк планирует выплатить всем пострадавшим до 2012 года (а до кризиса планировал закончить их выплату в 2010 году), размер которых установят чиновники.

Размер компенсаций, надо признать, скромен – сейчас бывшие вклады удваиваются, в то время как покупательная способность рубля упала с тех пор в 10 тысяч раз. Но даже эти скромные деньги не могут получить сотни тысяч бывших вкладчиков.

Дело в том, что уже сам ФЗ-73 «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» исходил из не очень справедливой предпосылки: компенсации подлежали, как видно из названия закона, только вклады граждан РФ. Между тем основанием для принятия этого закона стало Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР, заключённое правительствами стран СНГ в 1992 году, об обязательствах сторон по погашению государственного долга перед населением пропорционально остатку задолженности, которая была в учреждениях Сбербанка СССР на территории каждой из сторон. То есть каждая страна несла обязательства по всем вкладам на своей территории, а не только по вкладам своих граждан.

Но это ещё не всё. С 2004 года, когда в России был закончен обмен паспортов старого образца, началась кампания по выявлению нарушений при выдаче гражданства РФ. Вначале паспортные столы милиции, а теперь управления Федеральной миграционной службы (ФМС) при любом обращении гражданина (вклеивание фотографии в паспорт по достижении 25 и 45 лет, получение загранпаспорта и т.п.) проверяют правильность получения им гражданства. Проверка ведётся просто: гражданину, если у чиновника ФМС есть подозрения, приходится самому доказывать, что он не верблюд, а вполне российский гражданин. И если при этом выяснится, что гражданство было оформлено с нарушением (пусть и не по вине самого гражданина), оно будет аннулировано. Ещё хуже тем, кто не смог разыскать документы, подтверждающие легальность его гражданства, а это нередко бумаги 20-летней давности, да ещё и касающиеся бывших родственников.

В «зоне риска» прежде всего те, кто родился не на территории РФ. Затем военнослужащие, которые на момент развала СССР зачастую служили за пределами России, – им документы о гражданстве оформляли собственные командиры, не сильно разбирающиеся в канонах делопроизводства. Практически поголовно приходится доказывать своё право на гражданство тем, кто получал российское гражданство в консульских отделах России в СНГ, а также тем, кто имел несчастье в феврале 1992 года быть студентом в чужом городе с временной пропиской.

Вот характерная история с форума юридического сайта: «Я родился в семье офицера Советской армии в 1980 году в Казахстане. Далее было несколько переездов по странам бывшего СССР и командировка в ЗГВ (Западная группа войск. – Ред.) в Германии, где мы (отец и семья) проживали с 1989 по 1994 год. В 1994 году прибыли из Германии и проживаем по сегодняшний день в Москве. В 1996 году, когда мне исполнилось 16 лет, получил свой первый паспорт (ещё советского образца, но с вклеенным вкладышем о гражданстве РФ). В 2001 году поменял его на новый – по достижении 20 лет. С 2001 по 2003 год являлся офицером налоговой полиции, а с 2003 по 2005 год – офицер милиции. В мае 2009 года обратился в местное отделение ФМС на предмет обмена паспорта по причине порчи. Мне устно отказали, сославшись на то, что гражданство не подтверждено, и предложили пройти процедуру подтверждения гражданства. Я согласился. В заявлении на подтверждение гражданства я указал, что мать и отец являются гражданами РФ, в связи с чем прошу подтвердить и моё гражданство тоже. Сегодня разговаривал с инспектором, который мне сказал, что гражданство мне не подтверждают, так как: 1) рождён в Казахстане, 2) на 02.1992 г. находился на территории Германии.

Сейчас мне предлагают оформить вид на жительство и пройти процедуру получения гражданства в общем порядке. При этом необходимо сдать российский и загранпаспорт.

У меня работа сопряжена с поездками за границу, и я не могу сдать загранпаспорт, да и свадьба скоро! Что можно сделать?» И таких историй сотни тысяч.

Кому-то удаётся через суд доказать право на гражданство, но это путь длительный и не всегда заканчивающийся успехом. Например, правозащитник из города Тарусы Людмила Жирова отмечает, что в Москве доказать правомерность своего гражданства очень трудно – даже при положительном решении в суде первой инстанции его может отменить Мосгорсуд. Поэтому граждане зачастую соглашаются на получение гражданства заново. Но если гражданин при этом имеет советский вклад в Сбербанке или является наследником вкладчика, то права на компенсацию вклада он теряет.

Сколько таких историй? Подсчитать невозможно. На 20 июня 1991 года в Сбербанке России было 195,8 млн. счетов вкладов на общую сумму 315,3 млрд. рублей. А количество вкладчиков, имеющих право на компенсации, определялось в 1996 году в 40 млн. человек. Конечно, надо учитывать, что у граждан могло быть и по нескольку вкладов: например, текущий бессрочный и срочный, с повышенными процентами. Но всё же трудно представить себе, что каждый вкладчик имел по четыре счёта. Так что из вышеприведённой пропорции видно, что счёт тех, кому не положена вообще никакая компенсация, исчисляется сотнями тысяч, если не миллионами человек.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.01.2010 13:04
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх