// // Скандальный телевизионный жанр продолжает победное шествие по российскому ТВ

Скандальный телевизионный жанр продолжает победное шествие по российскому ТВ

70

Реальность кусается

Скандальный телевизионный жанр продолжает победное шествие по российскому ТВ
В разделе

Реалити-шоу в России смотрят все. Или почти все. Даже депутаты Мосгордумы — ругают, но смотрят. Недаром в прайм-тайм скандально известное шоу «Дом-2» на канале «ТНТ» с успехом конкурирует с новостями на Первом канале и сериалами на «России». Да и вряд ли можно найти человека, который ничего не слышал об эпопее «Последний герой» и не видел ни одной серии шоу «Фабрика звёзд», «12 негритят», «7 под солнцем», «Кандидат», «Стань звездой», «Большой брат» и прочих. 7 августа на канал «ТНТ» вернулось реалити-шоу «Голод», победитель которого будет получать $2 тыс. каждый месяц до конца своей жизни!

«Голод» — это оригинальный формат, не имеющий аналогов на российском и зарубежном телевидении. Это совмещение реалити-шоу Big Brother (русский аналог — «Большой брат») и Survivor («Последний герой»). 12 человек с завязанными глазами увезли из России. Они должны выжить 150 дней в чужом городе — без денег, без еды, не зная языка. Правила шоу таковы: каждую неделю двое участников будут выходить в город, чтобы добыть еду и деньги. Они могут делать всё, что угодно, и возвращаться обратно, когда захотят. Но пока они будут искать еду, из дома больше не выйдет никто. Раз в две недели двое участников будут прилетать в Москву. Здесь в прямом эфире они будут сражаться на словесной дуэли. По итогам зрительского голосования один из них покинет шоу, а другой вернётся обратно.

О подробностях создания жанра реалити-шоу «Версии» рассказал Дмитрий Троицкий, пионер реалити в России и генеральный продюсер канала «ТНТ».

«Я бы говорил не о реалити-шоу, а о реалити-телевидении вообще. То, что в Америке и Европе называется reality-television. Этот термин понимается как что-то противоположное обычному, сценарному телевидению — сериалам, играм и т.п. Сегодня реалити-телевидение очень развито в Америке и Великобритании, и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России. Людям интересно смотреть на себя, на реальную жизнь, на героев, которые не написаны, а которые такие же как мы, с которыми они могут себя идентифицировать».

Реалити-шоу стали эпидемией по всему миру начиная с 1998 года. «Первопроходец» — легендарный «Большой брат», стартовавший в 1997 году. Это была безумная идея одного голландского бизнесмена, который придумал посадить людей в замкнутое пространство и начать снимать то, что с ними будет происходить. Тогда на этого человека смотрели как на сумасшедшего. Все телевизионные чиновники спросили: а что будет происходить? что мы будем показывать? Тем не менее это шоу вышло в 1998 году в Голландии на маленьком канале и оказалось прорывным для мирового телевидения (а маленький канал утроил свои рейтинги). Вообще, в истории современного телевидения есть всего три идеи, которые изменили его образ и его философию. Это «Кто хочет стать миллионером?», «Последний герой» и «Большой брат». Все остальные телевизионные новации так или иначе проистекают из этих идей и являются их вариациями.

В ночь с 27 на 28 сентября 2001 года на канале «TВ-6» стартовал скандальный проект «За стеклом» — калька «Большого брата». Целый месяц вся страна, затаив дыхание, следила за тремя парами молодых людей, помещённых в квартиру в западном крыле гостиницы «Россия». А многочисленные камеры и микрофоны круглосуточно записывали все перипетии, происходящие внутри «застеколья». Раз в неделю в студии канала «ТВ-6» проходило ток-шоу, в ходе которого обсуждались взаимоотношения героев. Страсти вокруг кипели нешуточные. Шоу называли откровенным порно, его создателей обвиняли в аморальности, а зрители на всё это с удовольствием смотрели и голосовали. Первой через две недели гостиницу «Россия» покинула участница Ольга Орлова, вторым — Анатолий Патлан, а через месяц стали известны победители — Жанна Агагишиева и Денис Федянин, которые получили по $15 тысяч. Выйдя из «застеколья», участники рассчитывали стать национальными героями. Они и были ими. Но совсем недолго. И уже в феврале свадьба двух участников — Макса и Марго — прошла практически незамеченной.

По теме

«Ещё три года назад ситуация на российском телевидении была такая, что любой российский сериал был событием и собирал гигантские рейтинги, поскольку герои там говорили по-русски. Сейчас этих сериалов сотни, и хитами становятся только очень хорошо сделанные и качественные. То же самое будет и с реалити, — комментирует г-н Троицкий. — Первое отечественное шоу — «За стеклом» — выстрелило очень мощно, сработал эффект новизны. Спустя четыре года продюсеры «Большого брата» уже не рассчитывали на то, что он станет хитом, но он им стал. Сейчас шоу «Дом-2» в прайм-тайм — девять часов вечера — успешно конкурирует с новостями на Первом канале, большим количеством сериалов и стоит на третьем месте по аудитории после Первого канала и «России». Огромные рейтинги были и у «Последнего героя», и у первого «Голода». Это конкурентоспособный жанр, всё зависит от качества».

«Возможность влиять на поведение участников присутствует везде»

Реалити-телевидение не ограничивается показом шоу типа «Большой брат», то есть шоу, где люди сидят в замкнутом пространстве и их снимает камера. Это просто один из жанров. Есть и другие форматы. Например, docu-soap — документальные сериалы. Это тоже форма реалити. У нас примером этого жанра была передача «Откройте, милиция!», выходившая пару лет назад на канале «Россия». Принцип этого шоу — не вмешиваться в снимаемые обстоятельства, а просто выбрать героев и следить за тем, как они живут. Нет никакого приза, нет никакого выбывания.

Крупнейший английский docu-soap — шоу «Аэропорт». Телезрители живут жизнью крупного лондонского аэропорта, а именно следят за героями, которые со временем становятся им родными и близкими. Ещё за рубежом очень любят известный нам Survivor — «Последний герой». Это другой жанр — реалити-сериал, в котором при сохранении реальности происходящего съёмка более постановочная и производится более тщательный монтаж. Благодаря этому шоу становится похожим на игровой сериал. Другое дело Big Brother — «Большой брат».

«Люди реально живут 100 дней, съёмочная группа не вторгается в игровое пространство, продюсеры шоу не взаимодействуют с героями. Единственный контакт — это голос «большого брата», — рассказывает Дмитрий Троицкий. — «Дом-2» — более открытое шоу. Участники взаимодействуют с ведущими, с людьми на улицах».

Ни в одном реалити-шоу не пишется сценарий и участникам не даётся никаких предписаний касательно того, как им себя вести и что делать. Другое дело — сценарный план, в котором продюсеры заранее предвидят возможные ситуации и их последствия, поскольку на выходе всё-таки надо получить шоу, действие, драматургию. И для того чтобы её достичь, продюсеры организовывают серию «инъекций» разного характера.

«Например, если мы отправим героев на корабле в Атлантический океан и потом там устроим кораблекрушение — понятно, что эта ситуация приведёт к образованию интересной драматургии, — рассказывает Дмитрий Троицкий. — Это как на охоте, когда охотники преследуют зверя и, не прикасаясь к нему, загоняют его в определённое место. «Большой брат» может приказать: мол, а теперь пойди и объяснись ей в любви, но ничего не получится. Ведь участники — не актёры и не могут естественно выполнить приказание. Выход — создавать систему намёков, уловок. Например, если девушка хочет покинуть реалити-шоу, с ней разговаривает «большой брат». Он не говорит ей: мы тебя не отпустим. Он говорит: ты свободна, ты можешь уйти, но при этом он приводит аргументы, которые убеждают эту девочку остаться. Способы и возможности влияния на поведение участников различны в разных шоу».

Психологические срывы заканчиваются в больнице

Для участия в реалити требуются люди, на которых интересно смотреть. А для выявления интересных личностей проводится большая система собеседований, тестирований. Кроме того, с потенциальным кандидатом работает психолог. Есть определённый психологический тип личности, называемый в медицине истероидным радикалом, — к этому типу относятся большинство участников реалити-шоу. Они экстраверты. Интроверты очень редко становятся участниками реалити, хотя на кастинг подобных «замкнутых» личностей всё равно приходит очень много. Кроме того, у кандидата должна присутствовать телегеничность. В общем, этапов отбора очень много. Но золотых правил нет — в конечном счёте всё решает интуиция продюсера. «Для меня главный критерий отбора — интересен мне этот человек, интересно ли мне будет на него смотреть на экране или нет, — говорит один из продюсеров реалити-шоу, — хотя очень часто ожидания не оправдываются. На кастинге человек очаровывает всех продюсеров, кажется очень ярким, открытым и непосредственным. А на игре начинает стухать, а какая-нибудь серая мышка вдруг расцветает и становится звездой».

По теме

Так появляется новая профессия — реалити-актёр. Ведь герои реалити-шоу, даже когда плачут или испытывают другие сильные эмоции, уже инстинктивно разворачиваются к камере. Не уходят в угол, а всегда имеют в виду тот факт, что в данный момент их жизнь — это часть шоу. Но сказать, что это актёрство, нельзя. В системе Станиславского про это ничего не написано. Кстати, стоит отметить, что продюсеры реалити-шоу предпочитают не брать на работу настоящих актёров, потому что они, как правило, наиболее слабые игроки и очень трудно достучаться до их реальных личностей, снять с них скорлупу актёрства.

Для шоу «Кандидат», где 12 участников сражаются за право стать управляющим у ресторатора Аркадия Новикова, изначально требовались только управленцы с опытом работы и образованием менеджера. Для «Большого брата» и «Голода» нужны были одержимые, неожиданные, от которых можно ждать различных сюрпризов. «Дом-2» — шоу про отношения. И здесь важна мотивация: все участники должны приходить в шоу с целью найти себе пару. Кстати, кастинг для «Голода» проходили 40 тыс. человек по всей России! Это было видеоинтервью, три тура кастинга — один в регионе и два в Москве. Затем собеседование с психологом, психиатром, полное медицинское обследование, проверка службой безопасности.

«Жизнь нас научила, что ошибок быть не должно. Но накладки случаются, — говорит генеральный продюсер «ТНТ» Дмитрий Троицкий. — Реалити-шоу тем и хороши, что в них часто происходят такие вещи, что ни один сценарист не придумает. Например, на «Большом брате» девушка вдруг забеременела. Или чуть было не забеременела. И отсюда драматургия: как она об этом сообщит отцу ребёнка, как он отреагирует, что скажет, обрадуется или предложит сделать аборт. Другие участники начинают играть в благородство, что, мол, теперь ей гораздо нужнее победить, нежели им. В общем — целый сюжет. В «Доме-2» — одного участника забрала милиция — его опознала телезрительница, которую он якобы обманул в денежном вопросе».

Случаются на реалити-шоу и другие неприятности. Например, психологические срывы, которые начинают выходить за опасную грань. Так было с участником одного из реалити-шоу. Весёлый, обаятельный парень, прошедший жестокую школу жизни и готовый к любым испытаниям ради главного приза — таким он предстал сначала перед продюсерами, а затем и перед аудиторией. А через пару недель вдруг превратился в замкнутого и агрессивного персонажа, который не может ни с кем найти общий язык. Как объяснил потом врач, у него начался развиваться психоз, как у подводников: боязнь замкнутого пространства. И поэтому обострились отношения с другими участниками. Для программы это было интересно, но продюсеры решили не рисковать его психическим здоровьем и по совету врача предложили добровольно покинуть шоу. И это при том, что у этого участника был самый высокий рейтинг и шоу фактически на нём держалось. Выбор был достаточно сложный, но грань, где надо остановиться, всё же существует.

Похожая история случилась и в Польше на шоу «Большой брат». Один из участников был в принудительном порядке доставлен в психиатрическую больницу в состоянии тяжёлого нервного срыва. Инцидент произошёл во втором туре передачи — молодой человек ни с того ни с сего вдруг впал в бешенство, начал ломать телекамеры и бросаться на других участников.

За 100 дней можно снять 100 серий и сразу показать зрителю

С одной стороны, технологически реалити — самое сложное телевизионное производство. Потому что в этом жанре задействовано большое количество народу, огромное количество камер, которые работают в режиме нон-стоп в реальном времени, и очень быстро монтируется происходящее. Это дорого. С другой стороны, традиционно во всём мире реалити считается дешевле, чем сериалы. Например, если взять бюджет одной серии сериала «Секс в большом городе», то он составит сумму порядка $1 миллиона. А бюджет одной серии Survivor в несколько раз меньше. Но здесь ещё важен тот момент, что у «Секса в большом городе» есть повторяемость, так называемая библиотечная ценность — вы можете его показывать 10 лет 500 раз. А «Последнего героя» максимум можно показать 2—3 раза. Так же как и с новостями — невозможно же их по нескольку раз смотреть. Так что это палка о двух концах.

По теме

Зато у ежедневных реалити-шоу другая выработка. За 100 дней можно снять 100 серий и сразу их показать зрителю.

Новинка: жёны напрокат!

В начале следующего года к нам придёт новый мировой реалити-хит — «Обмен жёнами». Он уже два года транслируется в Великобритании и имеет там гигантские рейтинги. Смысл в следующем: берутся две контрастные семьи — например, семья шахтёра и семья банкира. Жена банкира отправляется в семью шахтёра, а жена шахтёра, наоборот, в семью банкира. Каждая из жён оставляет у себя дома своеобразную «домовую книгу». То есть некое описание уклада жизни своей семьи. Например, детей надо кормить картошкой, в 8 утра собирать в школу или каждый день обязательно надо ходить на маникюр-педикюр, массаж и т.п. Первые пять дней каждая из жён должна соблюдать эти правила и действовать так, как принято в этой семье. Даже если вдруг жена банкира считает, что картошка — это белая смерть и кормить детей ею нельзя, а жена шахтёра никогда раньше не ходила на массаж. Через пять дней они меняют правила в этой семье. То есть жёны заявляют своим новым домочадцам, что, мол, вы живёте неправильно. Что дети должны есть только здоровую пищу и т.д. И пять дней семья должна следовать правилам этой новой жены. Мужья при этом не знают, в какую семью попала их супруга и что в данный момент делает. Естественно, в шоу присутствуют и элементы ревности. Но спят «молодожёны» обязательно раздельно. В конце, через 10 дней, обе семьи встречаются за круглым столом и подчас очень горячо обсуждают, как всё прошло.

Решил продолжить эксперименты в жанре реалити в новом сезоне и канал REN TV. Сейчас проводится кастинг влюблённых пар для участия в реалити-шоу для взрослых. Съёмки проекта пройдут в августе-сентябре этого года на одном из экзотических островов.

Раньше ниша «юридических» реалити-шоу заполнялась лишь Павлом Астаховым и его программой «Час суда» (REN TV). Теперь же их стало на две больше! Первый запускает программу «Федеральный судья», а «Россия» — «Суд идёт!». В обеих рассматриваются реальные уголовные и гражданские дела. На Первом канале решение выносит заслуженный юрист России, профессор Сергей Пашин, а на «России» — судья Борис Тарасов.

А на НТВ совсем недавно пытались «сдать детей напрокат». Суть нового шоу состояла в том, что родители уезжали на выходные отдыхать, а детей оставляли своим знакомым, которые на четыре дня становились «приёмными родителями». Но идея не удалась — рейтинг передачи был очень низким.

У нас генетическое недоверие к телевизору. 70 лет он использовался для того, чтобы обманывать. На Западе люди безоговорочно верят тому, что показывают по телевизору и пишут в газетах. Им пудрить мозги можно очень сильно. У нас же первая естественная реакция на всё — не верю. Но чем больше у нас будет развиваться этот жанр, тем проще и доверчивее зрители будут к нему относиться.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.11.2016 20:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх