Версия // Культура // Что осталось за кадром наших любимых новогодних фильмов

Что осталось за кадром наших любимых новогодних фильмов

5293

Кино под ёлкой

В разделе

Каждый Новый год страна прилипает к телеэкранам и попутно с нарезкой, оливье и наведением праздничного марафета смотрит всеми любимую «Иронию судьбы, или С лёгким паром». Затем эту знаменитую ленту чуть ли не каждый день повторяют по всем каналам. Вот уже 30 лет «Ирония...» является неизменным атрибутом праздника — неудивительно, что известно о ней абсолютно всё.

А сегодня мы решили рассказать о 5 других фильмах, без которых тоже трудно представить себе Новогодье. «Карнавальная ночь», «Чародеи», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Сирота казанская», «Бедная Саша» — всё это тоже золотой фонд отечественного кинематографа. Корреспонденты «Версии» разузнали о том, что оставили за кадром создатели этих лент.

От «Карнавальной ночи» Рязанов отказывался 4 раза

«Карнавальная ночь». Музыкальная комедия, СССР, «Мосфильм», 1956 год.

Режиссёр: Эльдар Рязанов.

Авторы сценария: Борис Ласкин, Владимир Поляков.

В ролях: Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Сергей Филиппов, Юрий Белов.

«Карнавальная ночь» — фильм открытий: эта картина не только стала дебютным фильмом Эльдара Рязанова, но и сделала знаменитой Людмилу Гурченко. Между тем поначалу наш признанный мэтр очень не хотел заниматься этим проектом: Эльдар Александрович 4 раза отказывался от «Карнавальной ночи», взяться за работу его фактически заставил тогдашний руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. В итоге успех фильм имел колоссальный: после него Рязанов моментально стал известен всей стране. Как, впрочем, и главная звезда «Ночи» Людмила Гурченко.

Между тем мало кто знает, что Леночку Крылову изначально должна была играть другая актриса: Гурченко не прошла пробы. Заветная роль досталась Людмиле Марковне почти случайно. «Как-то я шла по коридору «Мосфильма», — вспоминает она. — На лице у меня было написано: «Всё хочу, всё могу, всех люблю, все нравятся». И тут навстречу мне Иван Александрович Пырьев, я ещё выше задрала подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, но потом лицо его изменилось: он как будто увидел диковинного зверька.

— Стойте, — сказал он мне, — я вас где-то видел.

— Я пробовалась в «Карнавальной ночи».

— А-а, вспомнил. Вы пели...

— Из «Возраста любви». Сама! — тут же добавила я, боясь, а вдруг он подумает, что я пела под фонограмму.

— Хорошо пела... А зачем ты так гримасничаешь?

— Ну...

Мы ещё постояли глядя друг на друга: я нервно переминалась с ноги на ногу, а Пырьев очень внимательно меня рассматривал.

— А ну, пойдём! — быстрым шагом он устремился вперёд, а я вприпрыжку за ним. Мы пришли в третий павильон: там стояла маленькая декорация радиоузла — сцены, где Гриша Кольцов признаётся Леночке в любви. Но съёмок не было — режиссёры снова искали актрису на главную женскую роль, почему расстались с прежней, я не знаю. В павильоне почти никого не было, Пырьев подошёл к главному оператору: «Вот актриса! Ты сними её получше, поработай над портретом. И будет человек!» Вот так всё и началось».

А ещё Эльдар Рязанов долго не мог найти подходящего актёра на эпизодическую, но весьма важную роль лектора. Съёмки уже были в разгаре, а подходящей кандидатуры не появлялось. И тут Эльдар Александрович вспомнил про замечательного артиста Ленинградского театра комедии Сергея Филиппова. На съёмки тот приехал в состоянии сильного подпития: начинающий режиссёр этому очень обрадовался, решив, что, раз актёр пьян и играть ему тоже пьяного, всё получится без проблем. Но роль у Филиппова, что называется, не пошла: отсняли 13 (!) дублей, а результата нет. Рязанов решил отправить Филиппова в Ленинград и продолжил съёмку других эпизодов. Через несколько дней Сергей Николаевич вновь появился на площадке — на этот раз абсолютно трезвый. Итог все вы видели на экране.

По теме

Маша и Витя на съёмках не дружили и актёрами не стали

«Новогодние приключения Маши и Вити». Музыкальная комедия, СССР, «Ленфильм», 1975 год.

Режиссёр: Игорь Усов.

Автор сценария: Павел Финн.

В ролях: Наташа Симонова, Юрий Нахратов, Николай Боярский, Михаил Боярский, Георгий Штиль, Валентина Кособуцкая, Любовь Виролайнен.

На «Ленфильме» устроили настоящий кастинг на роль Маши и Вити. Вот что рассказал «Версии» Юрий Нахратов — мальчик, победивший в этом непростом отборе: «Я в кино к тому времени снимался уже не в первый раз, были роли в таких фильмах, как «Денискины рассказы», «Плохой хороший человек», «Открытая книга». Поэтому пробы прошёл легко. Воспоминания от съёмок остались самые чудесные, сказочные: на площадке собрались такие замечательные актёры, как Николай и Михаил Боярские, Георгий Штиль... Удивительно, что все звёзды относились к нам по-доброму, не с высока. Было очень здорово! Сейчас я не актёр — пошёл по другому пути, работаю менеджером. Не всем детям-актёрам удаётся продолжить свою карьеру...»

А вот для Натальи Симоновой (Маша) кастинг оказался гораздо сложнее. «Я до сих пор не понимаю, каким чудом именно я попала на съёмки, — вспоминает она. — Я тогда ещё в детский сад ходила: как-то мама забрала меня и сказала, что мы едем на «Ленфильм» пробоваться. Когда мы добрались и я увидела целую толпу кандидаток, поняла, что вряд ли смогу попасть в кино. Передо мной стояли такие серьёзные девочки — все чуть постарше меня, все учились в музыкальных школах... И вот подходит моя очередь: нужно было что-то спеть, станцевать и рассказать стишок. Я вошла и сразу запела: «Шаланды, полные кефали...» — у нас в детском садике эта песня была очень популярна. Режиссёр сначала удивился, а потом говорит: «А что ты ещё знаешь?» Я уже совсем раскрепостилась и запела ещё одну народную песню из детского сада: «Стою на остановочке, в кармане поллитровочка...» Режиссёр был просто шокирован: такая маленькая девочка и вдруг... А я просто других песен не помнила. Я вообще ненавидела детский сад и всё, что там официально разучивали. Потом меня попросили станцевать: я к тому времени уже чувствовала себя как дома и сказала, что могу станцевать польку, но мне нужна пара. Пару мне, правда, не дали, пришлось одной танцевать... Вот для вас неудивительно, что после всего этого меня отобрали?»

«Приключения Маши и Вити» стали одним из первых фильмов для совсем ещё молодого Михаила Боярского. Надо сказать, что началось для него всё не слишком удачно: однажды во время съёмок кот Матвей (Боярский) умудрился разбить дорогую камеру. По сюжету, он кидал камешек-уголёк и попал прямо в объектив. В общем, пришлось давать долгие объяснения.

Отличные отношения сложились у ребят с Николаем Боярским: по их воспоминаниям, он постоянно прямо в гриме Кащея рассказывал им сказки, причём не русские народные, а восточные, из «1000 и одной ночи». А вот между собой дети не очень дружили. «Юра был меня постарше, поэтому ему было просто неинтересно, — вспоминает Наташа. — Он был уже таким серьёзным мальчиком и постоянно в перерывах между съёмками читал толстые журналы вроде «Науки и жизни». А я всё время в игрушки играла...» Общность появилась лишь после того, как фильм был снят: с тех пор все актёры «Приключений» встречались не раз. «Маша» и «Витя» между собой тоже частенько общаются. А ещё говорят, что их дети смотрят фильм с большим удовольствием.

Светину понравилось ездить на спине у Виторгана

«Чародеи». Фантастическая комедия, СССР, Одесская киностудия, 1982 год.

Режиссёр: Константин Бромберг.

Авторы сценария: Аркадий и Борис Стругацкие.

В ролях: Александр Абдулов, Эммануил Виторган, Михаил Светин, Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Семён Фарада, Валерий Золотухин, Анна Ашимова.

Мало кто знает, что советские чиновники не утвердили Абдулова на роль Иванушки... из-за его сумасшедшей популярности среди женщин. Режиссёру Бромбергу активно «рекомендовали» найти замену, но тот не сдавался, изыскивал разные способы заполучить именно Абдулова. В результате дело дошло до открытого конфликта: вместо навязанного актёра в течение нескольких дней Бромберг снимал лишь актёра-статиста со спины и готов был продолжать работу в этом напрвлении ещё очень долго. В общем, неудивительно, что чиновники сдались и согласились на Абдулова.

По теме

Не обошлось на картине и без мистики: когда ночью под Суздалем снимали одну из сцен с лошадями, прожекторы высветили летающую тарелку. «Это чистая правда, я её лично видел, — рассказывает Абдулов. — Она сначала была как точка, потом снизилась, выросла. Все орут, а я стою столбом, гляжу во все глаза. Повисела — и начала быстро-быстро удаляться. Вот такая странная история».

Актёр Михаил Светин вспоминает «Чародеев» с необычайной теплотой: «Картина снималась очень легко, я работал с очень приятными людьми. Мой самый любимый эпизод в этом фильме — тот, в котором я катаюсь на спине у Виторгана. Не представляете, как мне это нравилось! Я специально просил у режиссёра делать дубль за дублем, чтобы ещё покататься. В итоге их было аж 12! Думаю, Виторган тихонько меня проклинал...»

Однако Эммануил Виторган вспоминает съёмки с не меньшим удовольствием: «Даже больше Светина на плечах мне запомнилось, как мы однажды возвращались из Суздаля в Москву с Сашей Абдуловым. Купили в баре датское баночное пиво. Ехали, ещё не до конца протрезвев: пару постов ГАИ миновали спокойно, на третьем — тормозят. Ну, думаю, пропали Сашины права! И что он, прохиндей, выкинул?! Вышел из машины с банкой пива в руках, на глазах гаишника открыл её — и выпил! Тот: «Ты с ума сошёл? Ты за рулём, как дальше поедешь?!» Сашка: «А я дальше ехать не собираюсь. Поэтому решил пивка попить...» Я впервые в жизни увидел, как у гаишника от изумления отваливается челюсть: «Видел я нахалов, но такого — никогда...» Машину мы оставили рядом с ГАИ, а потом поймали такси до Москвы».

Самой капризной на площадке была Александра Яковлева, которая играла невесту Абдулова Алёнушку. Её внешние данные очень подходили для роли, но вот характер у Яковлевой оказался не сахар — почти как у её героини, когда та превращается в ведьму. На съёмочной площадке она доводила до белого каления всех, кроме режиссёра и оператора. В итоге у Валентина Гафта однажды лопнуло терпение: он вообще отказался сниматься вместе с Сашей. Так что почти все их совместные сцены сняты в два захода».

«Дочку Кеосаяна» объявили ребёнком Арлазорова

«Бедная Саша». Криминальная комедия, Россия, «Премьер Видео Фильм», 1997 год.

Режиссёр: Тигран Кеосаян.

Автор сценария: Сергей Белошников.

В ролях: Юля Чернова, Александр Збруев, Вера Глаголева, Борис Сичкин, Валерий Гаркалин, Армен Джигарханян, Ольга Волкова.

Сын знаменитого создателя «Неуловимых мстителей» Эдмонда Кеосаяна пошёл по стопам отца и снимает добрые весёлые фильмы. В 1997 году Тигран решил сделать новогодний детектив, такие фильмы очень любят в Голливуде. Дочка «новорусской леди» хочет ограбить банк своей мамы для того, чтобы она вернулась в семью, — чем не готовый сюжет для голливудского блокбастера? Тем более что поначалу «Бедная Саша» должна была называться «Девочка и вор» — окончательное название режиссёр дал фильму в честь своей дочки Саши.

Известному актёру Александру Збруеву на съёмках пришлось провести больше всего времени с Юлей Черновой, исполнявшей главную роль. Он до сих пор с теплотой отзывается о юной актрисе: «Юля — обаятельная и умная. Она, что называется, «человек без кожи»: остро чувствует, где правда, а где нет. На площадке мы порой забывали о том, что Юля — школьница: так терпеливо и стойко она работала. Про себя я называл её маленькой мудрой женщиной. Кстати, на фестивале «Кинотавр» я получил за «Бедную Сашу» приз за лучшую мужскую роль — всего вторую награду в моей жизни. Знаете, сегодня время так быстро мчится, всё так стремительно меняется, что мы не всегда поспеваем за ним. Но «Бедная Саша», на мой взгляд, как говорится, попала в тему. Этот фильм поднимает настроение и несёт добро — в общем, делает то, чего нам всем нынче так не хватает».

Съёмки «Саши» проходили непривычно быстро: работали по западным канонам: если не успеваем днём, доделываем ночью. При этом картину делали гораздо раньше Нового года, поэтому снег в ней по большей части искусственный. Интерьеры роскошных новорусских апартаментов воссоздали не в павильоне, а в настоящей специально арендованной квартире.

По теме

После фильма юную Юлю Чернову некоторые СМИ объявили... дочкой юмориста Яна Арлазорова. А произошло это так: на одном из кинофестивалей, на который пригласили новую любимицу публики, Юля всюду появлялась в компании популярного артиста эстрады. Неудивительно, что на встрече со зрителями у Арлазорова спросили, кем ему приходится эта симпатичная спутница. Ян не слишком удачно пошутил: «Она моя дочь». Как того и следовало ожидать, юмористу поверили: одна из газет даже напечатала фото Арлазорова и Черновой с сентиментальной подписью: «Разлучённые отец и дочь нашли друг друга».

В популярности Табаков не уступил Ельцину

«Сирота казанская». Романтическая комедия, Россия, «НТВ-профит», 1998 год.

Режиссёр: Владимир Машков.

Автор сценария: Олег Антонов.

В ролях: Елена Шевченко, Лев Дуров, Валентин Гафт, Олег Табаков, Николай Фоменко.

«Сирота казанская» — режиссёрский дебют известного актёра Владимира Машкова. В фильме собрана целая плеяда любимых всеми артистов, тем удивительнее, что снят он за очень скромную даже по российским меркам сумму в $800 тысяч. Звёзды снимались у Машкова совсем не за высокие гонорары. Своими ощущениями от съёмок с нами поделился знаменитый Лев Дуров:

«Честно говоря, до «Сироты казанской» я с Машковым никогда на одной съёмочной площадке не сталкивался. Он оказался очень интересным, тонким режиссёром, безмерно любящим своих артистов. Володя ни на кого не давил — в работе торжествовал дух актёрского товарищества. Но при этом Машков отлично знал, чего он хочет, и прекрасно понимал, как этого добиться. Всё было точно продумано: любая импровизация, возникавшая на съёмках, на самом деле была просчитана заранее.

Например, однажды, когда нам нужно было снимать самый снежный день, всё вдруг растаяло — кругом одни лужи и чернота. Что делать?! Думали, придётся картину законсервировать до следующего года. Но Володя с кем-то договорился, что мы будем работать в Переславле-Залесском, и нам туда специально завезут искусственный снег. Отправляемся в путь, садимся по машинам, и тут я замечаю, что вроде снежинки падают. Я Володе говорю: «Смотри, мухи белые полетели». Он мне сначала не поверил, вышел из машины — действительно. Доехали мы до места, и Машков заявил, что все встают в 6 часов и срочно начинают трудиться. Проснулись утром, а за окном настоящая метель. Камеру пришлось фанеркой прикрывать, чтобы снег объектив не залепил — главные сцены были отсняты уже ближе к ночи. Все разбредаются спать, а утром будит меня Валя Гафт и говорит: «Лёва, ты за окно выглядывал?» Я ему: «Нет, а что?» Подхожу и вижу: всё опять растаяло, кругом грязь... Представляете, как нам повезло — иначе бы и картину могли не закончить».

Валентин Гафт тоже признался, что на удивление легко работал с режиссёром-дебютантом. «Не иначе Машков сидел под столом у Немировича-Данченко и Станиславского, набираясь ума-разума, когда те решали за чашкой чая судьбы русской актёрской школы», — восторженно заявляет прославленный артист. А вот Николаю Фоменко пришлось на съёмках весьма непросто. И не только потому, что он участвовал в одной картине с признанными корифеями жанра. Разрываясь между работой у Машкова, на радио и ТВ, Фоменко использовал каждую свободную минуту, чтобы подремать — спал даже в своей декорации. А ею, по сюжету, являлся трактор, герой Николая — труженик полей. В итоге Фоменко приезжал на собственном джипе, пересаживался за руль «железного коня», где порой ничтоже сумняшеся «давил на массу».

Ещё одна звезда «Сироты» — Олег Табаков — вспомнил и ещё один весьма любопытный эпизод: «В момент съёмок мне должны были вручать Государственную премию. На церемонию я опаздывал и решил не разгримировываться — заявился в Георгиевский зал прямо в гриме повара, которого сыграл у Машкова. Вид у меня там был залихватский: молодёжная модная причёска с хвостиком. В итоге я пользовался не меньшим успехом, чем президент Ельцин: часть публики слушала его, часть смотрела на меня. Ну а в конце мероприятия Борис Николаевич, проходя мимо, задержался, долго смотрел на меня и, наконец, почему-то грустно заметил: «Да, постарел ты, Олег...»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2016 15:51
Комментарии 0
Наверх