Версия // Бизнес // Скандальное увольнение ведущих артистов – большая трагедия для будущего Росгосцирка

Скандальное увольнение ведущих артистов – большая трагедия для будущего Росгосцирка

10090

Дрессировщики уехали, цирк остался

В разделе

Звезды российского цирка взбунтовались против «управляющей компании» - Росгосцирка. Таких массовых увольнений там не было за последние 10 лет. В свою очередь, бывшее руководство обвиняет уволившихся в непомерных амбициях и миллионных долгах.

Исход

Существующий с 1919 года Росгосцирк сегодня объединяет 41 стационарный цирк, 11 передвижных цирков-шапито и 8 передвижных зооцирков. В цирковом конвейере компании работает около 3 тысяч человек. В цирковых программах и зооцирках выступает более 1,8 тысяч животных 87 видов. При этом работающими самостоятельно, вне системы, остались только три цирка страны: Казанский цирк, Цирк на Цветном бульваре и Большой московский цирк.

Учитывая масштабы организации, одновременный уход из Росгосцирка двух ведущих цирковых династий – под руководством Мстислава Запашного-младшего и Сергея Нестерова, – не заметить было невозможно. Как пояснил в открытом письме Запашный – «ушли в никуда». Из компании, в которой отработали более 30 лет и к которой приросли всем сердцем.

«Я шел к этому год», – говорит артист, упоминая неподъемные по финансам договора об аренде площадок Росгосцирка, давление, неуважительное отношение.

Как уверяет дрессировщик, последней каплей стало увольнение в рамках оптимизации сразу трех сотрудников, которые обеспечивали уход за хищниками. «На 15 крупных кошачьих остался один работник по уходу. Это невозможно – человек должен отдыхать, он не может работать один», – возмущается дрессировщик.

Вслед за Мстиславом Запашным уволились не только артисты его коллектива, но и Наталья и Борис Майхровские, Сергей Нестеров, а также представители династии Тимченко – дрессировщики морских львов.

В перечне обид на Росгосцирк – сокращение финансирования корма для животных, которое руководство компании называет оптимизацией расходов, плохие бытовые условия во время гастролей, «бездарная цензура», невозможность участия в международных фестивалях, низкая оплата труда, увольнение сотрудников.

Сергей Нестеров, кстати, намерен с Росгосцирком еще и судиться – по поводу принадлежности животных (белых тигров), с которыми он работал.

С арены – в зал суда

У Росгосцирка, естественно, своя версия. Суть конфликта не в сокращениях обслуживающего персонала, и не в чьих-то эмоциях, а, как обычно, в деньгах: Сергей Нестеров и Мстислав Запашный накопили перед организацией миллионные долги.

По словам директора компании Вадима Гаглоева, речь идет о 19 миллионах рублей, не выплаченных за аренду госцирков. Восемь миллионов должен один дрессировщик, одиннадцать – другой. (И Запашный, и Нестеров занимаются не только артистической деятельностью, но и выступают как прокатчики аттракционов).

«Отбить» эти долги у дрессировщиков, поясняет Вадим Гаглоев, никак не получается: «Люди не идут на их программы. Можно сколько угодно говорить о династийности, но зритель голосует рублем».

По теме

При этом комиссия Счетной палаты, которая недавно проверяла деятельность Росгосцирка, уже интересовалась, почему заключаются договоры с должниками?

Запашный признает наличие и долгов, и расписки: «Это довольно странно – я же не отказываюсь выплачивать им долги из-за того, что уволился от них. Да и Росгосцирк мне должен».

«Я уверен, что сегодня в Росгосцирке наступил кризис, прежде всего творческий, потому что увольнение ведущих династийных артистов российского цирка, некоторые из которых отдали по 30 лет этой компании, это большая трагедия для будущего Росгосцирка. У компании нет возможности даже в ближайшие пару лет создать новые аттракционы с носорогом, с белыми тиграми, с морскими животными», – вступился за дядю Мстислава его племянник, директор Большого московского цирка Эдгард Запашный.

Выход Кио

Не вполне понятно, для чего в конфликт между администрацией и уволившимися артистами счел нужным вмешаться знаменитый иллюзионист Эмиль Кио – но он это сделал. Письмо с изложением своей точки зрения на ситуацию он направил непосредственно министру культуры. Просит Кио у Владимира Мединского ни много ни мало – уволить директора Большого московского государственного цирка Эдгарда Запашного. За то, что тот поддержал уволившихся. А после того, как директора снимут, Большой московский цирк вернуть в систему Росгосцирка.

Иллюзионист, которого с цирком связывает более чем полувековая творческая деятельность, пишет:

«Впервые за годы моего служения цирку я столкнулся с тем, что взрослые люди (Народный артист России М.М. Запашный; Заслуженные артисты России Б.Е. Майхровский и С.А. Нестеров; артисты из династии Тимченко), ранее избалованные своими известными родителями и привыкшие к разного рода привилегиям, не справившись с обязательствами, добровольно взятыми на себя, сделали попытку переложить свою вину на администрацию компании»

.

Результатом, уверен Кио, стала разнузданная беспрецедентная травля генерального директора Росгосцирка Вадима Гаглоева и его ближайшего окружения.

Эдгарду Запашному, полагает Эмиль Кио, следовало быть более щепетильным и объективным в высказываниях и действиях, особенно если учесть, что он является не только директором Большого московского цирка, но также представителем президента, председателем рабочей группы по цирковому искусству при Общественном совете Минкульта, членом Союза цирковых деятелей РФ.

Завершают письмо две просьбы к министру: дать публичную оценку действий Эдгарда Запашного и его приспешников, а также поставить вопрос на коллегии Министерства культуры РФ о соответствии Запашного занимаемой должности и возвращении Большого московского цирка в структуру ФКП «Росгосцирк».

И хотя артисты цирка впоследствии заявили, что письмо Кио министру исключительно его личная инициатива, нельзя снимать со счетов тот факт, что автор письма – действующий глава Союза цирковых деятелей. И говорить «только от себя» вряд ли может.

Ответный ход Запашного

В итоге Эдгард Запашный со словами «политика невмешательства, которую выбрал профессиональный союз, может вызывать только сожаление», что называется, хлопнул дверью. Союз цирковых деятелей, по его словам, ни разу не высказался и не дал оценки массовому увольнению звезд из Росгосцирка. Дрессировщику, работающему с хищниками, оказалось не под силам выдержать «страусиную» политику коллег по цеху.

Между тем, на сайте Союза цирковых деятелей упоминания ни об одной из перечисленных выше проблемных ситуаций найти не получилось.

Оценку дали на местах

Прокомментировать письмо Эмиля Кио посчитали для себя необходимым члены РОО «Гильдия артистов циркового искусства». Выяснилось, что председатель правления гильдии, народный артист России Юрий Кукес письмом Кио возмущен.

По теме

«Считаю, что эта организация, вернее ее руководство, себя изжила, никак не реагирует на просьбы артистов, не помогает им в решении насущных вопросов, а Союз цирковых деятелей России должен защищать в первую очередь интересы артистов. Я солидарен со всеми артистами, которые сегодня ведут борьбу с бездарным руководством Росгосцирка и надеюсь, что справедливость восторжествует», - заявил Юрий Кукес.

В свою очередь исполнительный директор РОО «Гильдия артистов циркового искусства» Александр Рыбкин считает, что Кио просто использовали.

«Не может цирковой пойти против множества цирковых, которые неоднократно выставляли негативную оценку деятельности нынешнего руководства Росгосцирка.

Главное, что не только Э. Кио, а Союз цирковых деятелей России (бланк свидетельствует об этом) выступил против циркового сообщества, и этим письмом руководитель организации, в которой очень много достойных членов, фактически ее дискредитировал», - уверен Александр Рыбкин.

Эй вы там, наверху!

Скандал, в который оказались вовлечены сразу несколько именитых цирковых семейств, не остался незамеченным «наверху». 28 октября представителей Гильдии цирковых артистов пригласили на совещание в Роструд. Пользуясь случаем, циркачи пожаловались заместителю руководителя Роструда Ивану Шкловцу на несоблюдение своих трудовых прав.

Уже упоминавшийся Юрий Кукес выразил надежду на результативные проверки Росгосцирка на предмет соблюдения администрацией трудового законодательства. Министерство культуры также вмешалось в скандал, но пока воздерживается от публичных выводов.

Не сработались

Но вернемся к г-ну Гаглоеву. Руководитель Росгосцирка уверен, что шум, поднятый недовольными циркачами, затеян с целью смещения его с должности.

«Люди написали заявления об уходе по собственному желанию. В чем проблема? Почему столько криков?… Я считаю, что нужно разобраться с системой проката в Росгосцирке и понять, куда шли деньги на протяжении более 20 лет. Почему на государственных животных зарабатывают частные компании? Почему коммерческие структуры – компании династий – используют казенный реквизит?», – заявил Вадим Гаглоев накануне заседания рабочей группы Общественного совета по цирку.

Впрочем, шансы на диалог сторон все же есть. Тот же Вадим Гаглоев честно признает, что должность гендиректора занимает недавно и знает не все. Так что «династии» могли бы ему подсказать что-то, а не хлопать дверьми.

Как ни странно, с этим согласен и «непримиримый» Эдгард Запашный: «Первое, что нужно сделать, — взглянуть в глаза друг другу. Я на протяжении года говорил руководству цирка, что нужно чаще проводить встречи и вести с артистами диалог».

А администратор интернет-форума цирковых артистов Александр Рыбкин вообще сожалеет, что Вадим Гаглоев так и не сумел найти общий язык с ведущими мастерами, специалистами в области циркового искусства, которые помогли бы ему найти правильные решения во многих вопросах циркового дела, а, главное, подняли его авторитет в цирковом мире. По мнению Рыбкина, «одна из ошибок Гаглоева – это то, что он не смог изначально наладить диалог с цирковой общественностью, а фактически это начинание проигнорировал».

И тем не менее, лед тронулся. «Вадим Черменович Гаглоев все-таки посетил это мероприятие, за что ему отдельное спасибо», – пишет Рыбкин.

Остается лишь один вопрос, ответа на который пока нет. Если дирекция Росгосцирка действительно настроена на конструктивный диалог и налаживание отношений, кому и зачем понадобилось открытое письмо Кио?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2015 10:15
Комментарии 1
Наверх