Версия // Спорт // С чем связан резкий скачок цен на матчи футбольного первенства России в этом году?

С чем связан резкий скачок цен на матчи футбольного первенства России в этом году?

1620

Есть лишние билетики!

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Вчера в Химках был разыгран финал Кубка России по футболу. Решающий матч второго по значимости национального турнира прошёл при переполненных трибунах. Но вот на стадии кубковых полуфиналов произошёл очередной футбольный скандал, к которому были причастны болельщики. Столичное «Динамо», принимавшее в роли хозяина поля земляков-армейцев, установило просто запредельные цены на билеты (от 500 до 1500 рублей!). В ответ на это часть фанатов ЦСКА устроила акцию протеста. Принципы ценообразования на внутрироссийские футбольные матчи анализировал корреспондент «Нашей Версии».

Следует признать, что динамовцы и армейцы устроили в 1/2 финала Кубка отличный спектакль, завершившийся победой гостей в серии пенальти после четырёх голов (2:2) в основное время. Но сам факт, когда наш футбол продаётся по «импортным» ценам, не может не вызвать вопросы. Ведь помимо всего прочего основной контингент футбольных болельщиков – это старшеклассники и студенты, которым такие суммы за развлечение кажутся явно завышенными. К тому же общепризнано, что билетные программы большинства наших команд всё ещё не стали источником реального дохода для самих клубов.

Но, несмотря на всё это, многие российские клубы в начале этого сезона официально объявили о значительном повышении цен на билеты. Касается это прежде всего столичных команд, а в авангарде «перестройки» оказалось как раз «Динамо», переехавшее с реконструируемого родного стадиона на подмосковную «Арену Химки» и вынужденное едва ли не впервые в истории оплачивать аренду поля. Нижний порог стоимости одного квитка заявлен финансистами «бело-голубых» в размере 350 рублей (на центральные матчи – 400). Однако кубковая игра с ЦСКА вышла даже за эти рамки. При этом билет на приличное место в одном из центральных секторов обходился в 1200–1500 рублей. Это уже вообще стандартная европейская цена для команд среднего уровня. И это при том, что простой сезонный абонемент на игры с участием «Динамо» стоит те же самые 1500 рублей! Можно понять возмущение армейских болельщиков, которым, собственно, и приходилось раскошеливаться.

Наверняка усугублял их негодование тот факт, что ЦСКА довольно далеко отстал от динамовцев. В «Лужники» на матчи армейцев можно попасть за 170 рублей, а удобные места стоят от 350 до 700 рублей. В «Лужниках» же играет и «Спартак», и цены от «красно-белых» не слишком отличаются от армейских. Разве что нижняя граница стоимости абонементов чуть поднята – 15 домашних матчей «Спартака» обойдутся болельщику в 2,5 тыс. рублей. Примерно тот же порядок цифр в билетной программе «Локомотива», который приглашает посмотреть матчи за сумму от 170 до 700 рублей.

И лишь ФК «Москва» играет по иным правилам: «горожане» установили цены на билеты по минимальной провинциальной шкале – поход на стадион имени Эдуарда Стрельцова обойдётся болельщику ровно во столько, сколько платят за футбол в Нальчике, Ростове или Грозном. Но не секрет, что А вот не слишком избалованные посещаемостью динамовские руководители почему-то смотрят на ситуацию под совершенно иным углом.

Питерские фанаты акций протеста пока не устраивают, хотя местный «Зенит» продаёт билеты на свои матчи с ещё большей накруткой, чем в Москве. Самый дешёвый билет на стадион «Петровский» обойдётся в 400 рублей, а за лучшие места (мы не говорим о категории VIP) придётся выложить полновесные 2 тысячи. Стоимость абонементов на «Петровский» начинается с 3 тысяч. Впрочем, здесь всё ясно: в городе единственная команда, причём играет она на стареньком стадионе, вмещающем 21 тыс. зрителей – седьмой показатель для элитного футбольного дивизиона и, конечно, минимум для мегаполиса. Характерно, что для заезжих болельщиков в Санкт-Петербурге установили льготу: билет для москвича или жителя Перми обойдётся в 300 рублей.

О льготах вообще стоило бы поговорить особо, если бы не одно обстоятельство – в Премьер-лиге они практически отсутствуют. Автору удалось обнаружить скромные льготные программы лишь у шести клубов. С их помощью дешёвые билеты могут приобрести пенсионеры и школьники в Химках и ростовские дети – за вход на стадион они должны выложить почти символические 30 рублей (см. таблицу). Между тем всё то же «Динамо» по цене 150 рублей приглашает на свои матчи ветеранов футбола. Думается, больших расходов в связи с этой льготой клубный бюджет не несёт.

Показательно, что в глубинке таких денег будет достаточно, чтобы приобрести не самые плохие места: Казань и Самара, Грозный и Нальчик будут рады даже такому пополнению казны. Впрочем, ряд провинциальных клубов тоже разделил билеты по категориям матчей, стараясь заработать на интересе публики к наиболее известным соперникам. Так, минимальные цены на игры «Кубани» и «Амкара» с российскими грандами будут примерно в два раза выше, чем все прочие. А вот грозненский «Терек», «Спартак» из Нальчика и «Ростов» подобной градации устраивать не стали.

Когда речь заходит о сравнении цен на билеты в России и ведущих странах Европы, то изначально ясно, что оно будет весьма некорректным. И дело не только в заработках у нас и за рубежом. Футбольные традиции в Англии, Италии или Германии совершенно другие, чем в нашей стране. Так, средний возраст российского фаната составляет 19,5 лет. В Италии он равен 24, а в Великобритании 26,5 года.

И всё же дешёвый билет на матч английской Премьер-лиги обойдётся в 15–20 фунтов, или 700–800 рублей (клубы «Астон Вилла», «Эвертон», «Фулхэм»). В Лондоне самые дешёвые контрамарки у «Арсенала» (примерно 1,5 тыс. рублей), а самые дорогие – у «Челси» (2,2 тыс.). Но что заглядывать в кошельки вполне довольных жизнью англичан? На соседней Украине донецкий «Шахтёр» на матчи решающей стадии Кубка УЕФА устанавливал вполне сносные цены: на весьма приличные места можно было пройти за 100–150 российских рублей. Получается, что Украину мы в футбольном плане уже опередили, а вот до Англии пока никак не дотягиваем. И всё же стоит признать: зрелище, которое нам предлагают «Динамо», «Зенит» и ЦСКА с «Рубином», пока не соответствует тем запросам, что сами клубы выставляют в своих билетных программах. А это значит, что акция армейских болельщиков может иметь продолжение. Да и на статистические итоги посещаемости стадионов по итогам нынешнего года нам придётся взглянуть под несколько иным, чем прежде, экономическим ракурсом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.06.2009 11:42
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх