// // Рост социальных расходов до 33 процентов нефтяному бюджету не по карману

Рост социальных расходов до 33 процентов нефтяному бюджету не по карману

359

Чёрная дыра

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На прошлой неделе Минфин внёс в правительство законопроект, в котором сформулировано новое «бюджетное правило». Финансисты предлагают поставить в прямую зависимость расходы бюджета от цен на нефть. Проще говоря, если законопроект будет принят, то правительству придётся наконец-то жить по средствам. Беда только в том, что строгое следование новому бюджетному правилу ставит под угрозу выполнение социальных обязательств государства.

Суть предложений Минфина сводится к следующему. Базовую цену нефти уже в следующем году предлагается рассчитать исходя из средних показателей за прошедшие пять лет. В 2014-м – за шесть, в 2015-м – за семь, а к 2018-му этот период будет увеличен до 10 лет. Соответственно расходная часть бюджета не может быть выше доходов, рассчитанных на основе базовой цены нефти, увеличенной на дефицит бюджета в 1% ВВП. По словам главы ведомства Антона Силуанова, сверхдоходы будут направляться на формирование «подушки безопасности в Резервный фонд в размере 7% ВВП, остальное – на инвестпроекты.

«Здравое звено в этом предложении – это то, что «ножки надо вытягивать по одёжке». А пока доходы нашего бюджета на 60% зависят от нефтегазовых поступлений, то и привязка к ценам на нефть выглядит абсолютно логичной. Вопрос о том, за 4,5 или 10 лет стоит рассчитывать базовую цену нефти, требует дополнительного осмысления. Но мне кажется, что сейчас надо как-то привязаться к нефти, а в дальнейшем уже обсудить детали формулы расчёта», – считает исполнительный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян.

В пользу версии, что данные предложения Минфина могут быть приняты за основу, говорит и тот факт, что некоторое время назад сформулировать новые бюджетные правила поручил премьер-министр Дмитрий Медведев. В поручении премьера, в частности, говорится о целесообразности рассмотреть возможность применения базовой цены на нефть за последние несколько лет.

«Мне кажется, что радикальных изменений в бюджете произойти не должно, цена нефти будет усредняться за прошлые периоды, и цифра получится сбалансированной. При этом будет механизм сдерживания бюджетных расходов, которые в последнее время часто росли на фоне предвыборных обещаний. Создаётся реальный контрольный механизм, позволяющий ограничить популизм», – считает глава холдинга «Финам» Владислав Кочетков.

Другое дело, что в этом случае в числе популистских предвыборных обещаний, которым не суждено будет сбыться, окажутся, к примеру, и растущие пенсии, и расходы на армию, и многие другие социальные обязательства государства. Примечательно, что о запланированном увеличении социальных расходов весьма недвусмысленно в своих предвыборных статьях писал нынешний президент Владимир Путин.

«Если правило введут, то увеличивать расходы бюджета, как мы делали это на протяжении последних пяти лет, будет сложнее», – уверен главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров. Хотя, по его мнению, совсем необязательно, что «под нож» попадут именно социальные выплаты. Эксперт не исключает, что пересмотрены могут быть какие-нибудь другие расходные статьи бюджета.

По теме

Заметим, однако, что урезания предстоят весьма серьёзные. Так, согласно ныне действующему закону о бюджете на 2012 год, а также на плановый период 2013–2014 годов прогнозируемая цена нефти Urals составит 97 долларов за баррель. Исходя из этой цифры рассчитаны и доходы казны, которые в 2013 году должны составить 12,7 трлн, а расходы соответственно – 13,7 трлн рублей. Дефицит бюджета при этом ожидается на уровне 1 трлн рублей. Если же нынешние предложения Минфина в итоге будут одобрены, то базовая цена нефти в 2013 году составит уже 82,5 доллара за баррель.

«Полученный уровень может потащить за собой «заморозку» социальных программ, но в этом есть некая логика, которую надо соблюсти, – рассуждает Агван Микаелян. – Социальные программы, которые не являются вложением в некое развитие, а представляют собой фиксированные выплаты, могут реализовываться только за счёт уже заработанных денег. Если мы хотим увеличить социальные затраты, мы должны найти схему увеличения роста экономики».

По словам аналитика, увеличение социальных трат, не сопровождаемое ростом экономики, увеличением производительности труда, как бы привлекательно оно ни выглядело в сиюминутной перспективе, в итоге приведёт к отрицательным последствиям.

Впрочем, эти, казалось бы, базовые законы экономики российское правительство все последние годы старается обходить как может. Для сравнения: если ещё в 2007 году доля социальных расходов бюджета составляла 24%, то теперь этот показатель вырос до 33%. Причём, как отмечают некоторые эксперты, даже эти траты нам уже не по карману.

«Очевидно, что в условиях глобального замедления экономики поддерживать такие значимые темпы роста доходов нет никакой возможности, – отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. – Для этого для начала требуются значительные инвестиции, которые ещё не сделаны, а без них достичь такого радикального роста доходов просто не представляется возможным».

В этой связи тем более логичными выглядят предложения главы Минфина Антона Силуанова о необходимости формирования «подушки безопасности», которая за посткризисные годы уже успела существенно «похудеть». Именно эти траты позволяли правительству всё это время делать громкие заявления о том, что Россия хорошо подготовилась к кризису, о том, что наша страна чуть ли не единственная в мире, где в период мировых финансовых сложностей повышали пенсии и зарплаты бюджетников. Не стоит забывать ещё и о том, что в 2009 году из госказны были сделаны существенные вливания в отечественную банковскую систему.

«В результате российская экономика встречает новый кризис с ярко выраженными иждивенческими настроениями. Причём эти настроения проявляются не только относительно обслуживания кредитов. Конечно, речь идёт вообще про ожидания», – констатирует Наталия Орлова. По её словам, согласно недавнему обзору потребительских настроений, проводившемуся в российских регионах, подавляющее большинство россиян ожидают, что в ближайшие пять-шесть лет их доходы вырастут как минимум на 5%. Оно и неудивительно, если учитывать громкие предвыборные обещания, которые при этом ещё нередко сдабривались реальным увеличением социальных выплат.

Кстати, ряд предложений, которые коснутся сокращения социальных расходов, Минфином были представлены ещё в первых числах июня. Одно из них касается изменения программы расчёта прожиточного минимума.

«Мы хотим установить минимальный уровень потребления в целях регулирования адресных социальных программ для бедных, а также создать потребительский бюджет для оценки уровня жизни, регулирования рынка труда. От этого разделения будет зависеть размер социальной помощи не только на федеральном, но и на региональном уровне», – заявил Антон Силуанов. В основе механизма реализации этих мер лежит пересмотр методики расчёта прожиточного минимума. Причём главным инициатором этой идеи ранее выступал сам президент Владимир Путин.

Ныне действующее российское законодательство предусматривает расчёт прожиточного минимума исходя из размера потребительской корзины, в которой в идеале должна быть прописана стоимость всех товаров и услуг, необходимых человеку. По факту же стоимость потребительской корзины последние годы частенько занижается, в том числе и для того, чтобы улучшить статистику по числу россиян, находящихся за чертой бедности. Ведь .

Правда, российские чиновники к перерасчётам прожиточного минимума на основе зарубежного опыта решили подойти максимально творчески. Порог бедности, согласно предварительно озвученным предложениям Минфина, будет рассчитываться с учётом эффекта экономии от общесемейного потребления. Грубо говоря, чем больше семья, тем меньше затрат приходится на каждого её члена. Такая «экономия» достигается в том числе и за счёт того, что в семьях есть общие предметы длительного пользования, например холодильник, телевизор, стиральная машина и т.п. Таким образом, если именно эта методика будет принята за основу, то величина прожиточного минимума может ещё больше сократиться. «Эти перерасчёты необходимы для того, чтобы поддержка бедным осуществлялась более адресно и её получали действительно нуждающиеся граждане», – подчеркнул министр финансов. А заодно такой подход к делу позволит достичь столь необходимых сокращений социальных выплат – ведь в этом случае уже не придётся бесконечно подправлять статистику благодаря снижению уровня прожиточного минимума, бедняков в стране автоматически станет меньше.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.06.2012 19:19
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх