// // Россию лишают влияния в Каспийском регионе

Россию лишают влияния в Каспийском регионе

346

Украли море!

Россию лишают влияния в Каспийском регионе
В разделе

Недавняя неформальная встреча глав четырёх прикаспийских государств, задачей которой было хоть как-то определить сферы влияния на Каспии, в очередной раз закончилась практически ничем, даже невзирая на то, что на неё не позвали представителей Ирана. Как утверждают эксперты, сделано это было специально для того, чтобы остальным было проще договориться: Иран уже озвучил свою позицию по Каспию, менять её он не собирается. Но и в таком формате проблему раздела богатств Каспийского моря решить не удалось. Более того, Азербайджан при поддержке США и Турции почувствовал себя главным игроком и начал было диктовать свои условия остальным. Корреспондент «Нашей Версии» оценивал российские перспективы на Каспии.

Перспективы эти весьма туманны, учитывая тот факт, что мы, по всей видимости, потеряли потенциального союзника, повернувшись спиной к Тегерану. «Конечно, позицию Ирана нельзя назвать гибкой, – считает известный политолог Сергей Марков. – И понять её, не зная истории вопроса, невозможно.

До 1991 года Каспий был по большому счёту внутренним морем СССР. Нам принадлежали 88% его ресурсов, остальные 12 – Ирану. Сферу влияния Тегерана условно ограничивала так называемая линия Астара Гасан-Кули, которая не была зафиксирована ни в одном международном договоре. После распада Союза игроков стало уже не двое, а пятеро (Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан), и Тегеран предложил разрабатывать минеральные ресурсы Каспия совместными силами всех прибрежных стран на условиях кондоминиума. Однако, столкнувшись с неприятием своей позиции, он остаётся на позиции раздела Каспия на пять 20-процентных частей».

Понятно, что при таком дележе Тегеран почти вдвое увеличивает свою сферу влияния, и на первый взгляд для нас это неприемлемо. Ведь в этом случае морская граница Ирана уйдёт на север, отрезав нефтяные месторождения у южных берегов Туркмении и Азербайджана. Ашхабаду и Баку, а может быть, и Москве останется теснить Казахстан, уменьшая его сектор. Чем нам может грозить такой поворот событий, можно не объяснять.

Но, с другой стороны, в деле раздела Каспия у России практически нет союзников: бывшие республики СССР, став самостоятельными региональными игроками, таковыми уже не являются. И в Казахстане, и особенно в Туркмении стремятся ограничить влияние России в регионе. Элиты этих постсоветских стран опасаются денег и влияния Москвы и предпочтут признать своим неформальным лидером Баку. Им так спокойнее.

Напомним, сразу же после распада СССР, в 1992 году, США провозгласили Каспий «зоной своих стратегических интересов». Собственно, в первую очередь раздел Каспийского моря был нужен именно американцам: это существенно облегчало проникновение в регион западных нефтяных компаний. Ещё один интерес США состоит в том, чтобы грузопотоки и маршруты транспортировки азербайджанской и казахстанской нефти шлиv не по северным трубопроводным системам России, а прямиком на Запад, через Баку.

В этом случае «при деле» будут ещё и Турция, и Украина с Грузией, которые наверняка окажутся весьма признательны Америке за возможность подзаработать на нефтяном транзите.

В июле 1998 года России и Казахстану удалось добиться взаимопонимания в вопросе разграничения прав на недра Северного Каспия. Тогда это расценили как шаг навстречу секторальному делению моря, хотя это было не совсем верно: российско-казахстанское соглашение не предусматривало проведения государственных границ по воде, оставляя акваторию в общем пользовании. К соглашению собирались присоединиться и Туркмения с Азербайджаном, но до сих пор вопрос их участия оставался не решённым окончательно. В Актау, во время встречи президентов прикаспийских стран, должна была наступить какая-то ясность. Судя по нервной реакции Тегерана, она наступила, но назвать проблему Каспия решённой всё-таки нельзя.

По теме

Ожидалось, что во время саммита в Актау будет обсуждаться и создание Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), структуры, призванной теснее объединить все прикаспийские государства по аналогии с существующей с 1992 года Организацией черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), в которую входят 11 стран Причерноморского региона. Эксперты оценили создание такой организации очень высоко, но усомнились в том, что сторонам удастся воплотить идею в жизнь в полной мере. Скорее, подчёркивали они, удастся сделать хоть что-то, в частности наладить конструктивный диалог между всеми прикаспийскими государствами.

«Пятисторонняя кооперация в этой сфере позволит, во-первых, исключить возможность вооружённых конфликтов, во-вторых, оптимизировать военные расходы, а в-третьих, вести более предсказуемую политику в экономике», – пояснил вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев, обосновывая необходимость создания такой организации. А политолог Глеб Павловский отметил, что создание ОКЭС может сыграть особую роль в вопросе окончательного принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и помочь решить ряд региональных проблем. Но в итоге по ОКЭС окончательно договориться не удалось. Решение вопроса отодвинули на весну следующего года.

Кое-что всё же удалось решить, и некоторые аналитики полагают, что это самое решение и было основной целью встречи в Актау, мол, потому и иранцев не стали звать, что тема была тонкая и, как говорится, «келейная». Президенты Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев – с одной стороны и Ильхам Алиев – с другой накануне каспийского саммита, который состоится в Баку в октябре, собирались «прощупать» своего коллегу, нового президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова.

У Азербайджана и Туркменистана существуют серьёзные разногласия по статусу нескольких приграничных нефтяных месторождений. Главным итогом саммита в Актау как раз и могло бы быть примирение Баку и Ашхабада, основанное на двусторонних соглашениях. Если бы России и Казахстану удалось уговорить Туркменистан договориться с Азербайджаном и примкнуть к каспийской тройке, дело осталось бы только за Ираном.

Судя по всему, сделать это удалось, и на октябрьском саммите в Баку можно ждать прорыва в разрешении проблемы Каспия. Там же, возможно, вторично поднимут и тему ОКЭС. Если в Москве удастся достигнуть соглашения о создании Организации каспийского экономического сотрудничества, и если Москва и Астана смогут на региональном уровне ограничить вмешательство внешних сил (другими словами – США и Турции) в решении каспийских вопросов, это приведёт к серьёзному продвижению решения проблемы статуса Каспия. Собственно, встреча в Актау лишь наметила контуры предстоящего партнёрства. Практически все посвящённые говорят о том, что Бердымухамедова удалось «прогнуть» и сопротивляться общей воле своих постсоветских коллег он не станет. Важно, чтобы сохранялось единство взглядов на каспийскую проблему внутри «четвёрки» – России, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана, а также чтобы Иран не отказался от дальнейшего продолжения диалога. Это, собственно, и было главной задачей встречи в Актау. И, если это так, она в целом удалась.

Впрочем, говорить о какой-то большой удаче пока рано, считает политолог Сергей Марков: «Определить правовой статус Каспийского моря Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран пытаются уже почти 20 лет. Пока безрезультатно, и хорошо, если встреча в Актау поспособствует продвижению в этом вопросе. Но я бы не стал торопиться с выводами».

Отношения пяти прикаспийских стран осложняются так называемыми спорными территориями, и если Россия и Казахстан уже достигли серьёзных договорённостей по каспийской проблеме, то Азербайджан и Туркменистан по вопросу принадлежности нескольких месторождений никак не придут к консенсусу. Вся надежда на то, что с Бердымухамедовым действительно удалось договориться. Ведь без участия Туркменистана соглашение о частичном разделе Каспия по срединной линии, подписанное шесть лет назад Россией, Казахстаном и Азербайджаном, проблему его статуса полностью так и не решило.

Может помешать договориться и то, что США готовы всеми силами удержать своё влияние в регионе и будут делать всё для того, чтобы ещё больше потеснить Россию. А получается это у американцев неплохо, достаточно вспомнить, как им удалось убедить российское руководство в целесообразности так называемого ступенчатого подхода к решению каспийской проблемы. Летом 1998 года России и Казахстану удалось договориться о том, какую часть Северного Каспия будет разрабатывать одна и другая страна. Появился принцип: «Делим дно – вода общая». Сначала разделить дно Каспия, а затем уже решать проблемы судоходства, рыболовства, безопасности, экологии, строительства трубопроводов. Как показало время, что было выгодно добывающим компаниям – читай США, – вовсе не соответствовало интересам прикаспийских стран. И логика такого подхода оказалась порочной: лоббисты этого варианта, получив доступ к шельфу Каспия, утратили интерес к дальнейшей юридической проработке вопроса.

Теперь американцам придётся поискать аргументы для того, чтобы выбить из договорного процесса Азербайджан и таким образом сохранить своё влияние в регионе. И они их уже находят: на прошедшей буквально на днях в Баку международной конференции «Газовая инфраструктура Каспийского региона» американцы сулили Азербайджану роль регионального лидера, обещали 20 млрд. долларов на разработку второй стадии совместного проекта «Шах-Дениз» и грезили международным консорциумом для разработки нефтяных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли. Правда, Ильхам Алиев к посулам остался глух. Во всяком случае, пока.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.09.2009 14:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх